Жанна Нарышева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «7 чудес Кузбасса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«7 чудес Кузбасса»
Цель: Обогащение представлений детей о Кузбассе, знакомство с памятниками, достопримечательностями Кемеровской области, расширение кругозора детей, развитие любознательности.
Задачи:
Расширить представления детей о 7 чудесах Кузбасса.
Развивать интерес детей к одному краю и достопримечательностям.
Воспитывать интерес, любовь к родному краю.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „7 чудес Кузбасса“» размещена в разделах
- Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с памятными местами Кузбасса.
Материал и оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация «7 чудес Кузбасса», карта Кузбасса, береста, изделия из бересты, разрезной рисунок лося (пазл, стикеры, ватман, восковые карандаши, следы Йети.
Работа над словарем:
7 чудес Кузбасса, достопримечательность, экскурсия, экскурсовод, экскурсанты, памятник, петроглифы, туристы, музей, береста, сталагтиты, сталагмиты, снежный человек (Йети).
Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Скажите, а вы любите путешествовать? (ответы детей). Тогда я приглашаю вас сегодня совершить путешествие по 7 чудесам Кузбасса.
- Ребята, а кто знает, почему Кемеровскую область называют Кузбассом? (ответы детей). – Правильно, потому что Кузбасс – это сокращенное название Кузнецкого угольного бассейна, который является центром добычи каменного угля.
- Ребята, а кто знает название столицы Кузбасса? (Ответы детей). Отмечаем на карте Кемеровской области. Верно, город Кемерово - главный город земли Кузбасской. Дети, расскажите, чем богат наш край, и чем славится Кузбасс? (Ответы детей).
- Молодцы, ребята! Видите, в каком удивительном крае мы с вами живем! Тайга и горы, реки и озера, милые просторы!
- Посмотрите на карте, какая она большая. Писатели и поэты первыми заметили, что очертания нашей области на карте имеют форму человеческого сердца (Обвожу на карте). (Слайд №2)
- Итак, мы начинаем путешествие по нашему Родному краю. Начнем мы с главного города Кемеровской области.
- Здесь установлен монумент «Память шахтерам Кузбасса» (Слайд №3) - это бронзовая скульптура шахтера, которая является символом героического шахтерского труда и посвящен памяти погибших горняков Кузбасса. В груди шахтера пылает горящее сердце, которое согревает нас своим теплом и любовью.
- Ребята, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на этот памятник? (ответы детей)
- Воспитатель: Мы продолжаем свое путешествие. Дети, посмотрите! Кто же по дороге нам встретился? Правильно, это щенок! Как же он здесь оказался? Посмотрите, он приглашает нас на экскурсию в «Хаски лэнд» (Слайд №4). Дети, а вы любите животных? А собак породы Хаски? В нашей области есть питомник по разведению этих замечательных, дружелюбных собак (Слайд №5) и располагается он рядом с музеем заповедником «Томская писаница»(Слайд №6). Что же там такого интересного в этом музее? Пойдемте и увидите сами! Ребята, посмотрите! Это первые рисунки древнего человека (Петроглифы, (Слайд №7) Так люди изображали сюжеты охоты – тут нарисованы лоси, люди, медведи.
- На скалах особенно много изображено лосей, возможно лоси были не только объектами охоты, но и поклонения. Они воплощали мощь и источник жизненных сил. Посмотрите, фигуры этих животных широко шагают на длинных сухих ногах, как бы поднимаясь вверх по склону горы. (Слайд №8) - Наши дальние предки оставили нам свои послания в виде наскальных рисунков, в которых запечатлен быт и обряды древних людей.
- Предлагаю вам собрать изображение лося из участков скальной стены, которые лежат у вас на столе. (Дети собирают разрезную картинку).
- Продолжаем наше путешествие. Но для того чтобы узнать место, в которое мы отправимся, нужно разгадать загадку.
В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в. (музей)
- Правильно, ребята, музей! Город Мариинск по праву можно назвать городом – музеем. (Слайд № 9) Этот городок представляет собой уникальный образец уездного сибирского города, в котором насчитывается 74 памятника архитектуры.
- Главной достопримечательностью города считается музей Бересты. (Слайд №10). Из бересты Кузбасские мастера делали украшения, предметы быта и многое другое. Еще в городе есть необычный памятник – памятник Картошке, он единственный в России. (Слайд №11) Установили этот памятник, потому что именно в этом городе собрали самый большой урожай картофеля.
- Скажите, ребята, чем больше всего удивил вас этот город? (ответы детей)
Воспитатель: Дети вы устали? Давайте немного отдохнем.
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мышки прячутся во ржи (Присесть, закрыть лицо ладонями)
Как увидеть их, скажи? (Открыть лицо)
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка! (Погрозить пальчиком.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
И немного отдохнём.
- Наше путешествие привело нас в горы, которые называются Поднебесные Зубья. (Слайд №12) Это один из красивейших горных районов Кузнецкого Алатау. В зимний сезон Поднебесные Зубья пользуются популярностью среди горнолыжников и сноубордистов. Летом широко распространен водный туризм - сплав по горным рекам и пешие тропы. Самая высокая гора Кузнецкого Алатау носит название Большой Зуб – ее высота достигает 2045 м.
- Дети, кто - нибудь из вас был в горах? Понравилось ли вам? Что запомнилось? (Ответы детей)
Я предлагаю вам отгадать загадку!
Говрят, что на планете
Существа встречают эти,
Но в капканы или сети
Не хотят попасться. (Йети). (Слайд №13)
- Правильно, дети! Сейчас мы с вами отправляемся в гости к снежному человеку. Местом обитания снежного человека считается Азасская пещера (Слайд №14). Название ее связано с рекой Азас, протекающей рядом. Общая протяженность пещеры составляет 7 км. В глубине этой пещеры можно увидеть сталагмиты (выступающие наросты из земли) и сталактиты (свисающие с потолка наросты).
- Впервые об этой пещере люди узнали во время охоты, потом недалеко заметили «большое лохматое существо трехметрового роста». При приближении людей неведомое чудище скрылось в глубине пещеры, оставив большие следы.
- Давайте пройдем в пещеру по следам Йети. Для этого встанем друг за другом. В пещере высокий грот, идем в полный рост. Пещера становится ниже, наклоняемся. И вот мы пришли к еще одному чуду Кузбасса скульптура «Золотая Шория» (Слайд №15).
- Эта скульптура установлена в Парке Боевой Славы города Таштагола. Она
сразу привлекает внимание прохожих. Местные легенды рассказывают о том, что лоси приносили успех во всех хороших делах и помогали людям с добрыми намерениями, оберегали от зла. Рога лося, как доспех, прикрывают беззащитную девушку. Трещины на рогах говорят о почтенном возрасте священного животного. Если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что трещины образуют рисунки-петроглифы, изображающие сцены из повседневной жизни шорских предков. Кажется, как будто дикое животное везет юную девочку очень бережно, а она оберегает и хранит чашу, в которой горит очищающий от бед и невзгод вечный огонь.
- Дети, вам понравилась скульптура? Какое животное держит девушку на своей спине? (Ответы детей)
- А сейчас мы отправляемся в город Новокузнецк. Здесь находится памятник истории - Кузнецкая крепость. (Слайд №16)
- Крепость была построена для обороны города от нападения неприятелей. На территории крепости располагались смотровые площадки, пушки и башня с большими входными воротами и охраной на верху. Сейчас крепость используют как музей истории, в нем проводятся экскурсии. Со стен крепости мы можем увидеть город Новокузнецк во всей его красоте и величии.
Рефлексия.
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие.
- Дети, давайте посмотрим на карту, какой маршрут мы с вами проделали? (Работе по карте). Вспомним и назовем места, в которых мы побывали: (Слайд №17)
г. Кемерово монумент «Память шахтерам Кузбасса»;
Музей – заповедник Томская писаница (Яшкинский район);
г. Музей – Мариинск;
Поднебесные зубья, г. Междуреченск;
Азасская Пещера, п. Усть – Кабырза;
Скульптура «Золотая Шория», г. Таштагол;
Кузнецкая Крепость, г. Новокузнецк
- Сегодня мы побывали только в некоторых местах нашего родного края. Богата земля Кузнецкая, и все эти богатства необходимо беречь. Дети, а сейчас я предлагаю вам пройти и всем вместе нарисовать послание будущим потомкам в стиле «древних людей» используя «Петроглифы» (Общий рисунок на мольберте). Таким образом, и мы с вами оставили след в истории.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей) А что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)
- И мне очень понравилось путешествовать с вами! До новых встреч!
Список использованной литературы
1. Соловьев Л. И. География Кемеровской области [Текст] / Л. И. Соловьев // Кемерово, Скиф – Кузбасс, 2006. – 105с.
2. Сорокин М. Е. Сибирский корень: историко – этнографические очерки [Текст] / М. Е. Сорокин // Кемерово, 1992. – 234с.
3. Шабалин В. М. Тайны земли Кузнецкой [Текст] / В. М. Шабалин // Кемерово, 1994. – 158с.