Светлана Батехина
Конспект на тему «Человек без Родины, что соловей без песни»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
открытого занятия
«Человек без Родины, что соловей без песни»
(подготовительная к школе группа)
Мотивация
В. : С кем вы сегодня пришли в детский сад?
Д. : С мамой, бабушкой…
В. : Все члены вашей семьи пошли на работу?
Д. : Да, мама, папа, бабушка, дедушка.
В. : А кто ещё живёт вместе с вами?
Д. : Сестра, брат.
В. : Вы заботитесь друг о друге, любите друг друга, отмечаете вместе праздники, живёте в одном доме, квартире. Все вместе вы кто?
Д. : Семья.
Публикация «Конспект на тему „Человек без Родины, что соловей без песни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В. : Есть такие науки – биология, генетика. Что они изучают?
Д. : Они определяют, кто может быть родственником, почему одни дети похожи на мам, а другие на пап и т. д….
В. : Правильно. И все мы живем в селе …
Д. : Кагальник.
В. : Вы его любите?
Д. : Да.
В. : А что вы о нём знаете? Чем и кем оно знаменито?
Д. : У нас много знаменитых земляков. Детская библиотека названа именем В. В. Олефиренко, есть улица имени Сторожакова, школа названа именем П. И. Бурлуцкого и т. д. Наши односельчане занимаются рыболовством, выращиванием ценных пород рыб. Зерновых, фруктов, овощей и т. д.
В. : Наш донской край знаменит семикаракорским фарфором, скоро в г. Красный Сулин будут выпускать листовое стекло.
Стук в дверь.
Принесли письмо.
Д. : Кто прислал его? Интересно.
В. : Сейчас прочитаем. Читайте надпись на конверте.
Д. читают.
В. : Это от Незнайки. Правильно. Он где сейчас?
Д. : Путешествует, чтобы много узнать о нашей стране.
В. : А как она называется?
Д. : Российская Федерация.
В. : А хотите познакомиться с содержанием письма?
Д. : Да.
В. Читаю вместе с детьми. Ну что, ребята, вспомним сегодня, что знаем о нашем Отечестве, выполним задания Незнайки и напишем ему?
Д. : Конечно…
В. : Только давайте разделимся на 2 команды и после завтрака поиграем, поговорим.
ПЛАН
I. Организационный момент. Дети входят под песню Ю. Антонова «Родная сторона». Игра «Здравствуй, …».
II. Россия – Родина моя :
1. Что такое «Родина»?
2. Чтение стихов о России.
III. Выполнение заданий Незнайки:
1. Карты Ростовской области.
2. Пословицы о Родине.
3. Называют знаменитых людей (поэтов, писателей, учёных) и откладывают их книги.
4. Стихи о символе русских просторов – берёзке.
5. Скороговорки.
IV. Символика нашего Государства (флаг, герб, гимн).
V. Схемы родственных отношений.
VI. Кроссворд.
VII. Итог.
Цели: Учить детей совместными усилиями решать поставленные задачи, сохраняя и в тоже время обогащая свою индивидуальность, самостоятельно принимать решения. Воспитывать посредством различных видов деятельности чувство гордости, причастности к своей Родине. Закрепить знания о нашей стране, селе. Развивать речь, интеллект детей, используя схемы, кроссворды, устное народное творчество, отображающие связи, родственные взаимоотношения, поощрять творческую активность. Обобщить представления о великих соотечественниках, с достижениями которых знакомились в этом году.
Задачи: Систематизировать знания о символике Государства. Воспитывать интерес к жизни, творчеству замечательных людей, прославивших Россию, любовь к ней, чувство патриотизма, желание оберегать, защищать. Содействовать расширению кругозора, мировоззрения, познавательную деятельность.
Предварительная работа: Заучивание стихов, пословиц, поговорок, дразнилок, песен, народных игр, хороводов; знакомство с историей происхождения имён, фамилий, их значением; чтение произведений о Родине, народе, природе, крае, селе; рассматривание иллюстраций, книг, атласов, глобуса, картин, открыток, российской символики (флаг, герб, семейных альбомов, составление рассказов об улице, о семье; участие в выставке «Дружная семья»; экскурсии по селу.
Словарная работа: Родина, Россия, родители, Отечество, народ, родословная, символика (флаг, стяг, триколор, гимн, герб, биология, генетика и т. д.
Материал: флаг, герб, диск с записью Ю. Антонова, конверты с заданиями, карты, листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры, портреты знаменитых людей, книги А. С. Пушкина, С. Есенина, Н. Н. Носова, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, кроссворд, диск с записью гимна РФ.
I. Организационный момент.
Звучит песня Ю. Антонова «Родная сторона». Дети входят в группу, здороваются с гостями, становятся в круг.
Игра «Здравствуй, солнце золотое…» (пальч.)
II. Россия – Родина моя :
В. : Дети, о чём поётся в песне?
Д. : О родном местечке, любимой Родине…
В. : Написано много стихов, песен, придумано сказок, небылиц… Для вас Родина – это?
Д. : Моя семья, улица, родной дом, вся Россия.
Стихи: П. Синявский «Россия»,
В. Олефиренко «Моё село», «Родной край».
В. : Столица нашей Родины - ?
Д. : Город Москва.
В. : Кремль – место работы Президента РФ. Назовите, пожалуйста его.
Д. : Владимир Владимирович Путин (портрет).
III. Выполнение заданий Незнайки.
В. : А теперь пришла пора выполнять задания Незнайки. Команды, займите, пожалуйста, свои места. Сегодня ваши ответы будет оценивать жюри (представляю). Капитаны, возьмите, пожалуйста, конверты под № 1.
1 задание: на картах Ростовской области отметить звёздочкой место, где мы живём.
Д. выполняют.
В. : А. С. Пушкин описал карту России, которую видел. Вспомните это стихотворение.
Д. : Чертёж Земли Московской, наше царство.
Из края в край. Вот видишь: тут Москва.
Тут Новгород, тут Астрахань, вот море,
Вот пермские дремучие леса, а вот Сибирь,
А что это такое? Узором здесь виётся? Это Волга. («Борис Годунов»).
2 задание: в конвертах № 2: пословицы о Родине.
3 задание:
В. : Ребята, мы с вами познакомились с жизнью, достижениями многих знаменитых на весь мир замечательных людей. Назовите их.
Д. : М. В. Ломоносов, Н. И. Вавилов, А. В. Суворов, Вл. И. Даль, К. А. Тимирязев, П. М. Третьяков, О. А. Есенин.
В. : Молодцы. А теперь, капитаны, возьмите конверты под № 3 (в них портреты А. С. Пушкина, Н. Н. Носова, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака). Кто это?
Д. : Писатели, поэты.
В. : Назовите этих людей, прославивших Россию и отложите написанные ими книги.
Д. выполняют задание.
4 задание:
В. : Наша страна велика и богата. В ней много морей, лесов и рек. А какое дерево является символом наших необъятных просторов?
Д. Берёзка.
В. : Кто из поэтов, писателей написал о ней стихи, поэтическую прозу, классические шедевры?
Д. : С. А. Есенин, Вл. Набоков, И. С. Тургенев… и др.
В. : Вспомните своё любимое произведение и прочтите как в театре художественного слова.
Д. читают стихи.
В. : Молодцы. Посмотрим, каково содержание конверта № 5.
5 задание: скороговорки.
1 команда: «Милая Мила мылилась мылом»
2 команда: «Пекарь Пётр пёк пирог»
IV. Символика нашего Государства (флаг, герб, гимн).
В. : Все задания выполнены. Как вы думаете, Незнайка доволен будет?
Д. : Да…
В. : Может быть, ещё расскажете ему о России, других странах?
Д. : …
В. : Все страны одинаковые?
Д. : Нет.
В. : Чем отличается наша Россия?
Д. : Размером, обычаями, традициями, денежными знаками, национальными костюмами, языком, культурой и т. д.
В. : Назовите символы нашего государства.
Д. : Гимн, герб, флаг.
В. : Правильно. Гимн – главная песня нашего Отечества. Его слушают стоя. Давайте послушаем.
Звучит отрывок из гимна России.
В. : Почти у каждого города, как и каждого государства, есть свой отличительный знак – герб. Что вы можете о нём рассказать?
Д. : У нас красивый герб. Он представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл, на груди которого помещён герб г. Москвы. Это означает, что Москва – столица могучего Российского государства. Георгий Победоносец в серебряных доспехах пронзает золотым копьём чёрного Дракона – зло, которое есть на земле.
Герб – эмблема государства. Он изображается на всех печатях, на денежных знаках, паспортах, официальных документах.
Существует легенда: в одном царстве-государстве поселился в озере огромный змей. Каждый день жители должны были отдавать ему на съедение одного ребенка. Он съел всех детей и потребовал царскую дочь. И тут на помощь явился всадник на белом коне с копьем в руках и пронзил чудище. Конь растоптал змея. Этим всадником был святой воин Георгий Победоносец.
Флаг показывает полную независимость от других государств, его самостоятельность. Флаг России состоит из трех горизонтальных полос одинаковой ширины: сверху белая, посередине голубая, внизу красная. У нас эти цвета почитались издавна, а также имели символические значения: единство мира, неба и земли, а еще: белый – благородство, синий – честность, красный - смелость и великодушие. Наш флаг называют стягом, триколором, трехцветным полотнищем.
V. Схемы родственных отношений.
В. : Мы с вами часто обращаемся к умным книгам, поэтому много интересного сегодня смогли рассказать.
А сейчас вспомните название науки, которая изучает родственные отношения.
Д. : Биология.
В. : Невозможно любить то, чего не знаешь. Изучая историю страны, свою родословную, каждому человеку они будут милее и дороже. Вы знаете свою родословную?
Д. : Да.
В. : у каждого из вас в семье все родственники. Все родные, близкие, родные люди. И можно нарисовать схему отношений. Вспомните условные обозначения (раньше рисовали схему отношений в семье А. С. Пушкина)
Д. : Кружочками обозначаем женщин, а квадратиками – мужчин.
В. : Возьмите все необходимое и нарисуйте схемы родственных отношений (каждый своей семьи).
Д. : выполняют.
VI. Кроссворд.
В. : Ребята! Сейчас отправляемся дальше. Слушайте внимательно. Слева направо пойдешь, встретишь доброго знакомого. Дороги пересекаются, а на пересечении стоят буквы-регулировщики. Что это?
Д. : Кроссворд.
В. : Подойдите, пожалуйста, к мольберту. Хотите разгадать.
Д. : Да.
В. : Нам нужно назвать фамилии знаменитых людей. Вы знакомы с творчеством всех. После каждого правильного ответа будем ставить портрет известного на весь мир отечественного деятеля.
Кроссворд.
По вертикали:
1. Назовите, пожалуйста, автора, который написал:
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…». (Пушкин)
2. Первый русский ученый. Изучал минералогию, писал стихи. Сделал много открытий в области химии, доказал, почему бывает северное сияние, делал красивые мозаичные картины. Его именем назван Московский университет. Очень много интересного о его достижениях вы узнаете в школе. Кто же это? (Ломоносов)
3. Оказывается, это город-крепость, о которой говорили:
«Скорее небо упадет на землю,
чем кто-то сумеет овладеть этой крепостью».
Что же это за крепость? (Измаил)
По горизонтали:
4. Этот писатель долго жил, был ученым, а прославился больше всего сказками и стихами, которые писал для детей:
«Тут и мыло подскочило,
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.». (Чуковский)
Назовите этого человека.
5. Кто написал сказку о приключениях мышонка Пика? (Бианки)
VII. Итог.
В. : Ребята! Наша страна красива и богата. Много лесов, полей лугов, степей раскинулось от края до края. Вокруг России 13 морей, 16 различных стран, но наша - самая большая в мире. У нас самое глубокое озеро - Байкал. А мы можем что-нибудь сделать для России?
Д. : Хорошо учиться, беречь природу, заботиться о родных, знакомых, товарищах. Если будем дружить, Родина крепче, сильнее будет.
Стихи: «Берегите Россию…», «Наша Вселенная…»
VIII. Выступление жюри. Вручение сюрприза.
(Игра-считалка о богатырях, награждение похвалочками за любознательность, внимание, аккуратность, общительность, умение слушать и т. д.