Анна Мащенко
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зима» по развитию речи
МАОУ СОШ № 29
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.
Тема: «Зима» .
для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель первой квалификационной категории
Мащенко А. Н.
Цель: развитие грамматически правильной речи по зимней тематики.
Задачи:
Образовательные
Уточнение и расширение представлений о зиме, ее приметах.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Зима“ по развитию речи» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Уточнение и активизация словаря по теме «Зима». Обогащение лексики синонимами, глаголами.
Развивающие :
Совершенствование грамматического строя речи (образование существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование прилагательных с существительными).
Совершенствование навыков употребления предложно-падежных конструкций.
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование. Использование ИКТ, наборное полотно «Круглый год», предметные картинки по теме «Зима» : зимних месяцев, спортивного инвентаря, шар, мяч; тетради и карандаши по числу детей, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.
Предварительная работа. Прогулка по участкам детского сада, в парк, разучивание упражнения «Снеговик». Чтение стихотворений И. Сурикова «Зима», И. С Никитина «Здравствуй гостья-зима!», рассказа К Ушинского «Проказы старухи зимы». Закрепление зимних месяцев и упражнение во временной ориентации – игра «До- между- за».
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона. Совершенствование грамматического строя речи, образование однокоренных слов).
Воспитатель: Рада вас видеть! Это шар- душа нашей группы. Он поможет совершить путешествие в разные времена года. Передавайте его по кругу и мы окажемся… Об этом вы узнаете, когда посмотрите картинки.
- Рассмотрите картинки и назовите.
(Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок) Слайды
-Вы правильно назвали картинки. Подумайте, от какого слова образованы слова : снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок. Дети отвечают.
2. Беседа о времени года.
(Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Развитие диалогической речи).
- Как вы думаете, какое сейчас время года? Слайд
- Как вы догадались?
- Какой день зимой?
- Какая ночь?
- Что можно сказать о снеге? Слайд
- Какой бывает лед? Слайд
- Перечислите зимние месяцы.
3. Упражнение “Снежинки”. (Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи).
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег. Слайд
-И к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Воспитатель следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
4. Игра “Что бывает зимой?” (Уточнение знаний о явлениях в природе зимой. Развитие мышления).
- Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.
- Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?
- Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.
Воспитатель просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и, назвать их.
5. Дидактическая игра “Подбери слова”. (Расширение словаря глаголов по теме «Зима»).
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Слайды
Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает) — вьется, бушует, воет, метет…
Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится…
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
6. Игра “Назови ласково” с мячом. (Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно - ласкательными суффиксами).
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег - снежок Сосулька – сосулечка
Мороз - морозец Дерево - деревце
Ветер - ветерок Горка – горочка
Лёд - ледок Холод - холодок
Зима - зимушка Санки – саночки
7. Упражнение «Что изменилось» (Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия). Слайд
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их: Снег, снеговик, лыжи, санки. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.
8. Упражнение «Снеговик». (Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).
Воспитатель приглашает детей на ковер и сделать знакомое упражнение.
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок перед собой снежный ком.
Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают
Но солнце припечет слегка Голову ладошкой, дотрагиваются до
Увы! – и нет снеговика. носа. Встают прямо, как бы держат
воображаемую метлу. Медленно
приседают. Разводят руками,
пожимают плечами.
9. Упражнение “Где это бывает?” (Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлога на).
- Ребята, посмотрите на эти картинки и ответьте на мои вопросы.
Воспитатель выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы для закрепления в речи предлога на :
- Где лежит снежинка?
- Где висит сосулька?
- Где замерз лед?
- Где катаются дети?
- Где стоят санки?
- Где слепили снеговика?
10. Работа в тетрадях. ([Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи).
- Откройте тетради. Посмотрите на страничку, где нарисованы предметы для зимних развлечений. Что вы видите?
Лыжи, снеговика, санки.
- Послушайте загадку об одном из этих предметов, изображенных на этой странице.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставишь две ноги –
И по большим снегам беги. Слайд
- Что это? Почему вы так решили? Объясните.
- Обведите лыжи по контуру и раскрасьте любым цветным карандашом.
После выполнения задания воспитатель собирает тетради.
11. Упражнение “Закончи предложение”. (Развитие речевого слуха. Совершенствование навыков употребления падежных конструкций).
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить (снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).
Мы показали соседям нашего (снеговика).
Мы играли с нашим (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о (снеговике).
12. Упражнение “Снеговик” (Совершенствование навыка составления предложений). Слайд
- Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?
- А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.
- Попробуйте придумать предложение со словом снеговик.
13. Заключительная часть. Слайд
- Вспомните, о чём мы сегодня говорили?
- Что мы делали?
- Что вам понравилось?
Ответы детей полными предложениями.