Татьяна Бяхова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
"Почему растаял Снеговик?"
Цель: Формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой, льдом и снегом.
Задачи:
1. Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства воды, льда и снега.
2. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
3. Развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера; учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
4. Обогащать словарный запас детей.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Ознакомление с окружающим“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
Материал: Снеговик, «бабка» — кукла, домик, ведерко с водой, морковка, снег в
емкости, лед в формочках, снежинки, вырезанные из бумаги, темные
листы бумаги для выкладывания снежинок (на каждого ребенка, следы,
вырезанные из бумаги, варежки из бумаги со снежинками на ниточке
(для каждого ребенка, прищепки, пластмассовые колечки, салфетки,
большая емкость с теплой водой.
Ход занятия:
Беседа «Зима»
- Посмотрите, сколько у нас снеговиков. Все они сделаны из разных материалов, а настоящих снеговиков чего делают? (из снега)
- Дети, какое сейчас время года? (зима)
- А почему у нас нет снеговика, сделанного из снега? (ответы детей)
Игровая ситуация «Исследователи снега»
Снеговиков, ребята,
Мы с вами всех нашли.
Узнали, что из снега сделаны они.
Теперь все свойства снега пора нам всем узнать,
Для этого исследователями скорее надо стать!
- Вы готовы стать исследователями снега? Давайте отправимся с вами в «Снежную мастерскую», а поможет найти дорогу нам Снеговик.
За мною вы шагайте,
Все ноги поднимайте,
Вы по следам идите,
К избушке подходите.
Из избушки выходит бабушка (кукла). Здравствуйте, ребята. Вы снеговика не видели? Мы с дедом слепили снеговика, а вечером занесли его домой, чтобы ему не было грустно. Утром проснулись, а его нет – ушел. Только вот, что нам оставил. (Показывает тазик с водой и морковкой).
- Ребята, как вы думаете, куда делся снеговик? (растаял в тепле. Бабушка не верит.)
- Мы как раз идем в «Снежную мастерскую», и проверим, почему растаял снеговик.
Вот и узнаем, куда делся снеговик».
- Давайте пройдем в мастерскую. (Дети надевают фартуки, шапочки, садятся за столы).
Опыты со снегом
- Вот ведерко со снегом. Какой снег на вид? (белый, пушистый, блестящий)
- Из чего состоит снег? (снежинки)
Игра «Рукавичка»
- Ребята, снежинка летает плавно, кружась, падает на землю, значит она тяжелая или легкая? (легкая).
- Давайте сдуем с рукавички снежинку и посмотрим, как она летает. Дуть надо спокойно, не надувая щек.
-Наденьте варежку на одну руку, какой снег на ощупь? (мягкий, легкий)
- Возьмите лупу и посмотрите на снег. Что вы видите? (ответы детей)
- Снежинки очень маленькие и их трудно рассмотреть.
- А теперь возьмите снег другой рукой. Какой снег? (холодный, мокрый)
- Что происходит со снегом? (он тает)
- На какой руке тает быстрее? (на ладошке без варежки)
- Почему? (ответы детей)
Бабушка: Теперь я поняла – наш снеговик растаял в тепле, потому что снег в тепле тает. Я заморожу воду и получится снег. Мы снова слепим снеговика. (Дети рассуждают)
- Вот мы сейчас проверим – вода превратится в снег или лед. Узнаем кто прав.
(Воспитатель наливаем воду в формочки и ставит за окно)
- Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!
Физкультминутка «Звуки зимы»
(дети выходят на «лужок» и все вместе изображают снегопад: кружатся, помахивают руками, произносят тихо звук «ш-ш-ш»)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
(Дети приседают, обхватив голову руками)
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
- Вот февраль уж наступает, вьюга завывает.
Холодный ветер со снегом начинает свою песню.
(Дети изображают вьюгу: бегают, произнося звук «У-у-у…». Сначала тихо, а потом громче).
Игровое упражнение «Рассмотри снежинку»
(Бабушка дарит детям красивые снежинки)
- Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Бабушка.
(Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму)
- Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Обратите внимание на то, что все снежинки имеют шесть лучиков.
Игровое упражнение «Сделай снежинку из прищепок»
(Дети делают из прищепок и пластмассового колечка снежинку)
- Пришло проверить, что случилось с водой.
Опыт со льдом
- Что стало с водой? (замерзла и превратилась в лед)
(Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную в формочках воду и предлагает детям рассмотреть кубики льда)
Обобщает ответы детей: «Вода на морозе замерзла и превратилась в лед».
- Ребята, рассмотрите и потрогайте кубики льда и скажите, какой лед?
Дети определяют свойства льда. (твердый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.)
-Давайте посмотрим, что произойдет, если опустить лед в воду.
- Что происходит со льдом в воде? (Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает).
Бабушка благодарит ребят за то, что они помогли ей разобраться, почему растаял снеговик.
Рассказывает детям о свойствах снега и льда: «Холодной мой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не гибло от холода.»
- Вот о каких удивительных свойствах льда и снега сегодня узнали.
(дети благодарят бабушку и дарят снеговика)
Бабушка дарит детям цветные льдинки.
- В группе их хранить нельзя. Мы пойдем на улицу и украсим цветными льдинками наш лабиринт.