Папки-передвижки

Проект сопровождения детей раннего возраста «Знакомьтесь, это Я!»

Людмила Старостина
Проект сопровождения детей раннего возраста «Знакомьтесь, это Я!»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»

Автор: Старостина Людмила Владимировна, воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №133 "Рябинка", г. Ульяновск

Описание работы:

Педагогами-психологами ДОУ г. Ульяновска был разработан проект «Знакомьтесь, это Я!», направленный создание условий для успешной социализации и адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. Предлагаемый проект рекомендован к использованию педагогам-психологам и воспитателям групп раннего возраста.

Публикация «Проект сопровождения детей раннего возраста „Знакомьтесь, это Я!“» размещена в разделах

Новизной и отличительной особенностью проекта является комплексный подход к решению проблем адаптации детей к условиям детского сада с использованием информационных технологий. Участниками проекта являются не только воспитанники дошкольного образовательного учреждения, но и их родители и педагоги.

Главная задача, которую решают в это время все участники педагогического процесса – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо, чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.

Цель проекта: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задачи проекта:

• способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их познавательной сферы в соответствии с возрастом, эмоциональному благополучию с учетом индивидуальных возможностей;

• формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения с взрослыми и сверстниками;

• приобщать детей к культурному наследию человечества: знакомить с сенсорными эталонами, образцами фольклора, художественной литературы, музыкальными произведениями и т. д.

• создавать благоприятную обстановку для преодоления стрессовых состояний у детей и формировать активную позицию у родителей и педагогов по отношению к процессу адаптации детей к условиям детского сада;

• способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей и педагогов о возрастных особенностях развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.

• применять эффективные формы и методы сотрудничества педагогов с родителями, способствующие повышению информационной культуры, в практику психолого-педагогического партнерства.

Структура проекта:

Проект состоит из 2 блоков

• Диагностический, состоящий из мониторинга адаптивных возможностей детей раннего возраста (Приложение 1) и развития познавательных способностей детей (Приложение 2).

• Развивающий, состоящий из игровых комплексов с детьми.

Раздел I. ИГРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Солнышко, солнышко, выходи!

Задачи:

- Сплочение группы, развитие эмпатии.

- Создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия.

- Снятие эмоционального напряжения, излишней двигательной активности.

- Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Закрепление понятий один-много.

Материалы: фонограмма музыки со звуком дождя, большой зонт, грустное солнышко без лучиков, жёлтые полоски - лучики по количеству детей, листа бумаги с и изображением солнышка без лучиков, тарелочка с жёлтой краской для каждого ребенка, влажные салфетки для рук.

Ход занятия:

1. Приветствие

Видеоролик «Солнышко»

Дети становятся в круг и выполняют движения по тексту:

С добрым утром солнышко! руки вверх

Мы тебе рады! руки в стороны

Все мы проснулись,

За руки взялись взяться за руки

И Маша здесь и Коля здесь психолог называет каждого.

Психолог подводит детей к пониманию того, что хорошо – когда все вместе играют, не ссорятся.

2. «Солнечные зайчики».

Дети стоят в кругу и выполняют движения по тексту:

Солнечные зайчики улыбаются, поворачивая

Играют на стене, голову вправо и влево

Поманю их пальчиком, движения указательного пальца

Пусть бегут ко мне сбегаются в середину круга

3. Игра «Солнышко и дождик».

Дети ходят по «полянке», изображая, что собирают цветы. Как только включается музыка со звуками дождя или даётся команда «Дождик», дети бегут под большой зонт. Шум дождя прекращается или даётся команда «Солнышко» - дети выбегают из-под зонта. Повторить 2-3 раза.

4. - Ребята посмотрите, к нам в группу заглянуло, солнышко, только оно почему-то грустное (солнышко демонстрируется на экран, второе такое солнышко у педагога). Что с ним случилось?

- У солнышка нет лучиков. Ребята, подарим солнышку лучики. (Показать детям лучики).

- Сколько у меня лучиков? (Много)

- Полина, возьми один лучик и подари солнышку. (Ребенок берет лучик). - Полина, сколько у тебя лучиков? (Один). Ребенок крепит с помощью липкой ленты лучик к солнышку). Спросить 2-3 детей, затем все дети берут по лучику и прикладывают к солнцу. Психолог меняет ротик у солнышка.

- Смотрите, солнышко улыбается, радуется (на экране появляется веселое солнышко). Ребята, а вы хотите, чтобы у каждого из вас было весёлое солнышко?

Детям раздаются листы с солнышком без лучиков, и предлагается лучики нарисовать.

- Опустите пальчик в краску и нарисуйте солнышку лучики. Какое красивое солнышко у вас получилось!

5. Релаксация «Солнышко»

А теперь ложитесь на ковёр, представьте, что мы с вами лежим на полянке, на мягкой травке, будем глубоко дышать и отдыхать.

Утром солнышко проснулось,

Оглянулось, потянулось.

Кто там нежится на травке?

Кто со мной играет в прятки?

Вот я с ними пошучу,

Вот я их пощекочу,

Прикоснусь ко лбу,

Трону их за щеки.

Пусть поморщат носик.

Вот я ручек их коснусь,

Под одежду заберусь.

Потянулись, улыбнулись

И все дружненько проснулись.

- Встаньте, сложите руки вместе перед собой, плавно поднимаем руки вверх, раскрываем плавно ладошки, как бы берем солнышко в руки, разводим руки в стороны и говорим все вместе «Спасибо, Солнышко!»

Раздел II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ГАРМОНИЯ»

Тренинг для педагогов «Руководство игрой детей»

Цель: способствовать преодолению трудностей у педагогов в организации и руководстве игрой детей 1-3 лет

Продолжительность занятия - 1 час 30 минут

Материал: на каждого - лист бумаги, карандаши, магнитофон с записью активизирующей музыки для малышей

Задачи:

1. Актуализировать существующие проблемы педагогов в организации и руководстве игры детей;

2. Содействовать повышению уверенности в себе, своих силах;

3. Упражнять педагогов в организации и руководстве игровой деятельности с детьми 1-3 лет.

Ход мероприятия

1. Вступление

Ознакомление с правилами работы группы участников тренинга

2. Теоретичекая часть (включить презентацию)

Игра представляет собой особую деятельность детей. Она расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта. Ведущее значение игры в дошкольном возрасте определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение); игра в наибольшей мере способствует психическому развитию ребенка.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и потому является ведущей деятельностью. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.

2. Практическая часть

- Коллеги, давайте теперь попробуем применить на практике все методы и приемы руководства игрой. Предлагаю вам разбиться на группы и отработать те игры, которые я буду вам объяснять.

Предлагаемые игры направлены на смягчение адаптационного периода для детей от 1 до 3 лет, на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.

Основная задача игр – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым (При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт).

Игры проводятся в следующей последовательности:

-знакомство;

-игры с использованием игрушек и предметов;

-контакт руками;

-телесный контакт.

Игра «Лови мячик!»

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

-Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

—Кати мячик! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

Игра «Петрушка»

Оборудование: кукла Петрушка.

Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.

— Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет!

Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.

—Давай здороваться! Дай ручку!

После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.

-Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.

Игра «Котёнок»

Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кисуля! —

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой! —

И погладила рукой.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

7Упражнение «Солнечный зайчик»

Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).

Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д.

—Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает— прыг-скок!

Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.

—Потрогай зайчика — вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке — не достать!

ЕСЛИ ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями — дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика».

Во время игры не забывайте комментировать все действия.

Практикум для педагогов

«Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста»

Цель: расширить представление педагогов о социально-эмоциональной сфере детей раннего возраста, условиях ее развития.

Ход мероприятия

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами постараемся обсудить очень важную тему: «Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста. И в начале нашей встречи мне хочется у Вас спросить: что, по–вашему входит в понятие «Социально-эмоциональное развитие детей?

1. Мозговой штурм «Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста».

Педагогам предлагается в течение нескольких минут обсудить, что же относится к такому понятию, как «социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста».

2. Информационная справка «Социальное развитие детей раннего возраста».

Ранее детство – начало начал. Это время начала формирования будущей личности. Это первый опыт взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми.

Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослых в период раннего детства. Для ребенка раннего возраста характерны 2 формы общения:

Ситуативно-личностное общение. Оно характерно и для младенцев, и для детей раннего возраста. Это, как правило, сиюминутное взаимодействие ребенка и взрослого. Ребенок нуждается, прежде всего, в эмоциональном контакте;

Ситуативно-деловое общение. Эта форма общения возникает только в раннем детстве. У ребенка возникает потребность не только в эмоциональном контакте со взрослым, но и в сотрудничестве. Малыш осваивает пространство, знакомится с новыми предметами, и взрослый помогает ему в этом, показывая, как можно действовать с игрушками, предметами быта и т. д.

К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Следует отметить, что игрушки, находящиеся рядом с общающимися детьми, отвлекают их от общения и снижают эффективность взаимодействия.

На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения – «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность». Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.

Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.

Эксперименты показывают, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению, они чаще улыбаются, доброжелательно относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.

3. Упражнение «Мы топаем»

Цель: развитие партнерского доверительного взаимодействия между взрослыми и детьми, приучать детей слушать речь взрослого.

Дети стоят в кругу. Взрослый читает стихотворение, выполняя описанные в нём движения, а дети их повторяют:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаём.

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

4. Упражнение «Медвежонок».

Цель – создание радостного настроения, развитие доброжелательных отношений со сверстниками, повышение двигательной активности.

Медвежонок, медвежонок, (Дети вместе со взрослым идут по кругу)

Хватит спать, (Ребенок в центре круга)

Хватит спать. –

«медвежонок», «медвежонок»,

Мы хотим с тобою, мишка, (Дети начинают бежать по кругу).

Поиграть, поиграть.

Ты веселых ребятишек (Останавливаются, хлопают в ладоши).

Догоняй, догоняй.

Ну-ка, мишка, ну-ка, мишка, «Медвежонок», (дети убегают)

Нас поймай, нас поймай. (Догоняет).

5. Информационная справка «Эмоциональное развитие детей раннего возраста».

В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, гнев и т. д. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослого – научить малыша понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.

Общение ребенка со сверстниками тоже может доставить малышу множество эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Например, на втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство и может прервать свои занятия, а на третьем году детям свойственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат, прыгая вместе, валяясь на ковре.

Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать.

Взаимодействие с детьми раннего возраста будет более эффективным в том случае, если взрослые смогут учитывать индивидуально-возрастные особенности начинающего свою жизнь человека. Развитие познавательных функций малыша тесно связано с его эмоционально-волевой сферой. А поскольку доминирующая функция – восприятие – аффективно окрашена, ребенок эмоционально реагирует только на то, что находится в данный момент в поле его зрения. Взрослые, помня об этом, могут избежать многих конфликтных ситуаций и эмоциональных вспышек.

Публикации по теме:

Логопедический проект для детей раннего возраста «Говорилки с малышами»Логопедический проект для детей раннего возраста «Говорилки с малышами» Название проекта «Говорилки с малышами» Тип проекта: долгосрочный, познавательный Название учреждения МАДОУ «Детский сад №7 «Вишенка» Участники.

Педагогический проект «Мир сенсорики» для детей раннего возрастаПедагогический проект «Мир сенсорики» для детей раннего возраста Проект по сенсорному развитию с детьми раннего возраста «Мир сенсорики» Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий По.

Педагогический проект «Мои первые шаги» (адаптация детей раннего возраста) Педагогический проект Тема: «Мои первые шаги» (адаптация детей раннего возраста к детском саду) Участники проекта: Дети (ясельная группа.

Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ» АКТУАЛЬНОСТЬ Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрос- лому надо знать особенности раннего.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста «Чистюля» СЛАЙД 1. ВВЕДЕНИЕ. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте.

Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Цели проекта: создание условий для снижения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через совместную специально организованную.

Проект «Игра, не забава» для детей второй группы раннего возраста. Проект «Игра не забава» во второй группе раннего возраста. Вид проекта: долгосрочный. Тип проекта: игровой, творческий. Участники.

Проект по познавательному развития детей раннего возраста Проект дидактической игры в первой младшей группе «Умный малыш» Автор: Никитина Н. А. МБДОУ №2 Аннотация проекта Проект рассчитан на детей.

Проект «Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возрастаПроект «Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста МДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида» Проект «Развитие познавательных и речевых способностей детей раннего дошкольного возраста.

Профориентационное занятие для детей ст. дошкольного и мл. школьного возраста «Мир профессий: знакомьтесь-профессия повар!»Профориентационное занятие для детей ст. дошкольного и мл. школьного возраста «Мир профессий: знакомьтесь-профессия повар!» Когда мы знакомим детей с профессиями, то в основном показываем только положительные стороны профессии, не называя профессиональных трудностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект сопровождения детей раннего возраста «Знакомьтесь, это Я!»
Опубликовано: 7 декабря 2016 в 22:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект сопровождения детей раннего возраста «Знакомьтесь, это Я!»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Старостина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД