Ирина Кучерюк
Развлечение «В семье единой» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение «В семье единой» для детей средней группы. (совместно с родителями)
Цель:Продолжать знакомить с фольклором, изобразительным прикладным искусством
Расширять представления детей о национальных традициях.
Развивать познавательный интерес, любознательность к народной культуре.
Обогащать сведения детей об истории, народном творчестве и культуре народов Казахстана
Воспитать человека-патриота, носителя традиций своего народа;
Публикация «Развлечение „В семье единой“ для детей средней группы» размещена в разделах
Билингвальный компонент: Тусаукесу, орамалтастамак, салеметсыздерме, сауболыныздар.
Ход развлечения:
Тихо звучит народная музыка, воспитатель рассказывает детям историю. В давние – давние времена жил- был Кымбак Шал. Этот старичок был таким маленьким и лёгким, что даже слабый ветерок срывал его с места и уносил далеко – далеко. Так и летал Кымбак Шал по бескрайним степям Казахстана. Узнал он много людей, а сам был умным и добрым, и ценил он больше всего дружбу…
Вдруг раздаётся звук ветра, в зал влетает Кымбак Шал: Ой! Привяжите меня скорей, а то унесёт меня куда-нибудь! Кидает конец верёвки воспитателю, воспитатель привязывает его.
Воспитатель обращается к детям: А вот и Кымбак Шал, уважьте старика, поздоровайтесь с ним (дети здороваются на казахском языке, старичок отвечает)
Воспитатель: Куда путь держите, почтенный?
Кымбак Шал: Да, вот отправился в путь, хотел повидать своих друзей, а ветер озорник принёс меня сюда.
Воспитатель: Кто ваши друзья?
Кымбак Шал: У меня их много. Я уже много лет летаю по степи. Как у вас здесь хорошо. Отдохнул славно. Отвязывайте, полечу дальше. Хотите со мной, к моим друзьям? (старика отвязывают, он «летит», дети следом за ним в направлении «казахского аула»)
Кымбак Шал: здесь живут мои друзья казахи. В этой семье радость. Их маленькая девочка научилась ходить, совсем недавно она сделала первые шаги. А чтобы девочка твёрдо стояла на земле, ей сегодня перережут путы. Давайте посмотрим!
Взрослые показывают обряд «тусаукесу» :
(Расстилается белая дорожка, на краю дорожки ставят девочку. Связывают ей ноги путами и проводят до середины, затем разрезают верёвки, дальше девочка идет сама. Один из взрослых бросает шашу.)
Хозяйка: Теперь моя дочь ходит хорошо и, может, поиграть с вами в игру «Орамал тастамак». Дети играют в игру.
Затем, хозяйка предлагает немного отдохнуть и послушать звуки домбры (дети сидят, слушают звуки домбры и легенду о домбре). Немного отдохнув, дети и Кымбак Шал собираются в путь, хозяйка дарит детям сувенир и угощает баурсаками. Дети благодарят хозяев за подарки, предлагают лететь с ними.
Погостив в казахском ауле, Кымбак Шал с детьми "летит" дальше.
Кымбак Шал (останавливаясь возле макета русской избы) : Это мои русские друзья, здесь меня всегда встречают песней.
Песня «Настоящий друг» (поют дети).
Взрослые рассказывают о народной игрушке – матрёшке, показывают народные музыкальные инструменты, дети слушают их звучание. Затем приглашают детей поиграть в игру «Гуси»
Дети играют в игру «Гуси». (площадка делится на 2 части, с одной стороны стоят дети (гуси, посередине – волк. Ведущий: «Гуси, гуси!» дети отвечают «ГА- ГА-ГА». Ведущий: «Есть хотите?». Дети «ДА- ДА–ДА! Серый волк под горой не пускает нас домой!» Ведущий «Ну летите, как хотите, только крылья берегите!» дети разбегаются врассыпную, перебегают на другую сторону, волк пытается поймать кого нибудь.)
Провожая детей, взрослые угощают их блинами, дарят сувенир - матрёшку. Дети благодарят хозяев и предлагают им полететь вместе с ними.
«Пролетев» ещё немного Кымбак Шал останавливается, прислушивается (слышны звуки музыки,
- Летим быстрее, где то здесь веселятся!
Музыка становится громче, девочки танцуют татарский танец.
Кымбак Шал : Мы кажется, попали на татарский сабантуй.
Анвар рассказывает стихотворение. Взрослые рассказывают о народных инструментах, представляют народную игрушку.
Предлагают поиграть в игру – шутку «У тёти Фаи»
Дети играют в игру. (Ведущий говорит слова, дети повторяют за ним, выполняя движения по тексту:
У тёти Фаи, у старушки, жили в маленькой избушке 7 сыновей, и все без бровей, вот с такими глазами, вот с такими ушами, вот с такой бородой, вот с такой головой. Они не пили, они не ели, а на Фаю всё смотрели и делали вот так, далее ведущий показывает движения, дети повторяют за ним.)
Взрослые дарят на память сувенир, татарское национальное блюдо «Чак–чак»
Кымбак Шал: Хорошо мы прогулялись! Мне пора лететь домой, меня заждалась моя жена. До свидания, ребята!
Дети прощаются, благодарят за увлекательное путешествие.
Воспитатель: Сколько сказочных мест в Казахстане! Городов в Казахстане не счесть! Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь!
Воспитатель приглашает всех встать вкруг.
София: Казахстан – любимый общий дом
Должны его хранить.
Разные народы в доме том
Мечтают дружно жить!
Воспитатель: В нашей группе есть дети разной национальности, и, как во всём Казахстане уже много лет люди разных национальностей живут в мире и согласии, так и мы живём как одна большая семья. Пожмите друг другу руки, улыбнитесь друг другу доброй улыбкой, обнимите друг друга – подарите друг другу тепло своей души. Воспитатель обращается к друзьям Кымбак Шала : Спасибо за ваше гостеприимство, за интересную беседу, за угощения! Теперь мы приглашаем вас в гости, добро пожаловать в нашу большую и дружную семью.
Все поднимаются в группу, где их ждёт угощение.
___
Легенда о домбре.
В давние времена жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет. Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.