Наталья Славнова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Москва — столица России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27
общеразвивающего вида д. Павлищево
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Москва — столица России».
(подготовительная к школе группа)
Составитель: Воспитатель МДОУ № 27 Славнова Н. М
д. Павлищево Можайского района
2019г.
Цель: формирование у детей представлений о Москве, как о главном городе нашей страны, об истории её возникновения.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Москва — столица России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Московская область, город Москва
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о Москве – столице России.
2. Познакомить детей с историей возникновения Москвы, формировать у детей представление о древнем Кремле, о его значении в жизни города.
3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
4. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь.
Оборудование:
• компьютер и телевизор, слайд - шоу о Москве;
• магнитофон, музыкальное сопровождение: фонограмма «Nino Rota. Тема «Ромео и Джульетта», фонограмма песни «А я иду, шагаю по Москве».
Материал:
• стихотворения о Москве;
• репродукции картин А. Васнецова;
• Карта России.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций с видами Москвы;
• прослушивание песен о Москве;
• разучивание пословиц и поговорок о Москве;
• составление детьми совместно с родителями коротких сообщений о достопримечательностях Москвы.
Ход непосредственно – образовательной деятельности :
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
– Давайте вместе с вами подойдем к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она, наша Родина?
(Дети подбирают признаки к слову «Родина» : любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая.)
– Верно, большая, необъятная, огромная, красивая! Есть здесь и моря и океаны, реки и озера, горы и леса. А кто знает, как называется наша Родина?
– Верно, Россия. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя. А вы знаете, почему у нее такое название?
(Воспитатель читает стихи в сопровождении слайд – шоу)
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
- В нашей стране много разных городов, но есть среди них один - самый главный. Какой это город?
- Это Москва (показываем на карте). О Москве очень много сложено стихов, послушайте один из них:
… Такой большой старинный город,
Гордится им моя страна!
Всем городам он – голова,
Столица Родины – Москва. (слайд «Москва»)
- Как еще называют Москву? (столица)
- Подумайте, чем столица отличается от других городов страны?
(Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их)
- В столице находится наше правительство, работает президент. А кто у нас президент? (слайд «Президент России»)
- Где работает наше правительство и президент?
- А что же такое Кремль? Ребята, слово «Кремль» очень древнее. Кремлём на Руси называли укрепленную часть в центре города, другими словами крепость.
- Ребята, а вы хотели бы узнать, как появился московский Кремль? Тогда я приглашаю вас в необычное путешествие!
(Включается фонограмма «Nino Rota. Тема «Ромео и Джульетта»)
- Ребята, закройте глазки и представьте, что мы с вами перенеслись на много - много лет назад…
Вот лес стоит, дремучий и таинственный… И едет князь со своими воинами, князь Юрий по прозвищу Долгорукий. И вдруг в тумане явился князю зверь невиданный: три головы у него, шерсть длинная, пёстрая, разноцветная. Все застыли в изумлении, а зверь, показавшись людям, растаял, как утренний туман.
Когда все пришли в себя от испуга, спросил князь у мудреца, что все это значит. Задумался мудрец и молвит:
– Явление этого чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит, и город будет велик. У зверя много голов, значит, и город будет главным. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красивым и что сойдутся сюда люди всех племён и народов.
Поверил князь Юрий в это толкование и поставил на боровицком холме на месте древнего села крепость деревянную. И назвал эту крепость по имени реки, что протекала рядом – Москва. (слайд «Юрий Долгорукий»)
На холме в бору сосновом
У слияния двух рек,
Древний город был основан.
Поселился человек.
Боровицким холм назвали,
А потом века прошли.
Кремль Московский основали,
И столицу возвели. (слайд – репродукция картины А. Васнецова «Основание Москвы»)
Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церковушка,
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов. (слайд – репродукция картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите»)
- Сначала Московский Кремль был построен из дерева: деревянный высокий забор, деревянные башни, колокольни, дома внутри Кремля – всё было из дерева. Но, как известно, дерево очень легко загорается, поэтому Кремль много раз горел. А ещё случалось, что на русские города нападали несметные вражеские силы. (слайд – «Нападение татарской орды»)
- Тогда решено было построить Кремль из камня. Как вы думаете, почему?
- На славу потрудились москвичи! (слайд - репродукция картины А. Васнецова «Расцвет Москвы»)
- Краше прежнего получилась Москва.
Белым камнем весь Кремль наш украшен,
И пожар ему больше не страшен!
- И с тех пор стали называть Москву белокаменной. Уже тогда Москва-красавица стала главным городом на Руси. Она всё росла и росла. Уж и мосты через реку Москву перекинулись, а город всё расширяет свои владения. Церквей и храмов понастроили столько, что если посмотреть в солнечный день на Москву со стороны, так словно золотом горят купола да крыши. И прозвали Москву «златоглавой» из-за её золотых голов - куполов церквей.
- Прошло ещё целых сто лет и только тогда москвичи построили новые стены Кремля, теперь уже из кирпича. (слайд - репродукция картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване III»)
- Таким мы видим его и сегодня. (слайд «Московский Кремль»)
- Ребята, вы, наверное, немножко устали от путешествия. Давайте проведём небольшую разминку. (Физкультминутка проводится с музыкальным сопровождением)
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри.
Наклоняемся вперёд. (Наклоны вперёд.)
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту.
Вверх рука и вниз рука. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок.
Крутим-вертим головой, (Наклоны головы в стороны)
Разминаем шею. Стой!
Мы размяться все успели, (Восстанавливаем дыхание)
И на место снова сели.
- Вот мы снова набрались сил, и продолжаем наше путешествие теперь уже по современной Москве.
(Включается фонограмма песни «А я иду, шагаю по Москве», минусовка)
- Отдохнули? А теперь мы продолжаем путешествие по современной Москве.
- Что такое Кремль? А как называется площадь, на которой стоит Кремль?
Ответы детей. (Красная площадь)
- А почему называют эту площадь Красной?
Ответы детей.
- Правильно, «Красная» - значит красивая, главная. В старину здесь оглашали царские указы, люди узнавали новости. Сейчас на ней проходят торжества, праздники. Красную площадь украшает храм Василия Блаженного, или Покровский собор. По Красной площади прошли многие известные люди, герои войны, герои наших дней, а также туристы. (слайд-показ видов Красной площади, храма, парада Победы)
- Давайте рассмотрим это здание поближе. (слайд «Спасская башня Кремля»)
- На этом здании располагаются главные часы нашей страны, называется оно Спасской башней Кремля.
(слайд «Храм Христа Спасителя») Это здание «Храм Христа Спасителя».
- В Москве 9 ж. д. вокзалов. 4 аэропорта, 2 речных вокзала (Северный и Южный) (показ слайдов)
(слайд «МГУ»)- Это Московский государственный университет – одно из главных и престижных высших учебных заведений.
- В Москве есть Метро, это одно из лучших достопримечетельностей в мире. Много туристов, приезжая в Москву, спускаются в метро, чтобы посмотреть на такую красоту.
- Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось? Тогда давайте проверим, что вы узнали и запомнили:
- Кто основал Москву?
- Что означает слово «Кремль»?
- Из чего был построен Кремль сначала?
- Почему Кремль перестраивали много раз?
- Почему Москву называют «златоглавая»?
- О каких достопримечательностях Москвы вы сегодня узнали?
- Молодцы! Вы были очень внимательны! Дома расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии и нарисуйте то, что вам понравилось больше всего!
Используемая литература:
1. Головин Н. Моя первая русская история. – М., 1993.
2. Кончаловская Н. Наша Древняя столица. – М., Воениздат, 1996.
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. – М., 2003
4. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М., 2005.