Людмила Кременицкая
Конспект «Знакомьтесь — это Я»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомьтесь — это Я»
Цель: Формирование интереса ребёнка к себе как к Человеку, как к неповторимой личности.
Ход занятия.
Организационный момент. Вступительное слово воспитателя. Выяснение мнения детей об их социальных ролях. Задумывались ли вы, ребята, КТО ВЫ? Задавали ли вы такой вопрос себе, родителям, родственникам, знакомым? Что вы можете рассказать о себе другому человеку? Делаются первые выводы о социальных ролях людей.
Основная часть.
Публикация «Конспект „Знакомьтесь — это Я“» размещена в разделах
Упражнение 1 «Моё настроение». Заранее готовятся кружочки (смайлики) из бумаги красного, жёлтого, зелёного, синего и чёрного цветов. Воспитатель просит детей прикрепить к одежде кружок того цвета, который они хотят выбрать для своего настроения (цветодиагностика эмоционального состояния ребёнка).
Упражнение 2 «Путешествие в волшебную страну». В руках у воспитателя глобус. Он просит детей ответить, как они понимают, что такое глобус? Начало путешествия. У каждого ребёнка в руках небольшая верёвочка. Ребята, встаньте вокруг глобуса. (Звучит спокойная музыка на протяжении всего занятия). Протяните мне ваши верёвочки, и мы соединим их в одно целое, поместим на вершину глобуса как символ нашей целостности с жителями Земли. Воспитатель произносит слова, а дети хором их повторяют:
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити-параллели из зелёных рек.
Совершите чудо – руку протяните!
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!
(Каждая строчка повторяется 2 раза).
Вспомните, ребята, сказку о замечательной мечтательнице и очень доброй девочке Алисе, об её приключениях в Стране Чудес. Девочка Алиса попала в большой зал со множеством дверей, и она переходила из одного помещения в другое, пока, наконец, не обнаружила в одном из залов большой шкаф. Она открыла дверцу и достала из него пузырёк с какой-то непонятной жидкостью, попробовала её на вкус и вдруг почувствовала, что стала уменьшаться.
А теперь закройте глаза и представьте, что это происходит с вами. Мы очень чувствительные. Вот мы становимся всё меньше и меньше, отрываемся от земли и улетаем далеко-далеко на другую планету, похожую на маленькую звёздочку, какие мы часто наблюдаем в небе. На сверху очень хорошо видна наша маленькая Земля – нежно-голубая, светящаяся. Мы встречаем на звёздочке-планете подобное нам существо, и оно спрашивает нас: «Кто ты?» Мы пытаемся рассказать о себе, о своей планете. (3 минуты продолжается релаксация). Затем воспитатель просит детей открыть глаза и рассказать, кому удалось представить себе всё, о чём говорилось во время путешествия, с кем встретились, какое это было существо?
Упражнение 3 «Какой Я?» Нужно написать в столбик своё имя, чтобы каждая буква имени начиналась с новой строчки. На каждой строчке придумать характеризующее ребёнка слово на соответствующую букву. Например, САША – самый аккуратный, шустрый, активный».
Упражнение 4 «Как я отношусь к себе?» На доске – таблица самооценки. По данной таблице дети оценивают себя, обводя кружком цифры. Чем больше цифр, тем больше выражено указанное качество.
Я УМНЫЙ Я СИЛЬНЫЙ Я КРАСИВЫЙ Я ЛЮБИМЫЙ Я ТРУДОЛЮБИВЫЙ
1, 2, 3, 4, 5 1, 2, 3, 4, 5 1, 2, 3, 4, 5 1, 2, 3, 4, 5 1, 2, 3, 4, 5
Я не самый умный Я не самый сильный Я не самый красивый Я не самый любимый Я не самый трудолюбивый
1, 2, 3, 4, 5 1, 2, 3, 4, 5 1, 2, 3, 4, 5 1, 2, 3, 4, 5 1, 2, 3, 4, 5
Упражнение 5 «Слушаем, размышляем, обсуждаем». Читается притча В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек». Вопросы воспитателя: Чем же отличается обыкновенный человек? Есть ли в нём что-нибудь необыкновенное?
Упражнение 6 «Мои ценностные ориентиры». На доске – таблица «Я И Золотая рыбка». Воспитатель обсуждает с детьми их позиции.
Что я попрошу у Золотой рыбки? Кому я это отдам? Что я с этим сделаю?
Упражнение 7 «Диагностика-дистанция». Определяем направленность ценностных ориентаций. На доске схема:
МАМА
ПАПА
БАБУШКА
ДЕДУШКА
ВОСПИТАТЕЛЬ
ДРУГ (ПОДРУГА)
ДРУГИЕ
Каждый ребёнок должен проранжировать перечисленных здесь людей по степени значимости (1, 2 и т. д. место).
Упражнение 8 «Доверие». Вызываются 3 мальчика и 3 девочки. Девочки говорят мальчикам, чего каждая из них боится. Каждый мальчик в отдельности помогает девочке (советом или действием) избавиться от этого страха. В итоге выбирается лучший ответ, совет. Девочки объясняют свой выбор.
Упражнение 9 «Релаксация». Закрыв глаза, осмыслить всё, что узнали на занятии о себе, о своих друзьях. Дети собираются вокруг воспитателя в кружок.
Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие с Алисой. Нам пора домой из чудесной сказки. Закройте глаза и представьте себе, что мы снова попадаем уже в другой зал. Вот шкаф, а в нём другой пузырёк с волшебной жидкостью. Пробуем её на вкус и… происходит чудо… Мы растём, становимся всё больше и больше. Вот мы уже на родной планете Земля, снова видим своих друзей. Что мы им расскажем? Что нам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали о себе? Что вас удивило? Что захотелось сделать доброго? Не захотелось ли вам поменять цвет своего кружочка настроения?
Заключение. Ответы на вопросы. О чём мы сегодня узнали? Над чем вы задумались? Что мы сегодня делали? Что вам захотелось сделать?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!