Куприянова Анна Альбертовна
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Сказка в музыке»
▼ Скачать +Заказ
Конспект музыкального занятия для подготовительной группы
Тема Сказка в музыке.
Цель: Знакомство с музыкальными произведениями, основой которых становится сказка. Выявить взаимосвязь между видами искусства: музыки и литературы.
Задачи:
Публикация «Конспект музыкального занятия в подготовительной группе „Сказка в музыке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Образовательная: формировать умения и навыки применения средств музыкальной выразительности при характеристике музыкальных произведений.
Развивающая: развивать музыкальные способности, а также развивать память, воображение.
Мотивационная: развивать интерес к музыке, к шедеврам мирового искусства и желание слушать и исполнять её.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Музыкальное приветствие.
- Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся в детском музыкальном театре. Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в музыкальном театре?
- Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?
- Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет. Скажите, пожалуйста, а вы можете сами рассказать или исполнить сказку, сказочную историю?
- Кто является героями сказок? Приведите примеры.
- Скажите, дети, а кто же сочиняет сказки?
- Сказки бывают народные и литературные (авторские). Приведите примеры сказок, которые вы знаете.
- А сейчас послушайте литературную загадку.
Уж побледнел закат румяный
Над усыпленною землей;
Дымятся синие туманы,
И всходит месяц золотой;
Померкла степь. Тропою тёмной
Задумчив, едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный,
И что-то страшное храпит…
- Из какого же произведения эти строки?
- Эта поэма легла в основу оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Главные герои произведения: Руслан, Людмила, злой колдун Черномор.
Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун?
- Сейчас мы послушаем его отрывок из оперы, а потом вы скажете мне какой был характер у музыки.
Слушание музыкального произведения - М. И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
- Какой характер у музыкального произведения?
- Правильно, молодцы. А вот вторая литературная загадка.
Князь у синя моря, ходит,
С синя моря, глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть - тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат, лишь я хожу»…
- Из какого произведения эти строки?
- Эта сказка легла в основу оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского - Корсакова.
Давайте вспомним, какие чудеса, превращения встречаются в этой сказке?
Можно прочитать отрывки о чудесах.
- Представьте себе, что вы стали композиторами, как бы вы изобразили музыкой полёт шмеля?
- Давайте послушаем, как это получилось у русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.
Слушание музыкального произведения - Н. А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».
- Что вы можете сказать о характере музыки, которую вы прослушали?
- Композитор написал музыку, удивительно похожую на жужжание шмеля.
Получилось у нас представить так же, как написал композитор?
- Давайте вспомним песню, в которой двое друзей испугались ёлочку. Вы, конечно, догадались, что это песня «Котёнок и щенок». Прежде, чем мы исполним её, и расскажем, что там произошло, нам нужно подготовить свой голос.
Учитель распевает класс.
- Молодцы, ребята. С какими музыкальными произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
- Между какими видами искусства мы сегодня находили связь?
- Правильно, молодцы. На этом наш урок закончен, до встречи!
Музыкальное прощание.
- В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль, сказку и т. д.
- Сказку
- Да.
- Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри, животные.
- Народ и писатели.
Учащиеся приводят примеры сказок.
Дети внимательно слушают
- Из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
- Он был коварный, хитрый.
Дети внимательно слушают.
- Музыка резкая, громкая, страшная, грозная, угловатая, жёстко звучащая. Слышны громкие акценты.
Учащиеся слушают внимательно.
- Отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.
В этой сказке есть три чуда : белка песенки поёт, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые…
В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря, все красавцы удалые, великаны молодые, все равны как на подбор, с ними дядька Черномор…
Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесь. Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает – месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…
А также царевич Гвидон превращается в комара, муху, шмеля.
- Музыка звучала бы в быстром темпе, гудела, жужжала.
Учащиеся внимательно слушают.
- Музыка стремительная, назойливая, привязчивая, быстрая, тихая.
- Да.
Дети исполняют песню «Котёнок и щенок» слова В. Викторова, музыка Т. Попатенко.
Опера «Руслан и Людмила», опера «Сказка о царе Салтане».
Литература и музыка.
Конспект урока для 5 класса по программе «Музыка» под редакцией Д. Б. Кабалевского
Тема урока: Музыка – главный герой сказки.
Цель: Выявить роль музыки в литературе.
Задачи:
Образовательная: познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
Развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства. Развивать творческое мышление, памяти, воображение, фантазию, а также развивать музыкальные способности.
Мотивационная: развивать устойчивый интерес к процессу творчества, к искусству вообще, к музыке в частности.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Музыкальное приветствие.
- Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете и любите?
- Знаете, существует много сказок, в которых рассказывается о музыке, о её волшебной силе, о чудесах, которые она творит. И сегодня я вам расскажу одну из таких сказок, - называется она «Музыкант-чародей».
А вы слушайте и мне помогайте:
- «Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет, бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет…
Звучит произведение «У ручья» Х. Заимов.
- Так коровы перестанут жевать травку - навострят уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше - в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело - все веселились. Играл печально - на всех тоска нападала. Вот такой был музыкант - чародей, что захочет, то с сердцем и сделает.
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта - чародея. Сговорились, заманили в лес и натравили 20 голодных волков.
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат.
А у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. «Эх, погибать так с музыкой» - подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка….
Звучит «Мелодия для скрипки» Н. И. Аладова.
- Замерли кусты и деревья, а волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли. Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант - чародей»
- Понравилась вам сказка?
- Прозвучавшую мелодию для скрипки написал белорусский композитор Николай Ильич Аладов (1890 – 1972) Какие чувства она у вас вызвала?
- А какие средства музыкальной выразительности помогли мелодии так подействовать на нас?
- Какая была интонация у этой мелодии?
- Какой был темп?
- Какими были лад и динамика?
- Как вы думаете, почему музыкант сыграл такую печальную мелодию?
- Как вы считаете, кто или что является главным героем этой сказки?
- Почему вы так решили?
- Верно. Именно поэтому тема нашего урока: «Музыка - главный герой сказки».
- А сейчас, послушайте песню и определите имеет ли она отношение к нашей теме урока и о чём она?
Звучит песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.
- Итак, о чём песня и относится ли она к теме урока?
- Подготовим свои голосовые аппараты к пению. Садимся прямо, начинаем распевание.
- распевка;
- прохлопывание ритма;
- разучивание I куплета;
- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке?
- С какой сказкой познакомились?
- Появилась бы эта сказка, если бы не было музыки?
- И самый главный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?
- Вы сегодня отлично поработали, были активными и заинтересованными! Молодцы! На этом наш урок закончен, до свидания!
Домашнее задание: представьте себя художниками и нарисуйте, как бы выглядел Музыкант из сказки «Музыкант-чародей».
Музыкальное прощание.
Учащиеся приводят примеры сказок.
Дети внимательно слушают.
Дети изображают игру на флейте.
Дети внимательно слушают
Дети изображают игру на скрипке.
Учащиеся внимательно слушают.
- Да.
- Грусть, тоску, печаль.
- Интонация, темп, лад, динамика, тембр.
- Жалобная, печальная, плачущая.
- Медленный.
- Минорный лад и тихая динамика.
- Он не хотел расставаться с жизнью.
- Здесь два героя. Музыкант и музыка.
- Потому что музыка спасла жизнь музыканту, а музыкант воспользовался её великой силой, силой искусства, и заворожил хищных зверей.
Дети внимательно слушают.
- Песня относится к теме урока, потому что она о сказках и о том, что в них затрагивается тема добра и зла. И всегда побеждает добро.
Дети исполняют I куплет песни «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.
- О сказках и о том, что музыка их главный герой.
- Музыкант-чародей.
- Нет.
- Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи не были бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!