Елена Кравец
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области Познание/ Ознакомление с миром природы/Тема 5 «Птицы нашего края» по О. А. Соломенниковой.
Цель: расширять знания детей о разнообразии мира пернатых нашего края (Нижегородская область).
Задачи:
I. Образовательные:
1. Расширять представления детей о многообразии мира птиц Нижегородской области.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
2. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности.
3. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц.
4. Учить составлять паспорт для птицы.
II. Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес.
2. Развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру.
III. Воспитательные:
1. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
Оборудование и материалы: проектор, экран, презентация «Как помочь птицам», картинки с изображением птиц, аудиозаписи птичьих голосов, листы бумаги формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности, мягкий модуль—куб, цветные карандаши. Видеозапись речи орнитолога.
Ход занятия
Воспитатель: «Ребята, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить, если отгадаете загадку».
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало.
Дети: «Синичка».
Воспитатель: «Правильно. Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о птицах нашего края. Двенадцатого ноября отмечается экологический праздник «Синичкин день». В этот день в разных уголках нашей страны готовятся к встрече «зимних гостей» — птиц, остающихся на зимовку, — синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства» : несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, мастерят и развешивают кормушки. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетают из лесов ближе к человеческому жилью и ждут помощи от людей. Ребята, сейчас мы посмотрим презентацию «Как помочь птицам».
Показ презентации «Как помочь птицам».
Воспитатель: «Из каких материалов сделаны кормушки для птиц? Какие кормушки для птиц самые удобные и почему? (Ответы детей.) Повесили ли вы кормушки? Где они висят? Какой корм насыпают в кормушки? Какие птицы прилетали к кормушкам? При какой погоде птиц у кормушки больше? При какой меньше? Какие птицы чаще прилетают к кормушке? Трудно ли было вести наблюдения за птицами? Почему? (Ответы детей.) Есть специалисты, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и повадки и даже могут лечить птиц. Такие специалисты называются орнитологами».
Ответы детей…
Воспитатель: «Ребята, сейчас мы с вами послушаем видеообращение орнитолога».
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, пожалуйста, вот это паспорт на птичку «Кедровка». Давайте оформим наши паспорта на птиц, обитающих в нашей местности, которые вам хорошо знакомы».
Физкультминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
На столах разложены листы формата А4 с изображением птиц, оби-тающих в данной местности. Каждый ребенок выбирает лист и составляет паспорт птицы (птицы могут повторяться).
Воспитатель: «Ребята я вам буду поочередно зачитывать задания, а вы попробуете их выполнить».
Задание 1. «Вид птицы».
Ребенку предлагаются 3 картинки со схематичными изображениями:
1— зима в городе;
2 - пальма и летящие птички;
3 — лесной пейзаж.
Задание: выбрать картинку в соответствии с тем, к какой группе от-носится птица —зимующая, перелетная или кочующая (обозначения : зимующая птица—зима в городе; перелетная птица — пальмы и летящие птички; кочующая—лесной пейзаж). Обвести картинку с правильным ответом.
Задание 2. «Чем питается птица».
Ребенку предлагаются 3 картинки:
1 — конфеты;
2 – насекомые;
3 – семена растений.
Задание: определить, чем питается птица. Обвести картинку с пра-вильным ответом.
Задание 3. «Чем покрыто тело птицы».
Ребенку предлагаются 3 картинки:
1 — перья;
2— чешуя;
3 – шерсть.
Задание: определить, чем покрыто тело птицы. Обвести картинку с правильным ответом.
Воспитатель: «Ребята, вспомните, пожалуйста игры, в которых упоминаются птицы». Проводится игра «Совушка».
Из числа играющих выбирается совушка. Остальные дети —птицы, жуки, бабочки. «Сова» влезает на дерево (на мягкий модуль —куб, а остальные дети «летают», имитируя движения птиц, жуков и бабочек. Педагог произносит: «Ночь!» Играющие замирают на своих местах. Совушка «слетает» с дерева и медленно «облетает» ребят. Того, кто пошевельнется, совушка уводит к своему дереву. Педагог говорит: «День!», и совушка «забирается на дерево». Игра повторяется 3—4 раза. Роль совушки выполняют по очереди.
Задание 4. «Где птица откладывает яйца и выводит свое потомство?»
Ребенку предлагаются 3 картинки:
1 — гнездо;
2 —коляска;
3 — будка.
Задание: определить, где птицы откладывают яйца и выводят свое потомство. Обвести картинку с правильным ответом.
Задание 5. «Какие цвета могут быть в окраске птицы?»
Ребенку предлагаются 12 цветных кругов: белый, черный, серый, коричневый, желтый, зеленый, красный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, розовый.
Задание: определить, какие цвета могут быть в окраске птицы. Обвести соответствующие круги.
Дети (по желанию) рассказывают про птиц, используя паспорт. (Если ребенок рассказал верно — на экране демонстрируется птица, звучит ее голос.)
Воспитатель: «Ребята, дома совместно с родителями включите дополнительную информацию в паспорта птиц. Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Что было самое интересное? Что нового вы узнали на занятии?».
Ответы детей…
Воспитатель: «Ребята на этом наше занятие закончилось. Всем спасибо!».