ольга осипова
Конспект НОД с детьми дошкольного возраста «В Страну русских народных сказок. История ложки» (разновозрастная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«В СТРАНУ
РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.
ИСТОРИЯ ЛОЖКИ»
Образовательная область:
Познавательное развитие
Образовательная деятельность:
Развитие познавательно- исследовательской
деятельности
МОУ «СОШ «Лесновский ЦО»
ДО№2 Стеклянный
Воспитатели: Осипова О. С.
Ерёмина Т. М.
Декабрь 2018
Цель:
- обогащение представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки;
Публикация «Конспект НОД с детьми дошкольного возраста „В Страну русских народных сказок, История ложки“ (разновозрастная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
- привитие устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете
Задачи:
Образовательные:
-расширять кругозор детей об истории и народных традициях;
-познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа
Развивающие:
-продолжать знакомить с народным творчеством;
-формировать умение внимательно слушать взрослого;
-расширять словарный запас детей, вводить в активный словарь детей антонимы; обучать умению подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым. Продолжать учить интонационной выразительности.
Воспитательные:
-воспитывать чувство любви и гордости к Родине;
-продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.
Работа над формированием предпосылок УУД (средняя группа) :
Позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.
Владение диалогической и монологической речью (интерактивная форма обучения, когда дети учатся отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, учатся слушать.
Возникновение у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность.
Выполнение инструкций взрослого, выявление и коррекция своих ошибок.
Предварительная работа: знакомство с русской избой, чтение русских народных сказок «Три медведя», «Жихарка», «Теремок», «Рукавичка», настольный театр по сказкам; просмотр мультфильмов; д/и «Расскажи сказку»; обследование, сравнение, обобщение деревянных, металлических, пластмассовых ложек и посуды (деревянной, глиняной)
Материалы и оборудование: ИКТ, театр на ложках «Рукавичка», предметы обихода избы, конверты с картинками по сказкам «Теремок», «Рукавичка», ложки из разного материала (дерево, пластмасса, металл); волшебный сундучок, корзинка, керамическая посуда, капсулы от киндеров; аудиозапись русской народной мелодии, магнитофон.
Ход непосредственно организованной
образовательной деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель вносит сундучок и загадочно говорит:
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка,
А поможет есть их… (ложка)
Ребята, может быть кто-то догадался, о чём мы сегодня будем говорить? И что у меня может быть в сундучке? (ответы детей)
Воспитатель достаёт ложку металлическую и показывает её детям.
Вводная часть:
Воспитатель: Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая лежит возле тарелки, на своём привычном месте.
Введение в проблемную ситуацию.
Воспитатель: Кто- нибудь из вас задумывался, когда появилась эта незаменимая помощница и из чего она была сделана? ( дети: нет)
Основная часть:
I часть
Воспитатель: На Руси самым простым материалом было дерево. Поэтому люди стали делать ложки, посуду, а затем и мебель из дерева. (слайд)
Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками (воспитатель достаёт из сундучка деревянную ложку).
Есть даже такая пословица: «Щи да каша- пища наша».
Воспитатель: Посмотрите на экран и отгадайте герои каких русских народных сказок пользовались деревянными ложками ( слайды: три ложки разного размера, мальчик)
( ответы детей: «Три медведя», «Жихарка») Молодцы.
Воспитатель: Что делал Жихарка, когда оставался дома один? (ответы детей)
Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Ждал возвращения кота и петуха. Давайте и мы поможем Жихарке.
Вот он сварил горячую картошку в чугунке, надо её переложить из чугунка в тарелки для кота и петуха.
П/игра «Перенесём картошку»
Дети делятся на две команды. Надо зачерпнуть деревянной ложкой картошку в чугунке и перенести её в тарелку. Кто быстрее справится (звучит русская народная мелодия)
Средняя группа- для петушка, 2 мл. - коту.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Помогли Жихарке.
Но шло время, люди стали делать ложки не только из дерева.
Ребята, я знаю место, где находится очень много ложек. Я там уже побывала. Это место- музей ложек. ( слайд: музей).
Хотите и вы побывать вместе со мной? (ответы детей)
Динамическая пауза:
По поляне мы идём,
По лесочку мы идём,
И к музею подойдём.
Дети выполняют движения и оказываются в «музее ложек».
На столах лежит большое количество разных ложек.
II часть
Воспитатель: Посмотрите какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться из какого материала они сделаны
(дети рассматривают, обследуют ложки на столах).
Из металла –металлическая, из пластмассы- пластмассовая, из дерева- деревянная.
Воспитатель показывает керамическую ложку-из керамики.
Предлагаю вам ещё одну игру. Хотите поиграть?
Д/игра «Найди пару»
Воспитатель: Возьмите по одной ложке из корзинки, а пару для неё найдите на столе.
(дети средней группы выбирают из трё х видов: пластмассовая, металлическая, деревянная; дети 2 мл. гр. - два вида: деревянная, металлическая)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти ложки (обращает внимание детей на деревянные ложки). Люди издавна любили украшать предметы домашнего быта и придумали они ложки расписывать. Как можно сказать про ложки, которые расписывают? ( дети: расписные)
Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? ( дети: люди- мастера)
Правильно, таких мастеров называли ложкарями. Мы знаем, что ложки нужны для еды. А что ещё можно делать деревянными ложками? ( дети: играть)
Да, деревянные или металлические ложечки легко могут превратиться в музыкальные инструменты.
( слайд: ложкари)
Ребёнок рассказывает стихотворение :
Звонкие, резные,
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
(звучит русская народная мелодия, дети играют на ложках)
Воспитатель: Понравилось вам в музее? А хотите узнать ещё много интересного про ложки? (ответы детей)
Тогда идём дальше.
Динамическая пауза:
По поляне мы идём,
По лесочку мы идём,
И к избушке подойдём.
(Дети выполняют движения и оказываются возле «русской избы». Второй воспитатель набрасывает на плечи платок- «хозяйка избы»; слайд: русская изба)
III часть
Хозяйка избы: Проходите, гости дорогие. Я, хозяйка избы. Усаживайтесь на лавке, грейтесь у печи. Печь избу обогревает, на печи обед готовлю, пироги пеку, валенки да варежки сушу.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет.
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит.
Посмотрите, какая в избе посуда: крынка - кувшин для молока из глины. А вот миски и ложки. Как вы думаете, из чего они сделаны? ( дети: из дерева)
Правильно. Ведь давным - давно посуду вырезали из дерева.
(рассматривание деревянных ложек и мисок)
Как называют ложки из дерева? ( дети: деревянные)
Но с ложек можно не только кушать, можно и сказки рассказывать. Посмотрите, кто изображён на наших ложках.
(«хозяйка» показывает ложки с изображением героев сказки «Рукавичка»; ответы детей)
Как можно назвать всех этих животных? ( дети: дикие)
А почему? ( дети: они живут в лесу)
Называется наша сказка «Рукавичка». А что такое рукавичка? (ответы детей)
Рассказывание сказки «Рукавичка» с использованием ложкового театра.
«Хозяйка избы» : Ребята, вам понравилась сказка? Как она называется? (ответы детей)
Много зверей собралось в рукавичке. Они жили дружно, не ссорились. Говорят: «В тесноте, да не в обиде». Это означает, что хотя зверятам было тесно, они жили мирно, не ссорились (дети повторяют поговорку)
Чем закончилась сказка? (ответы детей)
На какую знакомую сказку она похожа? (ответы детей)
А какой новый герой в ней появился? Почему его так называют? (ответы детей)
Молодцы, правильно отвечали. Я хотела своим деткам сказку рассказать, да вот беда: кот-проказник на стол запрыгнул и все картинки перемешал. Поможете мне картинки по порядку разложить? (ответы детей)
Д/игра «Разложи сказку по порядку»
Дети делятся на группы. Дети средней группы раскладывают сказку «Теремок»; дети 2 мл. гр. - «Рукавичка»
По ходу игры «хозяйка избы» задаё т детям наводящие вопросы:
Кто первым стал жить в рукавичке? Как пищит мышка? Кто вслед за мышкой? Как просилась лягушка в рукавичку? И т. д.
«Хозяйка избы» : Спасибо, вы мне очень помогли. А теперь становитесь в хоровод.
Х/игра «Тень- тень, потетень»
Тень- тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под пллетень,
Похвалилися весь день.
Похвалялася лиса:
«Всему лесу я краса!»
Похвалялся зайка:
«Поди, догоняй-ка!»
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялися мышата:
«Вот такие мы ребята!»
Воспитатель: Понравилось вам, ребята, в гостях у хозяйки? (ответы детей)
Но нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с «Хозяйкой избы»
Динамическая пауза:
По поляне мы идём,
По лесочку мы идём,
В детский сад мы придём.
(Дети выполняют движения и проходят к стульчикам, садятся)
Итог деятельности:
Воспитатель: Ребята, что было самым интересным на занятии? ( дети: у ложки есть своя история; ложки делают из разных материалов; на ложках можно играть; есть музей ложек) Какой ложкой вам бы захотелось суп и кашу поесть? Почему? (ответы детей)
С какой сказкой мы сегодня познакомились? Какие герои были в сказке? Кто понравился больше всего? Почему?