Наталия Воронина
Конспект игровой ситуации по познавательному развитию в старшей группе «Подарок от волшебницы Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Подарок от волшебницы Зимы»
Цель: Развитие познавательной активности детей через исследование свойств снега и снежинок посредством проведения эксперимента.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с разнообразием форм снежинок
• объяснить процесс таяния снежинок и условия, необходимые для их существования.
Развивающие:
• развивать наблюдательность и внимание через проведение эксперимента.
• стимулировать развитие логического мышления и умение делать выводы на основе наблюдений.
• развивать творческие способности через аппликации.
• Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Воспитательные:
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Воспитывать бережное отношение к природе и ее явлениям.
• Формировать навыки коллективной работы и взаимопомощи.
Предварительная работа
Чтение сказок и стихов о зиме: К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы», В. Бианки «Лес зимой», рассматривание иллюстраций и картин о зиме. Просмотр документального фильма о зимних природных явлениях. Беседа о зиме и снеге, наблюдения на прогулке красоты снежинок, характеристики снега: сухой (мокрый, рыхлый (плотный, холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый, оформление помещения, просмотр мультфильмов о зиме.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно эстетическое развитие
Социально – коммуникативное
Физическое развитие
Методы и приемы:
Наглядный: использование фотографий снежинок под микроскопом и иллюстраций для демонстрации разнообразных форм снежинок, применение термометра, мультимедийная игра.
Практический: проведение экспериментов, выполнение творческого задания рисования снежинок.
Словесный: - рассказ воспитателя о свойствах снега и снежинок, обсуждение результатов экспериментов и выводы, сделанные детьми.
Игровые элементы: кто быстрее нарисует снежинку.
Приемы:
Вопросы и ответы, объяснения, комментарии действий детей, демонстрация фотографий и показ, как правильно нарисовать снежинку,
совместная деятельность, оценка и поощрение.
Используемые формы организации деятельности детей: на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей и подгрупповая.
Индивидуально – дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких – либо заданий.
Материалы и оборудование:
• одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег.
• лупы по количеству детей.
• фотографии снежинок под микроскопом.
• бумага для рисования
• цветные карандаши и фломастеры
• по половине разрезанного яблочка на салфетке.
• ложка одноразовая.
• три емкости воды.
• кружочки разного цвета.
• наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега.
• салфетки и полотенце.
• медальоны-снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка.
• аудиозапись.
• мультимедийная игра «Хорошо или плохо»
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель входит в группу с большой картонной коробкой, завернутой в подарочную бумагу. Дети сразу проявляют интерес.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы получили подарок от волшебницы зимы. Но чтобы узнать, что внутри, нам нужно разгадать одну загадку. Слушайте внимательно!
Белый, а не сахар,
Мягкий, а не пух
Летает, а не птица.
Дети: - Это снежинка!
Воспитатель: - Верно, а теперь давайте откроем коробку и посмотрим, что там. Посмотрите, да это же настоящие снежинки, какие они красивые, разные по форме.
Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это у нас там на потолке. (Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки, свисающие с потолка). Настоящие ли они? А когда и где можно увидеть настоящие снежинки? (Ответы детей) Каким бывает снег? Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге.
Вы хотите поиграть? Тогда слушайте внимательно задание.
Мультимедийная игра «Зима хорошо или плохо»
Цель игры:
Закрепление знаний у детей о том, что зимой хорошо, а что плохо и формирование у них безопасного поведения в это время года.
Мультимедийная игра «Зима хорошо или плохо» предназначена для детей 5-6 лет. Можно использовать в детских садах в старшей группе, родителям для домашних занятий с детьми.
Программа разработки: Power Point
Оборудование: интерактивная панель
Правила игры:
На слайдах набор картинок, из которых ребёнок должен выбрать одну. Необходимо объяснить свой выбор (рассказать почему плохо или хорошо) и нажать указкой на правильный вариант ответа.
Если ответ верный – картинка переместится в верх экрана со звуковым сопровождением, а если ответ неверный - картинка исчезнет.
Ход игры.
Беседуем с детьми о зиме.
-Как вы считаете, зима – это хорошо или плохо?
Дети должны рассказать, как влияет зима на состояние природы, и жизнь зверей, птиц и людей.
Хорошо, потому что:
Много снега, можно лепить снежную бабу;
Снег покрывает землю и защищает растения от мороза;
Можно кататься на санках, лыжах, коньках;
Зима дарит нам веселые новогодние праздники;
Дед Мороз приносит нам подарки.
Плохо, потому что:
Снег засыпал всё, поэтому животные и птицы остались без пищи;
На улице скользко, можно упасть;
Можно простудиться и заболеть;
Снег засыпал всё: дворникам много работы;
Зимой нет зеленой травы и на деревьях нет листочков.
Воспитатель: - Мы с вами хорошо поиграли и узнали больше о зиме.
Воспитатель: - Мы вчера с вами набрали снег и разложили его по тарелочкам, а интересно, что же с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой (на полу стоит дуга). Ребята, проходя через дугу, нужно ответить на вопрос
Где живет снежинка? (Дети отвечают на вопрос и пролезают под дугой). Теперь мы с вами ученые-исследователи. А скажите мне, кто такие ученые – исследователи? Понятно, сейчас мы с вами будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (Лупа). А что такое лупа? (Увеличительное стекло).
Дети проходят за столы.
Эксперимент № 1
Изучение формы снежинки.
Дети рассматривают фотографии снежинок через лупу и обсуждают их форму. Затем каждый ребенок пытается нарисовать свою уникальную снежинку.
Эксперимент № 2
Свойства снега.
на столах стоят одноразовые тарелочки с растаявшим снегом.
Воспитатель: Ребята, а что же стало со снегом? (Растаял) Почему? (Дети отвечают) (на доску крепится снежинка с изображением 1-ого свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? А давайте попросим младшего воспитателя принести нам немного снега, и не забудем сказать волшебное слово, «пожалуйста». Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (Вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (Холодный). Можно ли есть снег? (Нет, снег холодный и может быть грязным.).
Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг, на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (На доску крепится 2-ая снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз). Молодцы ребята, вы настоящие исследователи.
Воспитатель: Ребята, а давайте сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная). А что еще бывает белым? (Дети отвечают). (Крепится 3-я снежинка: снег белый - в центре снежинки вата).
Воспитатель: Ну вот, какие мы умницы и узнали много интересного о снеге. Подумайте и скажите, а как узнать, снег пахнет или нет? (Надо понюхать). Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (Ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4-ая снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)
Физкультминутка под музыку:
Снег пушистый все летает,
(Поднимают руки вверх и медленно опускают)
А метель все завывает.
Сколько снегу намело,
(Показывают сугробы)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем
(Имитируют действия)
И в снежки играть пойдем.
(Шагают)
Снег сегодня белый, белый,
(Поднимают руки вверх и опускают)
От него кругом светло.
Рукавички мы наденем,
(Надевают рукавички)
И перчатки мы наденем,
(Надевают каждый пальчик)
Каждый пальчик мы оденем,
Будет в шубах нам тепло.
Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам тоже показать, садитесь удобнее.
Эксперимент № 3
Исследование плавления снежинок.
Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды). Какая там вода? (Холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную? (Холодную, затем горячую). Почему? (Потому что баночка может лопнуть). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (Чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды). (Крепится 5-ая снежинка: на ней изображен градусник).
Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (По окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег - это замерзшая вода.
Воспитатель вместе с детьми обсуждает результаты всех проведенных экспериментов. Дети делятся своими впечатлениями и выводами.
Подведение итогов образовательной деятельности:
Воспитатель: - Как много мы сегодня узнали о снеге, пора возвращаться назад. Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?
Воспитатель: - Вот и подошло наше занятие к концу. Мы узнали много интересного о снежинках и провели замечательные эксперименты. Всех вас благодарю за активную работу на занятии.
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята, я хочу подарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать о нашей встрече! (Дарятся медальоны-снежинки детям, остальные снежинки дети дарят на память гостям).