Ровшания Рахматуллина
Конспект НОД по познавательному развитию «Новый год у ворот» в старшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Новый год у ворот»
Цель: Формирование представлений детей о новогодних традициях России
Задачи:
Образовательные:
Формировать представления дошкольников о традициях празднования Нового года на Руси и в других странах, их возникновение; обогащать активный словарь.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Новый год у ворот“ в старшей группе» размещена в разделах
Развивающие :
Развивать диалогическую речь, мышление, воображение, внимание, память, связанную речь.
Воспитательные: Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, уважение к людям и традициям других народов.
Методы и приемы:
- практические: игровая ситуация «Назови праздник», выполнение заданий, игровые упражнения;
- наглядные: показ изображения Деда Мороза, Снегурочки, Санта Клауса, задания.
- словесные: беседа о традициях празднования Нового Года в старину в России, в других странах, о символе праздника – ёлке.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, слайды с заданиями, искусственная ёлка, ёлочные игрушки, пазлы, материал для аппликации.
Предварительная работа: беседа о праздниках, о наступающем Новом годе, о традициях его празднования в семье. Рассматривание иллюстраций на данную тематику, составление рассказов по ним.
Организационный момент.
Воспитатель: Вот и подходит к концу год. Давайте вспомним, какие праздники мы отмечаем в течение года. (8марта, 23февраля, 9 мая, дни рождения, Новый год, др.) Воспитатель: Молодцы! Ребята, что такое праздник? (Люди или семья собираются вместе и отмечают какое-то радостное событие.) (Дети садятся на стульчики) Воспитатель: А как называется праздник в конце года, который мы отмечаем зимой? (Новый год.) Воспитатель: Правильно. Но он не всегда отмечался так. Что вам известно об этом празднике? (рассказ ребенка) -Наши предки, древние славяне встречали Новый год в марте и отмечали его, как праздник весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая. Когда Русь приняла христианство, Новый год стали встречать 1 сентября. По указу Петра 1 началом Нового года повелевалось считать 1 января, как во всех европейских странах. Многие народы, жившие на территории нашей страны в далеком прошлом, поклонялись дубу, жители Камчатки чтили березу. У славян был обычай выращивать в кадках цветущие вишни. Именно вишня украшала новогодний праздник. Зацветет вишня на пересмене лет – быть Новому году цветущим, счастливым. Встреча Нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. И хотя этот праздник проводится по-разному, основным украшением во многих странах является это растение.
Воспитатель. : Отгадайте загадку, и вы узнаете, что же является украшением праздника:
Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (елка). (Слайд 1)
В. : Молодцы, правильно отгадали. Основным украшением новогоднего праздника является елка.
Первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом. Но сначала их не «ставили», как водится сегодня, а подвешивали к потолочной балке, украшая разными вкусностями. А утром дети обтряхивали новогодние деревья.
Обычай приносить елку в дом и украшать ее родился в Германии. Затем этот обычай переняли и в России. У нас это дерево украшают разноцветными новогодними игрушками - гирляндами, шарами, вешают на него яблоки, орехи, пряники. В других странах елку украшают фигурками ангелов, свечками, звездочками.
В. : Посмотрите, ребята, у нас тоже есть Ёлка. Скоро к нам на праздник придёт Дед Мороз, а она не нарядная. А чтобы её нарядить нам нужно выполнить задания. Вы готовы? (Да) (Дети садятся на стульчики)
1. В. : Кто мне скажет, как выглядит Российский Дед Мороз? (Слайд 2)
Д. : Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками.
В. : Правильно, посмотрите на экран, какой Дед Мороз к нам приходит. (Слайд 3)
За правильный ответ вы получаете первую игрушку. (Дети вешают игрушку на ёлку)
2. Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой. Как она выглядит? (Дети описывают Снегурочку. (Слайд 4)
Молодцы. Получите вторую игрушку.
3. Дидактическая игра «Найти 10 отличий» (Слайд 5)
На слайде 4 перед детьми две картинки. Воспитатель объясняет, что задача детей заключается: посмотреть на картинки внимательно и найти 10 отличий.
Молодцы ребята! Вы получаете свое третье елочное украшение.
Воспитатель: Хоть мы еще и не до конца нарядили елку, но хочется отдохнуть возле елочки.
3. Физкультминутка «А на улице мороз» (Под музыку)
А на улице мороз - Ну-ка все потерли нос… (Трем носы.)
Ни к чему нам бить баклуши, Быстро все взялись за уши… (Беремся за уши.)
Покрутили, повертели, Вот и уши отлетели… (Вертим уши.)
У кого не отлетели, С нами дальше полетели… (Машем руками.)
Головою покачали… (Качаем головой.)
По коленками постучали… (Стучим по коленям.)
По плечам похлопали… (Хлопаем по плечам.)
А теперь потопали… (Топаем.)
Воспитатель: Так, как вы хорошо танцевали возле елочки, вы получаете четвёртое елочное украшение.
4. Следующее наше задание -это загадки (Слайд 6)
Воспитатель загадывает загадки. (Дети отгадывают и проверяют свои отгадки по слайду 5 и 6.)
1. Красавица лесная,
Зелёная такая,
Украшена игрушками,
Гирляндами, хлопушками. (елка)
2. Целый год лежал на полке,
А теперь висит на елке.
Это не фонарик,
А стеклянный. (шарик)
3. Быстро огоньки мигают,
Сверху вниз перебегают.
Эта дружная команда
Называется. (гирлянда)
4. Что за странная игрушка
Там, на ёлке, на макушке?
Пять углов она имеет,
И гореть она умеет,
Но не спичкой зажжена.
Как красива же она! (звезда)
5. Он прячется под ёлкой,
И сразу не найдёшь,
Но в день определённый
Его так долго ждёшь
Он так бывает ярок,
Зовётся он. (подарок)
6. Кто приходит в гости к нам, (Слайд 7)
Зимнею порою,
В шубе, теплых сапогах,
С белой бородою?
Он подарки нам принес,
Добрый. (Дедушка Мороз)
7. К детям в гости Дед Мороз
Внучку на санях привез.
Снежная фигурка —
К нам придет. (Снегурка)
5. Следующее задание Дидактическая игра «Определи чья тень?»
Перед детьми на экране (слайд 8) изображены тени. Задача детей: отгадать, кому и чему принадлежат эти тени.
Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились и получаете свою следующую новогоднюю игрушку
Воспитатель: А что Дед Мороз кладет под елку, в новогоднюю ночь? (Ответы детей).
6. Задание "Лабиринт" (Слайд 9)
Воспитатель: Ой, Дед Мороз заблудился и не может найти дорогу к нашей елке, чтобы положить Вам под нее подарок. Давайте ему подскажем правильный путь к нашей?
Для этого надо взять листочки с лабиринтом, которые лежат у вас на столах, и указать правильный путь Деду Морозу к елке.
А теперь проверьте, правильно ли вы указали путь? Поменяйтесь листочком с соседом и проверьте друг у друга по слайду. (Слайд 9)
Это было ваше последнее задание и за него вы получаете следующую елочную игрушку.
Итог занятия:
-Мы выполнили все задания и нарядили ёлку. А для чего мы это делали? (Дед Мороз придёт на праздник, а у нас ёлка не наряжена). Трудные ли были для вас задания? Что было трудно? А откуда пришла к нам традиция наряжать ёлку? (Из германии). Что ещё вы узнали о новогодних традициях (Ответы детей).
Рефлексия:
-Если вам понравилось занятие, предлагаю взять ещё по игрушке и повесить на ёлку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите под ёлочку. Пока мы с вами выполняли задания, кто-то положил под ёлочку коробку. Как вы думаете, что в ней? (Угощения).