Надежда Николаевна Конорева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «В поисках Зимушки-зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Погружение и закрепление знаний у детей о зиме как времени года, а также стимулирование их интеллектуального развития.
Задачи:
Обучающие:
- Уточнить и расширить представления детей о зиме как времени года.
- Обобщить и систематизировать представление детей о характерных особенностях зимних месяцев.
Развивающие :
- Развивать у детей умение ассоциировать природные явления с народными приметами.
- Развивать память и внимание.
Воспитывающие:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию „В поисках Зимушки-зимы“» размещена в разделах
- Познакомить детей с правилами безопасности на ледяных водоемах зимой.
- Привить детям радостный эмоциональный настрой.
Материалы и оборудование: сундук с зимними атрибутами, посох, клубок, записки от Бабы-Яги, карта, презентация «Зимние месяцы», мультимедийный проектор, листы бумаги, кисти и краски.
Предварительная подготовка:
Чтение стихотворений и рассказов о зиме, проведение занятий по изобразительной деятельности с изображением зимних пейзажей, изучение физических упражнений «Снеговик».
Методические приемы: информационный разговор, объяснения, вопросы, обобщения, повторы (коллективные и индивидуальные); игровой метод - квест.
Вводная часть.
Зима: Здравствуйте, мои юные друзья! Можете ли вы угадать, кто я? Откройте сундук, в котором я припасла свои волшебные сокровища. Посмотрите внимательно и попытайтесь разгадать мое имя. (Дети с интересом исследуют атрибуты зимы и пытаются догадаться.)
Зима: Превосходно, вы справились! Рада познакомиться, я Зимушка-Зима.
Сегодня, к несчастью, со мной произошел неприятный случай. Баба-Яга украла мой волшебный посох, и теперь моя магия не действует. Я больше не способна создавать холод, мороз и даже покрывать все вокруг собой снегом. Ребята, пожалуйста, помогите мне вернуть мой посох! Сможете ли вы помочь?
Дети: Да!
Зима: Когда Баба-Яга забирала мой посох и улетала на своей метле, она прошептала мне: "Если хочешь вернуть свой посох, тебе придется выполнить все мои задания и отыскать части карты, на которых я спрятала твой посох. При первой подсказке тебе придется найти место, где все вокруг холодно!"
Зима: Дети, где бы это могло быть? (дети отвечают, предлагая места, где может быть холодно) Верно, за окном в нашей группе! Давайте заглянем за окно. (Они находят первую часть карты и записку. Дети читают.)
Текст записки № 1:Возле бабушкиных ног
Прыгал белый колобок.
Он скакал, мелькал, крутился
И в носок он превратился. (клубок ниток)»
Зима: Ребята, а где же клубок?
Ответ детей: Да вот же!
Зима: Он и приведет нас с вами к следующей подсказке! Вперед!
2. Основная часть
Внезапно на столе появилась ещё одна записка от самой Бабы Яги, вызвавшая недоумение у всех детей. В записке было написано: "Ха-ха, не видать вам посоха, перепутала я все месяца в году. И не будет у вас зимы. "
Зима:"Что же делать?"
Дети: "Мы готовы помочь тебе, Зима!"
Зима: Я буду называть месяцы всех времён года, а вы должны громко хлопать, как только услышите название зимних месяцев. (игра "Лови месяц".)
Зима: У меня есть несколько братьев, и все они разные. Первый братец помогает мне укреплять лед на речках. Но важно помнить, что нельзя выходить на лед без разрешения взрослого, потому что он может быть недостаточно толстым и опасным!"
Зима: Угадайте, как зовут моего первого братца, который приходит к нам в гости с морозом и вьюгой, когда метель на дворе?"
Дети с радостью ответили: "Декабрь!"
Зима: Какой по счёту это месяц.
Ответ детей, что Декабрь является первым месяцем зимы.
Зима: В старину, в народе декабрь назывался ’Хмурень’, его так называли из-за того, что это хмурый месяц, когда солнце редко проглядывает сквозь низкие серые облака. Дни короткие, ночи длинные, и смеркается рано. "
Зима: А вы знаете народную примету декабря? Послушайте: "Если декабрь тёплый, то весна окажется холодной. "
Зима:А ещё декабрь связан с самым радостным праздником для детишек. Каким?"
Ответы детей:
Зима: Естественно, Новый год! Вот такой декабрь.
Зима: А теперь угадайте ещё одного моего братца.
На морозце от зари
Заалели снегири.
Эй, мороз,
Сильней ударь,
Начинай же год,. (Январь)
Молодцы!
Зима: А кой по счёту январь зимний месяц?
Ответы детей:
Зима: Всё верно. Январь-это второй зимний месяц. С января начинается отсчёт нового года. В старину январь называли «Студень».
Зима: А как вы думаете, почему его называли «Студень?»
А вы знаете значение данного слова?
Ответ детей
Зима: Давайте вместе произнесем, как в старину называли январь (каждый по очереди).
Зима: Январь получил свое название от зимней стужи. Обычно в этом месяце стоят сильные морозы. Метели создают высокие сугробы. Январь является самым холодным из всех зимних месяцев. Солнце светит ярко, но оно не греет. По народной примете, если январь сухой и морозный, то лето будет сухим и жарким.
Ребята, повторим эту примету вместе (индивидуальные и хоровые ответы).
Зима: Я люблю январь за его длинные зимние каникулы со всеми играми и развлечениями.
Зима: А вы любите зимние игры? Какие зимние игры и развлечения вы знаете?
Зима: Предлагаю вам слепить снеговика. Как думаете, хотите?
(Физическая минутка)
Раз - рука, два - рука (дети вытягивают одну руку, затем другую)
Лепим мы снеговика (как будто лепят снежки)
Мы скатываем снежный ком (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
Вот такой (показывают размер кома меньше)
А наверху поставим мы (поглаживают руками щечки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук, показывая маленький ком)
Вот и получился снеговичок (ставят руки в бока, делают повороты влево-вправо)
Очень милый толстячок!
Снег метлой разметая (шагаем на всей стопе, поднимая нос вверх)
И шагает, он шагая.
Нос морковку задирает (пальцы подносят к носу)
И снежинки раздувает (продолжительный выдох ртом)
Зима: молодцы! А ещё к меня есть и третий братец. Угадайте, как его зовут.
Последний зимний месяц, жаль
Самый короткий он… (февраль)
Зима: Какой по счету зимний месяц является февралем?
Ответы детей:
Зима: В старину февраль называли "Снеговей" (как вы думаете, почему)
Ответы детей:
Зима: Давайте вместе проговорим, как в старину называли февраль (каждый по очереди).
Зима: У февраля два друга: ветер и вьюга. Ветер свистит, завывает, кружит. Вьюга налетает, заваливает все дороги громадными сугробами.
Зима: Февраль - самый короткий месяц в году, заключительный месяц зимы. Последние холода. Ледяной ветер бывает частым гостем в феврале.
Морозные ночи в феврале - это особенность этого времени года. Днем солнце дает тепло в затишье, и каждый день становится все светлее. На протяжении февраля солнце добавляет около двух часов дневного света. И хотя весна уже на горизонте, зима все еще удерживает нас в своих объятиях.
В народе говорят, что «яркие звезды в феврале - признак предстоящих морозов». Давайте повторим эту примету вместе. (индивидуальные и хоровые ответы)
Зима: Сейчас давайте пройдем с вами к следующему заданию. Весьма интересно, что нам наметела вьюга. Вот часть карты, которую мы смогли достать. (прикрепляем на стену) И с помощью этого клубочка, давайте продолжим путешествие.
( Также на столе лежит записка с надписью: «Но как ни странно, зима не придет и снега не наметет, так как у меня есть посох».)
Зима: Ребята, помогите мне намести снега. Хотя у вас нет посоха, вы все равно волшебники. Прошу вас подойти к столам и подготовить свои волшебные кисти. Закрасьте лист бумаги, точно так же, как я заметаю дорожки своим волшебным посохом.
(дети садятся за столы и закрашивают лист бумаги, на котором появляется снежинка. Затем они соединяют снежинки, чтобы создать дорожку до места, где лежит последняя часть карты)
Зима: И вот мы собрали всю карту! Она показывает, где находится посох.
Теперь давайте вспомним, какие испытания мы преодолели вместе. Как вы узнали, что я - зима? По каким признакам?
Как называются зимние месяцы? Назовите первый месяц. Как его называли в старину? Почему его так называли? Какая примета связана с этим месяцем?
Назовите второй месяц. Как его называли в старину? Почему его так называли? Какая примета связана с этим месяцем?
Назовите третий месяц. Как его называли в старину? Почему его так называли? Какая примета связана с этим месяцем?
Вы помогли мне создать снег! Что вы делали? (Закрашивали лист бумаги)
Зима: Ребята, вы молодцы! Я была удивлена, насколько хорошо вы знаете о зиме. Спасибо за вашу помощь. Ожидайте в гостях моих братьев с подарками и зимними развлечениями.