Екатерина Чуприкова
Конспект занятия «Золотая хохлома» (старшая группа)
▼ Скачать +Заказ
Цель:
Ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).
Задачи:
Образовательные:
• продолжать знакомить детей с народными промыслами;
• учить детей рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кустики, рябина);
• формировать представления о хохломской росписи, ее происхождении.
Технические навыки:
уметь держать правильно кисть, рисовать кончиком кисти, всей кистью.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Золотая хохлома“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
• развивать память, мышление, внимание;
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать композиционные умения – правильные пропорции предмета, его расположения в пространстве.
Воспитательные:
• воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
Материал у воспитателя:
Лист А4 поделенные на секции для каждого узора, кисть, гуашь – красная, черная, картинки предметов в хохломской росписи
Материал у детей:
Лист белый А4, кисть, гуашь (красная, черная, баночка с водой.
ЗАНЯТИЕ
Вводная часть
Ребята, сядьте полукругом на ковре. Сегодня я вам расскажу о золотой хохломе. Вы знаете, что такое хохлома?
Ребята, хохлома это один из видов народного промысла, именно этой росписью народные умельцы расписывали посуду, столы, стулья и многие другие предметы.
Сели красиво, сейчас я расскажу вам о том, как же появилось эта роспись.
Существует легенда. Жил в одном из нижегородских сел искусный мастер. Резчик по дереву. Делал он чашки ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел да не жалел каши для птиц в саду- кормил их. Как то прилетела к нему в сад сказочная птица- жар, золотое перо. Поклевала каши, а улетая задела крылом посуду и стала она золотой.
Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия так и кажется, что тут сказочная птица постаралась.
Посмотрите, как расписаны ложки, дощечки и многие другие предметы окружающие человека.
Создание такой посуды, долгий, кропотливый труд.
Посуда вырезалась из дерева, после чего покрывали жидкой глиной, просушивали, после пропитывали льняным маслом и слегка подсушивали. Потом покрывали специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывали особым маслом (оливой) и высушивали в шкафах-печах. Металлический порошок и масло придавали неповторимый золотой блеск.
Ребята, посмотрите на иллюстрации, скажите, какие основные цвета используют мастера?
Правильно – золотой, красный, черный, зеленый
Именно эти цвета являются основными для росписи хохлома.
Ребята, посмотрите на узоры, на что они похожи?
Молодцы!
Похожи на травинки, ягодки, цветы.
Ребята, здесь также можно увидеть кустики, капельки, завитки, криуль.
Ребята, сегодня мы станем молодыми мастерами хохломской росписи. Я вас научу рисовать травку, кустики и рябину, вот так они выглядят.
Хотите попробовать? Ребята, это не простое задание, но думаю вы справитесь.
Садитесь на свои места.
Чтобы правильно нарисовать элементы хохломской росписи, посмотрите внимательно, я покажу как их нарисовать.
Чтобы нарисовать кустик нужно делать вот так:
Берем кисточку, окунаем в черную краску, лишнюю снимаем о край баночки, провожу кончиком кисти линию, слегка ее изгибая, вот так, после рисую травинки этого же цвета, посмотрите, как я рисую травинки, сначала маленькие, после больше и больше. После того, как я нарисовала травинки до середины линии, я рисую травинки более крупные и с изгибом, вот так: кончиком провожу до середины травинки, после всем ворсом и вновь кончиком кисти.
Вот и получается наш кустик.
Следующий элемент это рябина, сначала вы рисуете маленький кустик, вот так, посмотрите внимательно, после рисуете ягоды рябины, они рисуются кончиком кисти, вот так.
Прежде чем начнем, сделаем пальчиковую гимнастику:
- Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).
И вот этак, и вот так, не обидятся никак
(потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(хлопки ладоней).
Не сидится им опять
(встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Ребята, что мы будем украшать?
Какими узорами, как они называются?
Какие краски будете использовать?
Основная часть
Указания к началу работы.
Не забывайте, что работаем аккуратно, соблюдаем пропорции. Если вам нужна помощь поднимите руку, я подойду и помогу вам.
Внимательно посмотрите на мой рисунок, они должны быть похожи.
Стараюсь видеть всех детей, на своем листочке показываю как рисовать элемент хохломы, если у ребенка не получается.
За 5-7 минут говорю детям о том, что пора заканчивать работу, осталось 5 минут.
Кто закончил работу, кладем аккуратно на стол для выставки.
Заключительная часть
Ребята, вам понравилось трудиться?
Что мы делали?
Какими узорами расписывали дощечку?
Как вы думаете, у вас получилось?
Какой элемент для вас был наиболее сложным?
Привлекаю детей к анализу.
Какие основные цвета используются в росписи хохлома?
Ребята, вы все очень хорошо постарались, посмотрите, как аккуратно расписали дощечки. Какие аккуратные травинки и кустики. Я уверена вашим мамам и папам очень понравятся ваши работы.