Наталья Соломаха
Опыт работы по созданию единой стратегии воспитателя и родителя в ДОУ и семье
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект на тему "Организация работы с родителями в ДОУ".
Тема: «Опыт работы по созданию единой стратегии воспитателя и родителя в ДОУ и семье. Искусство быть родителем».
Соломаха Наталья
МБДОУ №44 Детский сад «Колобок»
Публикация «Опыт работы по созданию единой стратегии воспитателя и родителя в ДОУ и семье» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке, понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы:
1. Информационно - аналитические - Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
2. Досуговые - Призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
3. Познавательные - Направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
4. Информационно - ознакомительная форма - Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.
5. Информационно - просветительская форма - Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Начиная свой путь, когда началась моя педагогическая деятельность, я поняла, что важным условием для развития ребенка дошкольного возраста является установление доверительных отношений с родителями. В связи с этим в работе с родителями я сформулировала свои цели так:
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Принимая во внимание треугольник взаимоотношений участников образовательного процесса, я выделила две ведущие задачи деятельности педагога:
1) установление отношений сотрудничества с родителями и поддержка их психолого-педагогической компетентности;
2) установление отношений игрового партнёрства с детьми и содействие их успешному развитию в среде дошкольного учреждения.
Выстраивая взаимоотношения с родителями, я сделала вывод, что они становятся более раскованными и заинтересованными в практической деятельности. В связи с этим в каждое проводимое мною мероприятие включаю интерактивную деятельность – это мастер – классы, родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, чаепития, родительские гостиные и многое другое.
Немало важно привлекать родителей участвовать в проектной деятельности, так как деятельность в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, закрепить знания, выработать практические навыки и умения. В этой работе мне помогает методическая литература: «Проектная деятельность дошкольников» под редакцией Н. Е. Вераксы и А. Н. Вераксы; «Проекты в работе с семьей» О. И. Давыдовой, А. А. Майер и Л. Г. Богославец.
Интерактивная направленность в работе с родителями оказалась самой привлекательной, востребованной, полезной, но и самой трудной в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей показала свою эффективность. В результате чего: повышен уровень родительской компетентности, создана гармонизация семейных и родительско – детских отношений, повышена ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.
Для себя я установила, что совместные мероприятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее. В этой работе за основу я использую такую методическую литературу, как «Содружество детей и взрослых» под редакцией Н. В. Микляевой и Н. Ф. Лагутиной.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 76% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Пусть мы не имеем 100% привлеченных родителей, но то, что союзников стало гораздо больше, это факт. Самое главное выбрать удобное время для родителей, поэтому чаще всего я приглашаю родителей в вечернее время.
В учреждении сформировался не только дружный коллектив педагогов, детей, но и дружный коллектив родителей.