Екатерина Прокопенко
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старших дошкольников «Я знаю, я помню, я горжусь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в МБДОУ детском саду комбинированного вида №98
г. Воронежа
воспитателя II категории Прокопенко Е. А.
посвященное 70-летию освобождения
от немецко-фашистских захватчиков
на тему:
«Я знаю, я помню, я горжусь!»
Воронеж 2015 г.
Цель:
Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких.
Обоснование выбора темы:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старших дошкольников „Я знаю, я помню, я горжусь!“» размещена в разделах
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только участники войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т. е. ровесниками наших воспитанников, а ныне являющимися их прабабушками и прадедушками. О жизни этого поколения наши воспитанники тоже почти ничего не знают. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить, ушедших на фронт, отцов и братьев у заводского станка, у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села, осваивать целину и космос.
Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность и крушение моральных устоев у молодого поколения, многие говорят: «Время такое!». Понять и осознать, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи.
Задачи:
Развивающие:
- Углублять и расширять знания детей о ВОВ;
- Помочь детям сохранить в памяти подвиг народа.
Образовательные:
-Формировать историческую память и преемственность поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников;
- Формировать у детей правильное отношение к войне;
-Продолжать формировать умение детей вести диалог между воспитателем и детьми на тему беседы.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;
- Воспитывать личные качества: патриотизм, справедливость, благоразумие, доброту;
- Воспитывать на примерах мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла.
Методы и приемы:
- Словесные (чтение стихов, рассказ, беседа) ;
- Наглядные (показ слайдов, презентаций) ;
-Практические (пение песни, исполнение танца, поездка к памятнику ВОВ) ;
Предварительная работа:
Проведение бесед с детьми о Великой Отечественной войне.
Просмотр иллюстративных материалов, мультфильмов и презентаций.
Рассказы родителей детям о тех родственниках, которые воевали, просьба принести их фотографии и награды на занятие.
Организация совместной с родителями выставки детского рисунка.
Слушание песен военно-патриотической тематики, заучивание стихов о войне, о победе.
Подготовка песни и танца для исполнения на занятии.
Подготовка поездки для возложения цветов на Чижовском плацдарме.
Материал и оборудование для занятия:
мультимедийная установка, мультимедийный материал (презентации и слайды, детские рисунки на тему войны и победы. награды и фотографии из семейных архивов, баннер по теме занятия, макет вечного огня, атрибуты для украшения зала, аудиозаписи песен о войне, атрибуты для танца, Георгиевские ленточки и цветы на каждого ребенка.
Ход занятия.
На стене вывешены детские рисунки военной тематики.
Дети входят в зал и выстраиваются полукругом. (звучит песня Белые панамки)
Презентация 01 и Слайд 02
Егор Тамалинцев
Шло детство, поспела клубника…
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
Катя Лонченкова
Мы ждали гостей.
Наша мама,
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слёз удержать не могла.
Кирилл Каверин
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик
И было нам, детям, непросто
Понять этой скорби язык.
Слова Левитана о начале войны. (Презентация 03)
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: Вот так неожиданно, в обычный летний день началась самая страшная, самая долгая и жестокая из всех войн - Великая Отечественная война.
Может кто-то помнит когда она началась? (ответы детей)
Кто напал на нашу родину? (ответы детей)
Зачем фашисты пришли к нам с войной? (ответы детей)
Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. И память о ветеранах навсегда останется в наших сердцах. В эти страшные дни войны, все мужчины ушли на фронт, защищать нашу огромную страну. Среди них были и ваши родственники: прадедушки, прабабушки. В нашей группе есть мальчик, который расскажет о своём прадедушке, воевавшем в ВОв.
Рассказ Кирилла Грачёва. (Слайд 04 и 05)
Воспитатель: Молодец, Кирилл, спасибо тебе за твой рассказ.
К сожалению, не все солдаты вернулись домой с войны, они погибли, защищая свою родину, свои семьи. Давайте в память о героях той войны споём замечательную песню.
Песня «О той весне» (Презентация 06)
В годы войны тяжело приходилось не только бойцам, но и женщинам и детям. Женщины работали вместо мужчин на заводах, делали снаряды, танки, самолёты для солдат, садились за трактора и комбайны, выращивали хлеб. Шили одежду для бойцов, работали с утра до ночи. Бывало дети ждут, ждут свою маму, и засыпают не дождавшись её.
Стихотворение Мишка. (Слайд 07) – совместное чтение воспитателя и Сони Л.
Беседа по содержанию стихотворения. (О чём девочка говорила с мишкой? Было ли девочке страшно? Почему? За что девочка хотела отомстить и кому? Какие чувства вы испытываете, слушая это стихотворение)
Воспитатель: Сколько лет длилась война? Да, 4 трудных, голодных и холодных года пережил наш народ. И всё это время дети приближали Победу как могли.
Как же они это делали? (ответы детей с помощью слайдов 08,09,010)
Ребята, мне бы хотелось показать вам небольшую презентацию, пожалуйста, внимательно смотрите и слушайте. Готовы?
Презентация 011 «Отмените Войну».
Беседа по презентации. (Как вы понимаете, что такое детство? Чем вы любите заниматься больше всего? Могли ли дети в военное время спокойно играть и радоваться? Почему? Было ли детство у детей войны? Какие чувства у вас возникли после просмотра презентации)
Вывод воспитателя: Война отняла у ребят детство, но не смогла отнять у них любовь к родине, дружбу и желание делать добро.
Воспитатель: Время очень быстро идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В этом году исполняется 70 лет со дня её окончания. Но война не стёрлась из людской памяти и забыть те дни нельзя.
Почему, ребята, нельзя забывать о горестных годах войны? (ответы детей). Да, вы правы, память о войне должна оставаться в сердце каждого из нас. Именно поэтому, поэты продолжают сочинять стихи на эту тему, писатели пишут свои произведения, художники рисуют картины, режиссеры снимают фильмы, композиторы пишут музыку, а хореографы ставят танцы. Танцем без слов мы можем показать то, что чувствуем сердцем.
Танец «Закаты алые». Слайд 012
Воспитатель: Остались позади 4 года жестокой и страшной войны. Победа! Мы победили! Так ликовал наш народ, когда по радио сообщили об окончании войны. Скажите, когда закончилась война? (ответы детей) Как мы отмечаем День великой Победы? (ответы детей) (Слайд 013)
Я желаю всем вам жить в мире и дружбе, любить и уважать своих родных, друзей, окружающих. Старайтесь мирно преодолевать все препятствия, которые встречаются на пути! Помните, жить в мире, это значит жить счастливо (Слайд 014)
Ребята, эти ленточки – символ Победы. Я помогу каждому из вас прикрепить её к курточке или пальто. У детского сада нас ждёт автобус, который отвезёт нас на Чижовский плацдарм, где мы возложим цветы в память о погибших воинах ВОВ.
Поездка на Чижовский плацдарм.
Итоги:
Патриотизм и другие нравственные категории вряд ли можно воспитать даже многими самыми удачными проектами и воспитательными мероприятиями в детском саду и школе. Нельзя измерить уровень их сформированности тестами и графиками. Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешными тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, воспитатели, можем многое сделать для формирования интереса детей к тому, без чего воспитать патриота невозможно – интереса к прошлому своей семьи, своих близких людей, их участию в событиях такого масштаба, каким является Великая Отечественная война. И вести такую работу нужно не только к юбилейным датам, а постоянно.