ирина васютина
Конспект НОД с детьми в разновозрастной группе 5–7 лет «Традиции и обычаи народов, живущих в нашем городе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в разновозрастной группе 5 -7 лет
Тема: Традиции и обычаи народов живущих в нашем городе.
Цель: Расширение знаний детей о малой Родине.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими наш город. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов. Формировать чувство гордости за малую Родину, поддерживать интерес к истории и культуре нашего города и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Энгельс – Покровск, Энгельситы, тюбетейка, пулай.
Публикация «Конспект НОД с детьми в разновозрастной группе 5–7 лет „Традиции и обычаи народов, живущих в нашем городе“» размещена в разделах
Оборудование: Карта города Энгельса; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; магнитофон; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России;
НОД: Звучит запись песни «С чего начинается Родина»
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей).
Воспитатель: - Верно, Родина – это место, где мы с вами живём, где живут ваши родители, друзья.
Воспитатель: - Ребята, а как называется наш город (Ответы детей,
Воспитатель: Да, вы правы, наш город называется Энгельсом.
(читает отрывок стихотворения) Валентина Панарина
Энгельс - город есть на Волге.
Он уютен, прост.
До него мне путь недолгий -
только через мост.
До сих пор его Покровском
жители зовут.
Воспитатель: (обращает внимание на карту)
Посмотрите, - это карта нашего города Энгельса, давайте её рассмотрим.
Дети рассматривают карту города.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру?
Проводится словесная игра «Я начну, а вы продолжите» :
1. Наш город называется … (Энгельс).
2. Наш город … (небольшой, очень красивый).
3. В нашем городе много … (улиц, переулков).
4. Люди, живущие в нашем городе, называются … (Энгельситы).
- Наш город красив и не стар. Он основан в 1747 году. И назывался он Покровском.
Люди разных национальностей живут в нашем городе.
Воспитатель: - Ребята, а людей каких национальностей вы знаете, которые живут на территории нашего города (Ответы детей - Русские, казахи, чуваши, башкиры, татары, мордва и др.)
Воспитатель: Молодцы, все верно. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Скажите, а что такое народные традиции? (Ответы детей
- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ).
Воспитатель: - Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)
- А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. - У каждого народа свои народные традиции. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.
Воспитатель:- Ребята, посмотрите иллюстрации людей в национальных костюмах.
(Дети, рассматривают иллюстрации).
- Посмотрите на русский национальный костюм. Какая одежда на женщине и мужчине? ( Ответы детей: сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, портки у мужчины.)
- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. (Дети рассматривают иллюстрации).
- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка). Основа рисунка тюбетейки геометрический рисунок.
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Воспитатель: - А хотите поиграть в татарскую народную игру? (Ответы детей). Игра называется «Угадай и догони» (Читанме, бузме) Игра проводиться 2-3 раза.
Цель игры: развитие внимательности, ловкости.
Дети садятся на скамейку в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.
Правила игры:
• если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать;
• как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.
Воспитатель: - У каждого народа свой язык. Люди разных народностей нашего города знают два языка : свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы в России.
Воспитатель: - Ребята послушайте стихотворение
А. Яшина «Язык наш прекрасный»
Язык наш прекрасный – Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий. В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки.
Страницы волшебных, Волнующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Воспитатель: - Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
Посмотрите, у нас в уголке книги находятся разнообразные книги со сказками разных народов. Давайте их посмотрим. (Дети берут в руки книги и рассматривают иллюстрации к сказкам).
Воспитатель: - Вы правы в каждой сказке добро всегда побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
- Сказки у всех народов добрые, в них говорится про настоящую дружбу. Поэтому все народности так крепко дружат между собой.
Воспитатель: - У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.) - Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины, а у татар любимое национальное блюдо «Зур Бэлиш» с мясом и картошкой, у казахов «Бешбармак», ребята, посмотрите на иллюстрации этих блюд.
Русские женщины на праздник пекли разнообразные пироги, а блины пекли на Масленицу, которая очень почитаема у русского народа
Воспитатель: - ребята, а хотите поиграть в русскую народную игру? (Ответы детей).
Проводится игра «Гори, гори, ясно». Игра проводится 2-3 раза.
Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий» то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Воспитатель: - Ребята, а что нового мы с вами узнали, (Ответы детей - в нашем городе живут люди разных национальностей. Русские, Казахи, Татары, Башкиры, Мордва и многие другие). У каждого народа есть свои традиции и культура, свои национальные костюмы, народные игры, национальные блюда.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, да вы правы наш многонациональный город самый лучший, потому что это наш с вами город.
(включает запись песни «Живи наш город…» и проводится флешмоб.
Воспитатель: - А сейчас по старой русской традиции у нас чаепитие с русскими блинами.