Светлана Лукьянчикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие к Хозяйке Медной горы» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Малинский центр развития ребенка детский сад «Чайка» Ступинского муниципального района
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Путешествие к Хозяйке Медной горы»
Подготовила и провела :
Воспитатель
Лукьянчикова С. Ю.
2016г
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Путешествие к Хозяйке Медной горы“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Направления: Художественно – эстетическое; познавательно – речевое развитие.
Интеграция областей: «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация».
Цель: Расширение знаний детей о Земле через игру – путешествие.
Задачи:
Образовательные :
1. Познакомить детей со свойствами почвы, камней.
2. Познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;
3. Дать представление о почве и ее составе.
4. Подводить детей к ответу полными предложениями
5. Формировать навыки проведения лабораторных опытов.
6. Обогащать словарный запас новыми понятиями: горные породы, почва, плодородный слой.
7. Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории.
1.
Развивающие:
1. Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.
2 Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы
3 Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
3. Прививать любовь к природе.
4. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности
Материал: макет глобуса, мисочки с почвой, камнями; стаканчики с водой, ложечки; салфетки; лупа; листы бумаги, трафареты с изображением каменного цветка, подносы, клей; иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты; иллюстрация каменного цветка.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за почвой, камнями, отгадывание загадок. Чтение сказок П. Бажова; рассматривание камней;
экскурсия в парковую зону; раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя); труд в уголке природы и на участке.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель читает загадку.
Эта планета – любимый наш дом.
На ней мы с рожденья все вместе живем
Планета прекрасна: моря, океаны
Цветы и деревья, и разные страны.
И солнце сияет с зари до заката,
Что за планета, скажите, ребята?
Д – земля.
В – А как называется предмет, который изображает нашу планету? (Глобус.) (Показ глобуса.)
В – Давайте рассмотрим его.
- Какого цвета на глобусе больше всего? (Синего.)
- Как вы думаете, что обозначено этим цветом? (Моря, океаны, вода.)
- Какие еще цвета есть на глобусе? (Ответы детей.)
- Что обозначают зеленым цветом? (Растения, лес.) Коричневым? (Горы.) Желтым цветом? (Песок)
- Ответьте ребята, на что мы наступаем, когда идем по улице? (На камни, песок, траву.)
- А где все это лежит? (на земле, в земле, в воде.)
- Поверхность Земли не гладкая, как мы уже сказали, на ней есть горы, растут леса, пески.
- Представьте себе, что мы взяли кусок земли и разрезали его и увидим слои разного цвета. (Показ картины земля в разрезе.)
- Как вы думаете, что это за слои?
В – Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения, называется почва.
- А следующий слой какой? (Ответы детей.)
Песок, глина, мел, галька на берегу реки, уголь – все это горные породы.
- Где встречаются в природе горные породы? (На земле, в земле, в море.)
Почему земля разная? Что же делает ее такой твердой, мягкой? (Ответы детей.)
- Как же нам найти ответы на все эти вопросы?
Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.
В – Ребята нам пришло письмо. От кого оно, сейчас посмотрим.
Воспитатель читает письмо.
«Дорогие ребята! Я Хозяйка Медной горы. Я узнала, что вы ищите ответы на вопросы что входит в состав земли, из чего состоит почва.
И приглашаю вас в свою подземную лабораторию, чтобы вы нашли ответы на свои вопросы.
В – Ну, что ребята хотите отправиться в подземное царство Хозяйке Медной горы. (Да.)
- Сейчас я произнесу волшебные слова:
Чтоб узнать строение Земли
Чтоб вглубь ее войти.
Вам опыты помогут в этом
В пещере все найдем ответы.
Как попасть в пещеру нам,
Глобус здесь поможет вам
Глобус должен покружиться
Чтоб нам в недра земли спуститься.
(Звучит музыка, дети закрывают глазки.)
Х. М. горы – Здравствуйте ребята! Я Хозяйка Медной горы. Я очень рада вас видеть в подземном царстве. Я случайно узнала, что вы интересуетесь, из чего состоит земля и почему она разная.
В моей лаборатории вы найдете ответы на свои вопросы.
- Свои исследования я предлагаю начать с изучения почвы.
(Дети садятся за столы)
Опыт 1
- Рассмотрите почву внимательно при помощи лупы.
- Из чего она состоит? (В ней частички темного цвета, песчинки, камешки, комочки глины, веточки)
- Вы уже знакомились с песком и глиной.
- Как расположены песчинки друг от друга? (Отдельно.)
- Из чего состоит глина? (Глина состоит из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу).
- Итак, почва образуется из опавших листьев и веточек, камешков, глины, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения.
Вывод: земля состоит из кусочков глины, песка, камешков, корней и других остатков растений.
Опыт 2
Налейте в почву немного воды. Что произошло? Куда делась вода? (почва впитала воду)
Вывод: почва пропускает воду.
Опыт 3
- А есть ли воздух в почве? Кто живет в земле? Чем они дышат? Как и все животные воздухом. Давайте проверим, есть ли в почве воздух. Опустите в стаканчик с водой ложечку с образцом почвы и понаблюдайте, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
- Теперь давайте исследуем камень.
Опыт 1
- Рассмотрите его при помощи лупы.
- Что интересного вы увидели ребята?
- Какой он? (Твердый, холодный, шероховатый, цветной.)
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные, может быть гладким и шероховатым.
Опыт 2
Налейте на камень немного воды.
- Что получилось? Стал ли камень от этого мягче, как почва? Куда делась вода? Она впиталась? (Нет.)
- Как камень изменился? (Стал ярче, потемнее, стал красивее.)
- Где можно встретить камни? (В горах, в море, на земле, в земле.)
Вывод: камни твердые, крепкие, они находятся на земле, под землей, на дне моря и т. д.
- Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (У нас под ногами – песок, глина, камни. Самый верхний плодородный слой земли называется почвой.)
(Х. М. горы – приглашает детей выйти из-за столов на коврик.)
- Вы нашли ответы на свои вопросы? (Да.)
- Вам понравилось в моей лаборатории? (Да.)
- Но из моей лаборатории никто с пустыми руками не уходит.
- Был у меня один работник Данила, он сделал мне в подарок каменный цветок. (Показывает картинку каменного цветка.) И я вам предлагаю сотворить свой каменный цветок из цветного песка.
Физкультминутка
«На лугу растут цветы».
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Повороты — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают.
И по-прежнему цветут.
Дети садятся на свои места.
Объяснение
- У вас на столах лежат заготовки и трафареты каменного цветка.
Положите трафарет на лист бумаги, намажьте клеем по трафарету листик и посыпьте на трафарет цветной песок. Затем аккуратно снимите трафарет и ссыпьте лишний песок на поднос. И у вас получится замечательный каменный цветок.
Пальчиковая гимнастика
Вырос высокий цветок на поляне,
(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
Самостоятельная работа детей.
- Ну, вот вам пора возвращаться, мне очень приятно было с вами работать, а самое главное, что вы нашли то, зачем ко мне пожаловали.
(Звучит музыка, дети закрывают глазки.)
В – ну вот вы и у себя в группе.
- Что нового и полезного вы узнали? (Ответы детей.)
- Теперь, может быть вы по-другому, будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада.
- А что вы с собой принесли из подземного царства? (каменный цветок.)
- Давайте покажем всем, какой у вас каменный цветок.
Занятие закончено, спасибо за внимание.