Екатерина Хухринова
Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДОО определил обязательный минимум требований к социально-коммуникативному развитию воспитанников в содержании программы, реализуемой в ДОО
К числу этих требований относятся:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
- развитие коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
Публикация «Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям
-уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка
- распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Согласно ФГОС ДО главным требованием к образовательной деятельности с детьми является социально-коммуникативное развитие личности.
Коммуникативные способности – это комплекс индивидуальных способностей человека, благоприятствующий построению личного и делового общения с людьми: понимание других, установление, поддержание и бесконфликтное прекращение контактов. (Виноградова Н. А.)
Развитие коммуникативных способностей происходит в ежедневном общении ребенка со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные способности играют ведущую роль в социальном развитии дошкольников. Позволяют различать ситуации общения :
- понимать эмоциональное состояние других людей;
- адекватно выстраивать свое поведение;
- владеть способами выражения своего отношения к взрослым и сверстниками. Основные механизмы социализации
- идентификация - стремление ребенка походить на близких и других значимых людей, перенимать их личностные качества и представления о мире. Ребенок ориентируется на роли и установки взрослых и эмоционально позитивно воспринимает их;
-интериоризация -присвоение моделей поведения, копирование образцов действий и включение их в картину собственных моделей поведения.
Благодаря этому механизму социализации внешние наблюдаемые модели поведения становятся внутренними моделями ребенка, включаются в его структуру личности;
• ролевое экспериментирование – направлено на апробацию различных качеств личности через социальные роли в обществе. Обратная связь со стороны социального окружения и собственные переживания закрепляют одни модели поведения, апробированные в ролевом экспериментировании, и отторгают другие;
• социальные ритуалы и социальные образцы – как устойчивые модели поведения в определенных социальных ситуациях взаимодействия представляют собой эффективный механизм построения взаимодействия и межличностных отношений.
Социальное развитие - это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей, передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством, который включает в себя:
• культурные навыки;
• специфические знания;
• знакомство с традициями, обрядами и правилами;
• социальные качества позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе.
Социально-коммуникативное развитие дошкольника усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Социализация:
• Первичная – семья.
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, Откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.
• Вторичная- ДОО.
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является детский сад, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.
Возрастные особенности социализации:
До 1 года - общение внутри семьи. Семейные отношения и ценности формируют базовую информацию о происходящем в окружающем мире. Поведение близких становятся шаблонами поведения.
От 1 года до 3 лет - появляется потребность общения в коллективе сверстников. На этом этапе необходимо создание условий для полноценных межличностных коммуникаций. Дети начинают дружить, делиться, сопереживать. Группа сверстников учит друг друга простым нормам сосуществования в обществе.
От 3 до 6 лет - главным средством познания для ребенка становится речь. Ребенок строит ролевые диалоги, проявляет любознательность, задает вопросы, анализирует полученные вербальным путем знания.
Необходимо научить дошкольника владеть своей речью, для того чтобы легко входить в контакт с людьми, уметь общаться в различных ситуациях, быть настроенным на конструктивный диалог, уметь успешно взаимодействовать с партнерами по общению. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА ЗАВЕРШЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА :
Ребенок проявляет:
• излишнюю робость;
• замкнутость;
• агрессивность;
• упрямство;
• конфликтность.
Отсутствует опыт дружеского общения:
• отзывчивость;
• элементарная забота;
• стремление к сотрудничеству;
• достижение общих целей;
• готовность прийти на помощь.
Не развиты навыки самоорганизации: отсутствует инициатива; проявления творчества; чувства ответственности; общительности; умения коллективного; планирования деятельности.
НЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ РЕБЕНОК:
1. Низкая социальная компетентность ребенка
2. Неадекватная ориентировка ребенка в социальных отношениях в семье
3. Заниженная самооценка
4. Тревожность
5. Нет представления о нормах и способах социального поведения.
Результат успешной социализации дошкольника.
• Интегративное качество "Эмоционально отзывчивый"- откликается на эмоции близких людей и друзей. Радуется или огорчается по поводу состояния здоровья своего и других, сопереживает.
• Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками" -устанавливает продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, выражая содержание общения разнообразными способами.
• Интегративное качество "Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту" -активно участвует в решении важных для жизни детей социальных вопросов, пользуясь усвоенными способами решения интеллектуальных и личностных задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке и т. д.
• Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности»
• Знает правила поведения и руководствуется ими.
• Может регулировать игровые отношения.
• Самостоятельно придумывает новые сюжеты игр.
Результат успешной социализации дошкольника.
• Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения"-поведение отражается не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых. Имеет первичные представления о том «что такое хорошо, что такое плохо».
• Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» - ребенок имеет представление: о гендерных различиях, о принадлежности себя и других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; Об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
• Интегративное качество «Любознательный, активный»- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; Способен действовать самостоятельно; При затруднительных ситуациях способен обратится за помощью к взрослому; Принимает заинтересованное участие в образовательном процессе.
Интеллектуальная загруженность детей отражается на игровой деятельности детей. Дети меньше играют, особенно в сюжетноролевые игры. Родители больше заинтересованы серьезной «муштрой» детей к школе. ДОО поддается запросам родителей. Количество занятий (в том числе дополнительных) не оставляет место в режиме дня дошкольника для продолжительной сюжетно-ролевой игры. С каждым годом взросления ребенка в ДОО, время на игру становиться все менее и менее продолжительным.
Детство – главный отрезок человеческой жизни. В детстве закладываются основы социального созревания. В детстве формируется и закладывается фундамент личности. Детство время становления ребенка, как полноценного члена человеческого общества. Условия жизни ребенка стремительно расширяются. Рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений (виды деятельности, общественные функции людей.
Сюжетно-ролевая игра :
• Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников. В игре ребенок формируется как личность, у него формируются качества, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
• Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетноролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
• Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры :
Любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер;
• Игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей;
• Практически все сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе;
• Спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером (в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком-лидером, входящим в круг предпочитаемых);
• Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций;
• Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры. Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива;
• Сюжетно-ролевая игра формирует такие качества, как чуткость, доброта, развивает общительность, взаимопомощь.
Сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для более качественных и высоких взаимоотношений детей и способствуют процессу социализации детей:
• Используйте для сюжетно-ролевой игры любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером после сна) .
• При проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогайте детям с трудностями социализации. (у застенчивых детей выявляйте положительные качества и создавайте условия для позитивного изменения заниженной самооценки, с целью улучшения их положения в системе межличностных отношений)
• Пользуйтесь похвалой за положительное поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих со сверстниками. Поручайте интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей неуверенным в себе детям.
• Сориентируйте детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с партнерами. (проявляется интерес и пристальное внимание к партнеру на протяжении всей игры).
Социально-коммуникативные навыки приобретаемые ребенком в процессе сюжетно-ролевой игры :
Способен:
• организовать игровое пространство;
• выстроить процесс общения (слушать и слышать собеседника); анализировать мотивы и поведение своей личности и других людей в процессе общения;
• распознавать и предотвращать манипуляции со стороны других людей; неагрессивно настаивать на своем;
• рефлексировать свои поступки и поведение;
• разрешать межличностные конфликты.
Методы и формы системного обогащения сюжетов игр и игровых методов:
• Беседы
• Рассматривание иллюстраций
• Наблюдение
• Экскурсии
• Составление рассказов
• Дидактические игры и упражнения
• Пальчиковые игры
• Ознакомление с художественной литературой
• Изобразительная деятельность
• Конструирование
• Музыкальная деятельность
• Решение проблемных ситуаций
• Подвижные игры
Для поддержания интереса ребенка к игре, необходимо постоянно обогащать жизненный опыт ребенка:
Обогащение игровых сюжетов детей формируется через:
• Экскурсии;
• Наблюдения;
• Ознакомительные беседы о труде окружающих людей (врача, шофера, продавца и т. п.);
• Беседы;
• Чтение художественной литературы;
• Отгадывание загадок,
• Рассматривание иллюстраций,
• Решение проблемных ситуаций, Изобразительную деятельность, Конструирование,
• Дидактические, словесные и театрализованные игры и т. д.
• Разучивание пословиц, физминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.
КАКИЕ КОМПОНЕНТЫ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА СПОСОБСТВУЮТ ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ИГРОВОГО ОТОБРАЖЕНИЯ?
1. Рассказы о профессиях знакомят детей с трудовой деятельностью людей. Рассказ с использованием иллюстраций побуждает детей к применению инструментов, используемых в профессии, произвести действия с ними. Рассказы взрослого, которые специально нацелены, на произведение какой либо ситуации («Как я ходила в парикмахерскую», «Как я покупала игрушки в магазине» и др.) обеспечивают натуральность восприятия и веру в подлинность события.
2. Беседы проясняют представления детей о жизненных ситуациях, выявляют мнение детей о развитии сюжета. Вовлечение детей в диалог и использование наводящих вопросов развивает речевую активность детей. Беседы по определенным сюжетам развивают замыслы игры и их сюжетную линию.
3. Дидактические игры способствуют освоению игровых действий и ролевому поведению. Дидактические игры и упражнения воспитывают у детей способность соблюдать правила, быть организованными, проявлять лидерские качества.
4. Драматизации и театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, способствуют развитию артистических способностей, умению быть выразительным в различных ролях. Дети учатся воплощению определенного игрового плана, который предусмотрен заранее
5. Рассматривание сюжетных картин позволяет закрепить все ранее увиденное и услышанное детьми. Рассматривание картин вызывает в детях эмоциональные переживания, яркие образы изображенных персонажей, вызывают у детей желание подражать им, выполнять определенные действия, использовать трудовые атрибуты по назначению.
6. Чтение художественной литературы прививает любовь к чтению. Слушая, стихотворные тексты, рассказы, сказки воспитывается умение различать хорошие и плохие поступки.
7. Изобразительная деятельность и конструирование формирует творческие способности детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Что предполагает совместная игровая деятельность педагога с детьми?
Педагог ненавязчиво и непринуждённо передает игровой опыт. Ребенку необходимо продемонстрировать ролевые способы поведения – выразительные движения, мимику, жесты, интонацию речи. Взрослый не только разговаривает с игрушкой, но и вызывает на разговор ребенка. Не верно считать совместной игровой деятельностью игру в которой воспитатель действует, а ребенок наблюдает.
Что необходимо учесть при правильной организации предметно-игровой среды?
Разумное сочетание игрушек, предметов–заместителей, воображаемых предметов, ролевых атрибутов необходимо для развития подлинно самостоятельной сюжетно-ролевой игры. В сюжетно-ролевой игре предполагается участие нескольких играющих, а дети особенно тяготеют к совместным играм со сверстниками. Постепенно у детей накапливается некоторый опыт совместных игр и они проявляют к ним стойкий интерес. Сначала объединение детей носит кратковременный характер. Постепенно дети начинают объединяться на более длительное время, они способны совместно намечать цели и достигать их.
Организация образовательной деятельности по технологической карте моделирования игрового опыта детей.
Во время организации образовательной деятельности по моделированию игрового опыта детей упускается момент прослеживания структуры и взаимосвязи компонентов, которые помогают овладеть необходимыми знаниями, игровыми действиями, детям не хватает жизненного опыта. У педагогов нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого этапа в отдельности.
ВЫВОДЫ:
• Для того, чтобы охватить используемый в игре сюжет, необходима целенаправленная предварительная работа.
• Каждая игра становиться отражением всего, того, что происходит в жизни ребенка.
• Сюжетно-ролевая игра позволяет доступными для ребенка способами моделировать окружающую действительность.
• В сюжетах игр ребенок отражает наиболее значимые для него события, по ним можно определить, что больше всего волнует ребенка, какие идеалы формируются у ребенка.
• Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник как бы
• становится их участником, знакомится с миром, действуя активно.
• Он искренне переживает все то, что воображает в игре.
• А совместная деятельность со взрослым является своего рода школой передачи социального опыта.
Важно научиться различать жизненный и игровой опыт детей. Через беседы, экскурсии, приобщение к художественной литературе, изобразительную деятельность ребенок пополняет свой жизненный опыт, для того чтобы в реализовать его в последующем в игровой деятельности. Такое разделение понятий не случайно, т. к. решаются разные задачи, а следовательно и результат различен.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». В. А. Сухомлинский