Татьяна Юрьевна Куклина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по финансовой грамотности «История возникновения денег»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное образовательное учреждение «СОШ с. Батово»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
«История возникновения денег»
Воспитатель: Куклина Т. Ю.
2021 г.
Программное содержание :
Познавательное развитие:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по финансовой грамотности „История возникновения денег“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Вызвать интерес к НОД путём создания игровой ситуации.
Закрепить знания детей о роли денег в жизни человека.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения, измерять длину предмета с помощью условных мерок.
Закреплять знания детей в умение ориентироваться в последовательности дней недели.
Физическое развитие:
Поддерживать интерес к НОД путём игр и соревнований, развивать у детей быстроту реакции, моторную активность.
Воспитывать отзывчивость детей в ходе выполнения упражнений.
Социально - коммуникативное развитие:
Формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Проявлять желание активно участвовать в ходе образовательной деятельности, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказывать правильный ответ.
Речевое развитие
Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Художественно – эстетическое развитие:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на музыку, выполнять движения под музыку.
Методы и приё мы:
Сюрпризный момент: экскурсия в Музей денег.
Словесный: беседа, рассказ экскурсовода, вопросы, поощрение.
Игровой: музыкальная игра «Живая неделя»
Практический: измерение длины предмета разной меркой.
Словарная работа: Побуждать интересоваться смыслом слова «Рубль, рубить, бумажная купюра, расписка».
Активизация словаря: деньги, рубль, монета, купюра, чеканят, штампуют, металл.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Золотой ключик», рассматривание денежных купюр, создание мини музея, выставка разнообразных денег. Фото - презентация на тему «Путешествие в мир денег».
Материал:
Атрибуты для показа: топор, кувшин, овчинка, ракушки, монеты, бумажная расписка в шкатулке, бумажные купюры советских времён, электронные карточки, змея – игрушка, карточки с изображением денег.
Презентация при рассказе экскурсовода.
Ход образовательно - игровой деятельности.
(Дети входят в группу, а на полу разбросаны бумажные деньги.)
Воспитатель: Ой, а почему у нас здесь беспорядок, везде бумажки разбросаны? Возможно, этот мусор с улицы ветер принес к нам в группу. Что нам с ним делать? (ответы детей, начинают собирать) Ребята, на что похожи эти бумажные прямоугольники? (это деньги). А что такое деньги, и для чего они нужны, вы знаете? (с помощью денег можно приобрести необходимые товары и услуги). Как и где мы используем деньги в повседневной жизни?
А кто знает, как произошли деньги? А хотите об этом узнать?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в Музей денег.
(Дети проходят в другую часть группы, их встречает Экскурсовод)
Экскурсовод: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем музее.
Воспитатель: Здравствуйте. Мы хотим узнать о том, как произошли деньги.
Экскурсовод: Это хорошо, что вы интересуетесь историей денег. Ну, что ж, проходите, пожалуйста, присаживайтесь и слушайте.
(Слайд №2)
В глубокой древности люди не знали, что такое деньги. Они тогда еще жили в пещерах, добывали пищу вместе и делили её между собой. И деньги этому человеку совершенно не были нужны.
(Слайд №3)
Но прошло много лет и люди научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. Для получения нужных товаров древние люди стали обмениваться. Например, у одного человека было зерно, у другого топоры. Они менялись этим товаром друг с другом.
Этот обмен назывался «Товарообмен».
(Слайд №4)
Первые деньги, которые люди платили за нужный товар, были совсем не похожи на те, к которым мы с вами привыкли. Потому что в одних местах деньгами считали скот, в других - деньгами служила соль.
(Слайд №5)
А так же, зерно, птичьи перья, украшения и даже сушеная рыба. То есть, человек приходил на рынок и хотел купить себе топор, он отдавал за это, например, курицу или две рыбы, или драгоценный камушек.
(Дети подходят к столам и рассматривают товар – горшки, топоры, шерсть, кожа.)
(Слайд №6)
Обмениваться разными вещами было не очень удобно, так как скот надо было кормить, продукты могли испортиться.
В разные времена деньгами служили морские раковины, шкурки животных. В ракушках просверливали отверстия, и нанизывали на шнур для удобства переноски – так получались ожерелья-кошельки.
(Показывает овчинку, мешок соли, пшена, ракушки).
Экскурсовод: Людям постоянно приходилось думать, какой предмет можно использовать для обмена. Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении или при переходе из рук в руки.
(Слайд №7)
Люди научились добывать металл. И придумали делать деньги из металла. Так появились первые монеты. Металлические деньги отливали в форме брусков, колец, прутиков.
Слово «рубль» произошло от слова "рубить", так как монеты в то время не чеканили. Их попросту рубили, из длинного куска металла (показывает из блестящей бумаги брусок) на маленькие кусочки, которые имели разную величину и вес.
Я вам предлагаю помочь мне определить длину моего любимого Змея. Каким способом и с помощью какой мерки можно измерить его длину.
Игра «Определи длину».
Варианты детей: с помощью линейки, ниточки, палочки, ленточки, гусиного шага (ладошка, шаг великана, шаг гномика, шаг пингвина (приставным шагом).
Дети определяют.
Потрудились. Тяжело вам пришлось? Вот и в старину было не очень удобно было рубить длинные рубли. Сейчас таких рублей нет, но есть другие круглые монеты, с таким же названием «Рубль».
(Слайд №8)
Более удобными деньгами оказались металлические монеты. Монеты были разные по стоимости: из меди - дешевле, из серебра - дороже, а из золота самые дорогие.
(Слайд № 9)
Во время правления на Руси князя Дмитрия Донского, стали чеканить монеты с его образом – человек с топором и саблей. Эти монеты стали называть ДЕНГА, что значит «звонкая».
В соседних городах князья стали выпускать свои монеты со своими печатями. Это затрудняло торговлю. Поэтому во время правления царя Ивана Грозного, отменяется чеканка монет в других городах. И начинают чеканить монету новую, единую на всю Русь, на которой изображен всадник с копьем. Отсюда название монеты – КОПЕЙКА.
(Слайд №10)
Во время правления царя Петра 1, начинают деньги делать круглой формы и одинаковой толщины.
Давайте мы с вами попробуем правильно найти изображение денег.
Игра: «Найди такую же»
Экскурсовод: Молодцы, ребята! Правильно нашли изображение денег.
А теперь я превращаю вас в монетки.
Физкультминутка:
«Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки. (Руки на поясе, движение «пружинка»)
Звонко катимся по кругу, (Круговые движения руками перед грудью.)
Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)
Дружно скачем: скок да скок… - (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек. (Приседают, руки над головой сцепляют в «замок»)
(Слайд №11)
Экскурсовод: Но у металлических денег тоже был недостаток : они были очень тяжелые и занимали много места.
И поэтому люди придумали хранить золото в определенном месте в Банке у банкира, а вместо монет брали с собой в дорогу бумажные расписки.
(Показывает в шкатулке расписку.)
Но расписка была одна, и она часто терялась, и человек не мог ничего купить без нее. И тогда люди решили, что рассчитываться можно и бумажными и железными деньгами, только деньги должны иметь разную стоимость.
(Слайд №12)
Позднее при царице Екатерине Великой появились бумажные деньги.
На бумажных купюрах с одной стороны денежного знака стоит цифра, определяющая стоимость этой купюры, а с другой стороны изображен герб страны.
Деньги бывают бумажными, и металлическими.
(Рассматривание бумажной купюры и монет)
Я знаю, что вы тоже умеете считать. Давайте поиграем с вами в игру «Живая неделя»
Музыкальная игра «Живая неделя» 2 раза.
Экскурсовод: Под музыку вы будете подскоками двигаться по кругу. С окончанием музыки берете любую цифру, а затем выстраивайтесь по порядку в соответствии с цифрой и днями недели.
(Слайд №13)
Экскурсовод: В нашем современном мире, кроме бумажных и металлических денег, используют деньги электронные. Это когда с помощью специальных банковских карт мы можем расплатиться в автобусе, в магазине, а также через банкомат оплатить нужные нам услуги (заплатить за квартиру, за детский сад, школу). Пользоваться картами просто и удобно.
(Слайд №14)
Сейчас в России изготавливают деньги на Московском и Питерском монетном дворе. Печатают их на специальной бумаге, которая очень прочная и долго может использоваться людьми, монеты чеканят на станках. Монеты отличаются одна от другой, величиной и стоимостью.
Воспитатель: Ну вот, теперь мы знаем всё о деньгах, как они возникли, как менялись они в течение времени. Давайте поблагодарим нашего экскурсовода.
Дети: Спасибо!
Экскурсовод: Чтобы вы не забыли историю возникновения денег, я хочу вам подарить вот такие монеты с сюрпризом.
(Экскурсовод угощает детей шоколадными монетами и провожает гостей).
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша экскурсия?
Какие предметы выполняли роль денег раньше?
О чем сможете рассказать другим детям?
Дети: Какими были первые деньги. Как появились металлические монеты и бумажные деньги.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы всем сможете рассказать, что узнали в Музее денег.