Марина Менщикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Голубые реки России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе по теме «Голубые реки России»
Тема: «Голубые реки России».
Цель: расширение представлений детей о природных богатствах России.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Голубые реки России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Реки и озера
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
познакомить детей с названием некоторых рек, которые протекают по территории нашей страны, с их особенностями и назначением;
помочь понять детям, что природные богатства дают возможность человеку улучшить свою жизнь, а человек своим трудом может украшать землю, а может и губить;
развивать речь, память, любознательность, познавательный интерес;
воспитывать чувство любви и ответственности за свою Родину.
Материал оборудование: карта Российской Федерации, картинки и фотографии с изображением рек, книга о Забайкальском крае, телевизор, презентация о реках.
Ход НОД.
I. Вводная часть
Введение в тему
Прослушивание песни «Родина моя Россия»
– Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
– Что такое Родина? (Ответы детей)
– Как называется наша Родина?
– Покажите нашу страну на карте.
– Карта цветная: здесь и голубой цвет, и синий, и желтый, и коричневый, почему? Что обозначают эти цвета?
– Когда посмотришь на карту внимательно, видно, что воды на нашей планете больше, чем суши. Вы со мной согласны? А как вы думаете, из чего складывается все это водное пространство? (Океаны, моря, озера, реки).
– Всего в России около 120 тысяч рек. Даже трудно себе представить, такое количество рек. Вот какая огромная наша страна Россия!
– Реки страны – это её настоящее богатство.
– Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
– Правильно, в реке водится рыба и ещё река даёт людям воду. Поэтому именно по берегам рек всегда селились люди, ведь человек не может жить без воды.
– Реки – это речной путь. По рекам плавают большие пассажирские теплоходы, огромные грузовые баржи, рыболовецкие суда. На реках построены гидроэлектростанции, которые снабжают города электричеством. (Показ иллюстраций).
– Какие реки вы знаете?
– Сегодня я хочу рассказать вам о некоторых из них.
II. Основная часть
Рассказ воспитателя о Волге
Рассказ сопровождается показами слайдов.
Одной из самых крупных рек является Волга. Эту реку часто называют Волгой – матушкой, Волгой – кормилицей, Волгой – красавицей, Волгой – труженицей. Когда-то давным-давно, когда на Земле еще жили древние люди, из маленького прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности зародилась огромная река Волга. Но только тогда древние люди называли ее по-другому, и названий у не было несколько. Одни народы называли ее «Ра», что значит – щедрая. А щедрая – это значит богатая, все отдающая. А другие народы называли ее «Итиль», что означает Река – рек – самая главная, самая полноводная, самая могучая, самая широкая. А третьи прозвали Волгой, что означает «Светлая». И действительно, эта река самая длинная. Река широкая и полноводная, потому что у Волги много помощников – притоков, больших и маленьких речек, которые несут в нее свои воды, их около 200! И среди них знакомая река Ока.
– Послушайте сказку Льва Николаевича Толстого, о том, как Волга стала самой крупной, полноводной рекой.
Волга и Вазуза
Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживёт.
Волга сказала:
- Зачем нам спорить - мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдём каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдёт и скорее придёт в Хвалынское царство.
Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство.
Когда Волга встала и увидала, что сестра её ушла, она ни тихо ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу.
Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала её, назвалась меньшой сестрой и попросила Волгу довести её до Хвалынского царства. Волга простила сестру и взяла с собой.
Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волго. Там есть небольшой колодец, из него течёт Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течёт прямо, а Волга поворачивает.
Вазуза весной раньше ломает лёд и проходит, а Волга позднее. Но, когда обе реки сходятся, в Волге уже тридцать саженей ширины, а Вазуза ещё узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят вёрст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати вёрст.
– Вам понравилась сказка?
– Почему это сказка?
– Как звали двух сестер?
– О чем поспорили сестры?
– Почему Вазуза назвалась младшей сестрой?
Пальчиковая игра «Водичка моя прохладная».
– А сейчас я предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Водичка моя прохладная».
- С какой горы бежишь сюда,
Водичка моя прохладная?
- С той высокой горы, - отвечает вода,
- Где снежная шапка громадная.
- Ответь мне скорей: побежишь ты куда.
Водичка моя прохладная?
- На луг побегу, - отвечает вода,
- Туда, где цветы нарядные!
- Ты лучше осталась бы здесь навсегда,
Водичка моя прохладная.
- Я в садик спешу, - отвечает вода,
- Где гроздья висят виноградные.
А солнышко сядет, что будет тогда,
Водичка моя прохладная?
- В канавку стеку, - отвечает вода,
Пусть козлик попьет, я не жадная.
Рассказ воспитатель о Енисее
Рассказ сопровождается показами слайдов.
– Какая крупная река протекает в нашем крае?
– Волгу называют – матушкой, а Енисей – батюшкой, как вы думаете, почему?
– Енисей - самая многоводная река Восточной Сибири. Именно поэтому первые обитатели края называли его «Большой водой» – Иоанасси. А еще он - второй в России по площади бассейна и четвертый по длине.
Берет свое начало Енисей в горах Тувы, вытекает из горного озера Кара-Балык. Начинается он небольшой речкой.
«Малый Енисей» - Ка-Хем - рождается на склонах хребта Танну-Ала. На большей части своего пути до Кызыла эта река бурная, порожистая и своенравная, иногда она распадается на множество рукавов и притоков, врываясь в широкую межгорную котловину.
У города Кызыла эти реки сливаются и Великой рекой текут на Север к Карскому морю.
Притоки Енисея: Абакан, Мана, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Кан, Ангара.
– Об одном из притоков Енисея, реке Ангаре, существует красивая легенда.
Седой Байкал очень любил свою красавицу-дочку Ангару. Прятал он ее от чужих взглядов глубоко в своих водах, в стенах из скал. А когда пришла пора выдавать ее замуж, стал искать ей жениха поближе, чтобы не отпускать в дальние края. Но не пришелся по душе Ангаре выбор отца - богатый и знатный сосед Иркут, и не стала она его женою.
Тогда знакомая Чайка рассказала ей об Енисее. Поведала, какой он сильный и смелый, как прорвал он горы Саянские и стремится к самому Ледовитому океану. Какие у него глаза: как изумруд, как хвоя горного кедра под солнцем.
Байкальская красавица передала привет Енисею, и Енисей решил увидеться с нею. И назначил свидание по дороге к океану на Стрелке.
Ангара с радостью приняла предложение Енисея. Но строгий отец приставил охранять красавицу злого сторожа - колдуна-ворона. Помогли ей вырваться на свободу, подмыли скалу братцы и сестрички - ручейки и речки. Свидание состоялось, как и предложил Енисей, на Стрелке. Здесь они навечно слились и понеслись к могучему океану.
– Самые крупные реки России – Волга, Енисей, Обь, Лена, Ангара.
Динамическая пауза: игра «Капля, речка, океан»
Дети встают и распределяются по коврику. Каждый игрок — это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли.
Воспитатель дает команду: «Объединиться по двое» (маленький ручеек). Все игроки мгновенно должны найти себе пару и взяться за руки. Следующая команда: «Объединиться по четверо» (речка). Четверки игроков двигаются под музыку, держась за руки. Следующая команда воспитателя: «По восемь человек» (длинная, могучая река). «Все в общий круг», — дает команду воспитатель, и все игроки образуют большой хоровод – океан.
Рассказ воспитателя о Байкале»
Рассказ сопровождается показами слайдов.
– Озёра – тоже очень важная часть природы России. Среди всех озёр России есть одно, знаменитое на весь мир – это озеро Байкал – гордость России!
Посмотрите, какое оно красивое! (Показ иллюстрации).
Озеро Байкал – самое большое озеро в мире. Иногда его сравнивают с морем, потому что если встать на одном берегу озера, то противоположный берег не видно. Так он далеко! Во время сильного ветра на Байкале поднимаются волны, как на настоящем море во время шторма.
Вода в озере Байкал – самая чистая и прозрачная. В Байкале водится очень много видов рыб. Среди них встречаются очень редкие: омуль, бычки.
По берегам озера Байкал стоит высокий лес. Это тайга.
– Вы уже знаете, какие деревья растут в тайге. Назовите их. (Ответы детей).
– А кто живёт в тайге? (Ответы детей).
Беседа о пользе и охране водоемов
– Ребята, как вы думаете, может ли Земля существовать без воды? (Ответы детей)
– Что будет, если вдруг исчезнут все моря, реки, озёра? (Ответы детей)
Реки это богатство нашей страны, но любое богатство можно потерять, если им не дорожить. Давайте бережно относится к нашим рекам, морям и океанам.
III. Заключительная часть
Организованная игра «Волны»
– Предлагаю вам встать в круг.
– В море, озере часто бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково обмывают тебя. Давайте сейчас превратимся в волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, журчать, улыбаться как волны, когда они искрятся на солнце.
Затем воспитатель предлагает всем желающим по очереди искупаться в море иле озере. «Купающийся» становится в центр, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.
Рефлексия
– Как вам было сегодня на занятии? Почему?
– Каким было ваше настроение? Почему?
– Что новое вы узнали?
– Что вам больше всего запомнилось и понравилось?