Мария Николаевна
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Кто живёт в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кто живёт в лесу?»
Цель: обогащение представлений детей о диких животных (лиса, медведь, заяц, белка, волк, ёж, их образе жизни, воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные :
1. Расширять представления детей о лесе – дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу.
2. Учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Кто живёт в лесу“» размещена в разделах
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
3. Продолжать формировать у детей элементарные представления об осенних изменениях в природе; закрепить правила поведения в лесу; обогащать словарный запас (бурый медведь, клыки).
Развивающие:
1. Развивать внимание, связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.
2. Активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок и разрешение проблемной ситуации.
Воспитательные:
1. Помочь детям насладиться красотой времени года - осень, развивать способность радоваться и удивляться многоцветностью окружающего мира.
2. Формировать стремление к дальнейшему накоплению знаний.
3. Воспитывать любовь к родному краю, животным леса.
Словарная работа: бурый, клыки.
Методы и приемы: игровой (персонаж Белочка, сюрпризный момент, наглядный (фотографии животных, словесный (беседа, использование художественного слова – загадки, стихи, вопросы поискового характера).
Оборудование: декорации леса, корзинка.
Материал: Фотографии животных: заяц, лиса, белка, еж, волк, медведь; письмо; картинки «Правила поведения в лесу».
Предварительная работа: Беседы, чтение художественных произведений об осенней природе, о жизни диких животных; рассматривание иллюстраций, картин с изображением деревьев, диких животных; игры по экологическому воспитанию, беседы о правилах поведения в лесу; разучивание стихотворений о природе.
Вид деятельности : интегрированная (познавательная, игровая)
Ход НОД:
Воспитатель. Посмотрите, у нас сегодня гости, они пришли посмотреть на вас. Давайте поздороваемся. Ребята, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу.
Cорока. Телеграмма, телеграмма! Я принесла вам телеграмму!
Воспитатель. Ну, сорока-стрекотунья! Принесла телеграмму и улетела, а от кого не сказала. Сейчас я прочитаю, кто же нам телеграмму прислал.
Читает телеграмму.
Воспитатель. «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу, у меня много друзей, но я очень хочу познакомиться с вами и подружиться, поэтому
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключений
Вам, ребята, не найти.
А кто я, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?»
Воспитатель: Кто же это, ребята?
Дети. Белочка.
Воспитатель. Правильно, это белочка, она приглашает нас в гости. Вы хотите отправиться к ней в гости?
Дети. Да.
Воспитатель. А почему белочка написала, что приглашает нас в лес осенний? Какое сейчас время года?
Дети. Сейчас осень.
Воспитатель. Правильно, сейчас осень. По каким признакам вы догадались, что сейчас осень?
Дети. Солнце греет меньше; стало холоднее; небо стало серое, хмурое, часто идут дожди; деревья сбрасывают пожелтевшие листочки.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы знаете приметы осени, но прежде, чем отправиться в лес, в гости к белочке, проверим, знаете ли вы правила поведения в лесу.
Воспитатель демонстрирует иллюстрации правил поведения в лесу.
Дети. Не шуми в лесу, не пугай животных.
Не лови диких животных, не уноси к себе домой, их дом в лесу.
Не оставляй мусор в лесу.
Не оставляй в лесу зажжённый костёр, случится пожар, погибнут животные.
Молодцы, ребята, правила поведения в лесу вы тоже знаете, значит можно отправляться в путь.
В лес отправимся гулять, Дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем Ходят «змейкой» между
Друг за дружкою гуськом, «кочками».
На носочки встали Бегут на носочках.
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом.
Мы на кочки наступаем.
Мы на кочки наступаем.
Очень весело шагаем. Дети маршируют
Воспитатель. Вот мы и попали в осенний лес! Как здесь красиво! Какие деревья нарядные!
Воспитатель. Ребята, а вы знаете какие деревья растут в лесу?
Дети. Береза, Елка, дуб.
Появляется белка.
Белочка. Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости!
Воспитатель. Ребята, вы узнали ее?
Дети. Да, это белка.
Воспитатель. Ребята, расскажите, какая белка?
Дети. Рыжая, быстрая.
Воспитатель. Белочка – проворный зверёк. Весной и летом шубка рыжевато-золотистая, а к зиме её мех становится серебристо-серым, густым и тёплым. Она очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Осенью делает запасы: собирает орехи, желуди, шишки, грибы. Недаром в народе ее называют хлопотуньей».
Воспитатель. Ребята, почему белочку называют хлопотуньей?
Дети. Белка хорошая хозяйка, делает запасы.
Воспитатель. Ребята, но в лесу живет не только белка, а много других зверей, а какие вы узнаете из моей загадки:
1. Ни барашек, и ни кот
Носит шубку круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы – другого цвета.
Дети. Заяц.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Маленький, трусливый, быстрый, шустрый, серый, белый.
Воспитатель. Кто у зайца детеныш?
Дети. Зайчонок, зайчата.
Воспитатель. Где живет заяц?
Дети. Под кустом.
Воспитатель. Днем заяц спит там, где живет, а ночью выходит на пропитание. Зимой он питается, в основном, корой различных деревьев. А для чего зайка меняет цвет своей шубки?
Дети. Чтобы спрятаться от хищников.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите на время превратиться в маленьких зайчиков и поиграть?
Дети. Да.
Упражнение «Зайка серенький сидит…»
Воспитатель. Ребята, послушайте другую загадку.
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее…
Дети. Лиса.
Воспитатель. Лиса, какая?
Дети. Рыжая, хитрая, быстрая, ловкая, пушистая, красивая.
Воспитатель. Кто детеныш у лисы?
Дети. Лисенок, лисята.
Воспитатель. Где живет лиса?
Дети. В норе.
Воспитатель. Покажите, как лисичка ходит? (дети изображают лису).
Дети изображают, как ходит лиса.
Воспитатель. Ребята, а еще лиса является символом Мордовии-нашей республики. Недаром в Саранске поставили памятники этому зверьку.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Слушайте следующую загадку про животное.
3. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Дети. Волк.
Воспитатель. Волк какой?
Дети. Злой, голодный, серый, зубастый, лохматый.
Воспитатель. Кто у волка детеныш?
Дети. Волчонок, волчата.
Воспитатель. Правильно. Волки сильные звери имеют крупные и острые зубы (клыки).
Воспитатель. А как волк голос подаёт?
Дети. У-у-у.
Воспитатель. Что он делает?
Дети. Волк воет.
Воспитатель. Послушайте, ребята, кто спрятался в этой загадке.
4. Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
Дети. Ёжик.
Воспитатель. Ежик, какой?
Дети. Колючий, смелый.
Воспитатель. Кто детеныш у ежа?
Дети. Ежонок, ежата.
Воспитатель. Всё тело ежа покрыто иголками Питается Ежик насекомыми, ягодами, а зимой он впадает в спячку в своей норке и спит до весны.
Воспитатель. А как ёж голос подаёт?
Дети. Фр-фр-фр.
Воспитатель. Что он делает?
Дети. Ёж фыркает.
Воспитатель. Ребята, осталась последняя загадка.
5. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Дети. Медведь.
Воспитатель. Медведь какой?
Дети. Большой, косолапый, неуклюжий, лохматый.
Воспитатель. Как ходит медведь (дети изображают).
Воспитатель. Кто детеныш у медведя?
Дети. Медвежонок, медвежата.
Воспитатель. А где медведь спит всю зиму?
Дети. В берлоге.
Воспитатель. Медведь к зиме нагуливает жир: он ест грибы, ягоды, рыбу, жуков, а зимой спит в берлоге и сосет свою лапу.
Воспитатель. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Лесные жители»
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка,
А лисята, как проснуться,
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть,
И легонечко подпрыгнуть.
Медвежонок косолапый
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
Белочка. Какие вы молодцы, ребята, как много вы про нас, зверей, знаете. Спасибо вам, что пришли ко мне в гости.
Воспитатель. Белочка нас хочет угостить орешками.
Дети. Спасибо, белочка! До свидания.
Воспитатель. До свидания. Хорошо в лесу! Но нам пора возвращаться в детский сад.
Дружно за руки возьмемся,
В центре круга соберемся,
Тихо скажем 1,2,3
В детский сад вернемся мы.
Воспитатель. Вот, ребята, мы опять с вами в группе. Мне очень понравилось как вы занимались, сколько всего интересного узнали про животных. А что вам понравилось и запомнилось больше всего? (Ответы детей). А теперь давайте попробуем угощение белочки.
Литература:
1. Артемьева Л. В. Окружающий мир в дидактических играх,1992г.
2. БондаренкоТ. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж, 2009г.
3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М. : Вентана-Граф, 2008. С. 224.