Наталья Жирелина
Конспект нейрокоррекционного подгруппового занятия с детьми, посещающими группу компенсирующей направленности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития –детский сад №5
муниципальное образование Усть-Лабинский район
Конспект
нейрокоррекционного подгруппового занятия с детьми, посещающими группу компенсирующей направленности
Публикация «Конспект нейрокоррекционного подгруппового занятия с детьми, посещающими группу компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Контингент: дети 5-7 лет, с различными задержками и искажением речи, с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением общей работоспособности, внимания, памяти, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственной организации, зрительно-моторной координации.
Исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка, подгрупповые занятия проводятся с двумя детьми не более 20 минут.
Занятия разрабатываются на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (для детей с УО) для группы компенсирующей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития – детского сада №5 муниципального образования Усть-Лабинский район, программы коррекционной работы с детьми ОВЗ педагога-психолога группы компенсирующей направленности, сборника нейропсихологических программ А. В. Семенович, и реализуется с целью ранней коррекции и компенсации дефектов развития.
Цель: Коррекция и развитие речевой, познавательной и эмоционально-волевой сфер детей дошкольного возраста, улучшение функционирования подкорковых структур, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности, развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела и образа физического Я, развитие мелкой моторики.
Задачи:
- развивать коммуникативно-речевые навыки,
- формировать произвольную регуляцию и контроль поведения,
- развивать эмоциональную сферу,
- обогатить сенсорный опыт,
- компенсировать дефицит моторного развития,
- формировать пространственно-временные представления
- развивать ВПФ.
Оборудование:
Балансир, тактильные мешочки и кирпичики, шишки, снежинки, парные фигурки животных, карточки с изображением животных, индивидуальные коврики, домик, орешки, крупа, счетные палочки или коктейльные трубочки, кинетический песок, берестяной туесок, деревянная ложка, емкость для пересыпания.
Сценарий занятия :
1 этап. (3мин.)
1.1. Ритуал приветствия с применением сказки «Приключения Снеговичка».
Цель: формирование продуктивного эмоционального взаимодействия с ребенком, снятие эмоционального напряжения ребенка, так как вся работа происходит на подсознательном уровне.
Ход: Дети проходят в заранее подготовленный кабинет, где расположена тактильная дорожка, снеговик, снежинки. Снеговик приветствует детей, ребенку необходимо поздороваться за руку со Снеговиком (формирование доброжелательного взаимодействия с персонажем).
2 этап. Психомоторные координации. (4мин.)
2.1. Разминка. (3мин.) Снеговик предлагает пройти по тактильной дорожке со снежками.
Цель: развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела, равновесия, регуляции и контроля свои действия, симуляция вестибулярного аппарата, работы межполушарных сфер, формировать концентрацию и распределение внимания.
Ход: Ребенок становиться на балансир, производит несколько раскачиваний (если необходимо при помощи взрослого) сходит обеими ногами на коврик, тем самым стабилизируя мозжечок. Наступает на кирпичик одной ногой, другой ногой толкает снежок (мяч, становиться двумя ногами на тактильные мешочки, формируя дальнейшую программу действий, основываясь на собственном опыте предыдущих (то есть наступает на кирпичик, толкает мяч, становится на мешочки).
2.2. Развитие орального праксиса, работы диафрагмы. (1мин.)
По окончании разминки Снеговик просит детей подуть на снежинку.
Цель: развитие полного вдоха – выдоха, работы диафрагмы, повышение активности ребенка, концентрации внимания, развитие орального праксиса.
Ход: Психолог дает ребенку палочку со снежинкой, и вместе с ребенком производит полный вдох и выдох, добиваясь, чтобы ребенок совершал выдох тонкой струей воздуха, сложив губы трубочкой. Мотивационным элементом выступает Снеговик, который внимательно смотрит и хвалит за правильно выполненное упражнение.
3 этап. Познавательная компетентность или когнитивные способности.
(10 мин.)
Продолжаем приключения Снеговика. Дети проходят за стол, на котором приготовленные заранее коробочки с игрушками животных. У психолога своя коробочка, в которой карточки с изображением данных животных. Сито с питанием для каждого животного. Емкость для пересыпания крупы, кинетический песок, который послужит медом, ложка для меда и берестяной туесок, емкость с орехами и домик для орехов, коктейльные палочки (косточки для собачки) и емкость с отверстием для палочек.
• Упражнение «Друзья Снеговичка».(5 мин.)
Цель: расширение понятийного словаря, знакомство с признаками животных, развитие слухового восприятия, зрительного соотнесения плоского изображения с трехмерным.
Ход: перед каждым ребенком на столе лежит коврик, обозначающий границы плоскости, на которой ребенок будет фиксировать внимание. Сбоку от руки каждого ребенка одинаковый набор животных.
Психолог показывает карточку с изображением определенного животного и просит детей найти такого же у себя на столе. Проговаривает, какое животное, какой звук произносит данное животное и просит повторить детей.
• Упражнение «Кто, что ест?» (5мин.)
Цель: закрепить знания о том, чем питаются разные виды животных, формирование внимания, воображения, мышления, памяти, восприятия устной и зрительной информации, способствовать развитию умения делать простые выводы, развитие пальцевого и кистевого праксиса.
Ход: снеговик принес сито с питанием для каждого животного. Психолог расставляет перед детьми орешки, крупу, мед, косточки. Дает детям по одному животному и предлагает ребенку выбрать, чем питается данное животное.
Н-Р: Белочка орешками, правильно. На зиму белочка прячет орешки в домик. Просит ребенка сложить все орешки в домик (формируя целенаправленные произвольные действия, пинцетный захват и кистевой праксис, чувство завершенности задания).
Н-Р: Собака ест косточки, правильно. Но иногда она их прячет. Просит ребенка сложить коктейльные трубочки в емкость с отверстием для палочек (развивая функцию «глаз-рука», концентрацию внимания, формируя пинцетный захват и кистевой праксис).
Н-Р: Мишка ест мед, правильно. Нужно мишке положить мед в берестяной туесок. Психолог предлагает ребенку ложку, прослеживая латерализацию присущую ребенку и правильность захвата кистью. Просит ложкой переложить из одной емкости в другую мед для мишки (включая моторную активность, точность координации движений, пинцетный захват и кистевой праксис, чувство завершенности задания, самоконтроля).
4 этап. Завершающая игра на расслабление. (3мин.)
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Ход: перед детьми стоит емкость с крупой, психолог предоставляет детям возможность реализовать самостоятельную деятельность, создавая предметно - развивающую среду, обеспечивающую возможность проявить индивидуальный интерес ребенка, воображение, фантазию, тем самым снижает уровень контроля со стороны взрослого и эмоционального напряжения ребенка. Формируя желание ребенка для дальнейшей совместной коррекционно-развивающей работы.
Педагог-психолог Н. С. Жирелина