Лилия Максимова
Конспект музыкального занятия старших дошкольников по приобщению к русскому фольклору
1. Доминирующая образовательная область:
Художественно – эстетическое развитие согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей:
игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально – художественная, восприятие фольклора, двигательная.
3. Тема образовательной деятельности:
«Фольклор как средство приобщения дошкольников к традициям народной культуры»
4. Методы и приемы реализации содержания занятия :
Словестный метод
Наглядный метод
Публикация «Конспект музыкального занятия старших дошкольников по приобщению к русскому фольклору» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Практический метод
5 Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие- дети узнают о том, каким был быт на Руси
Речевое развитие- расширение активного словаря, знакомство со словами, которые вышли из обихода.
Физическое развитие- развитие двигательной активности детей в играх.
6. Возрастная группа: подготовительная.
7. Цель: Знакомство с русский фольклором. Быт и традиции на Руси.
8. Задачи:
Обучающая-формировать представление детей о традициях и быте русского народа.
Развивающая- развивать умение различать народные инструменты, побуждать принимать активное участие в игре. Развивать память и внимание, индивидуальные эмоциональные проявления.
Воспитательная- воспитывать интерес к музыке различного характера, воспитывать инициативу и творческие проявления, воспитывать интерес к традициям и фольклору русского народа.
9. Планируемые результаты:
Сформировать представление о жизни на Руси, традициях и обрядах.
М / Р. Здравствуйте мои друзья,
Приглашаю в гости я
Посмотрите, к нам сегодня пришли гости,
Давайте мы поприветствуем гостей!
М / Р.
Дети, А сейчас я хочу Вас познакомить со стихотворением «Люблю, люблю тебя Россия»
Юлиан Левчук
Люблю, люблю тебя, Россия,
Родные милые края,
Над ними небо сине-синее
Люблю, как дочь, всем сердцем я.
Вдали от Родины тоскую.
В моей душе, Россия, ты.
Люблю, как мать свою родную,
Ты идеал моей мечты.
Лишь для тебя одной живу я,
Во мне и боль, и грусть твоя,
Душа торжественно ликует:
Дети: Россия – Родина моя.
О чем было это стихотворение?
Дети: о России, Родине.
М / Р. правильно. Наша страна называется Россия
М / Р: наша страна большая, великая и могучая.
М / Р: А вы знаете, как называлась наша страна в прошлом? Было такое же название?
Дети: Русь.
правильно!
М / Р: Что бы вспомнить как жили на Руси, какие были традиции я вам предлагаю посетить наш музей
М / Р: А вы уже знаете, что такое фольклор. Это народное устное творчество, обряды и обычаи.
Давайте посмотрим на нашу выставку, чем пользовались люди в старые времена, из чего ели и как одевались, какие у них были музыкальные инструменты.
М / Р: берет свистульку
Дети, а это что такое? Кто знает? Даю в руки ребенка
Ребенок: это свистулька, чтобы получить звук в нее нужно дуть.
М / Р: это духовой музыкальный инструмент.
М / Р: А давайте рассмотрим все свистульки, которые есть у нас в музее. Из какого материала сделаны свистульки?
Дети: глина
М / Р. А они одинаковой формы?
Дети: нет, их делают и в форме животных, людей, они бывают разных цветов, обычно они яркие и разноцветные.
М / Р. А это что за инструмент (показываю балалайку)
Дети: балалайка.
М / Р: Правильно, а балалайка тоже сделана из глины?
Дети: Нет, она сделана из дерева.
М / Р: А какой это музыкальный инструмент? Как вы думаете, струнный или духовой?
Дети: Струнный инструмент
М / Р: а почему он так называется?
Дети: у него есть струны.
М / Р: А сколько у него струн?
Дети: 3
М / Р: А посмотрите внимательнее, может на в нашем музее есть еще какой -нибудь струнный инструмент?
Дети: Гусли
М / Р: Правильно, молодцы ребята
А какой герой литературного произведения играл на гуслях?
Дети: Садко!
М / Р: Давайте мы с вами поиграем на гуслях, и послушаем как же звучит этот инструмент (играют)
М / Р: Молодцы.
Вот посмотрите на посуду.
Рассматривают.
И костюмы, всегда нарядные, расписные, красочные.
Подходим к воротам
М / Р: дети, а вы хотите побывать в прошлом и узнать как жили люди на Руси?
Смотрите, какие интересные ворота стоят, таких раньше здесь не было!
Может пройдя через них мы попадем в прошлое? Как вы думаете?
Дети: да.
М / Р. Смотрите, к ним прикреплена записка.
читаю записку
Нужно Вам принарядиться, что бы в прошлом очутитесь, ну еще для подстраховки что бы в прошлое попасть, нужно предмет того времени взять
М / Р: дети, смотрите какие красивые сарафаны для девочек есть и рубашки для мальчиков, давайте с вами принарядимся, как написано в послании!
Одеваются
М / Р: Мальчики, берите балалайки.
М / Р: Теперь мы готовы, проходим через ворота!
Проходят в ворота, занавес убирается.
На лавке сидит женщина с дочкой. Женщина прядет, девочка накручивает нитку. Обе напевают акапелло «Утушка луговая»
Видят гостей, удивляются, все откладывают, подходят к детям, рассматривают.
Воспитатель: и Лиана : Здравствуйте гости дорогие, а вы кто такие и как к нам попали:
М / Р: Мы из далекого будущего, прибыли на экскурсию, что бы лучше Русь узнать!
Лиана А что вы знать хотите?
Дети: Все!
воспитатель: знания приобретешь, не пропадешь!
Лиана: Вот у вас в руках знакомо мне, это наша балалайка, я смотрю она и к вам добралась ребята!
Дети: Да, мы знакомы с балалайкой,
М / Р: Раз знакома она всем, танец мы исполним, время мы соединить и века, эпоху!
Танец «Балалайка»
После танца дети кладут балалайки на лавку.
воспитатель: Отдохнули мы, можно и поработать!
«Кто любит прохлаждаться, тому в конце остаться»
М / Р: А что нужно делать?
Лиана: Как что, печь растопить! Или вы у себя дома не греетесь?
М / Р. Дети, а вы топите дома печку?
Дети: нет
Воспитатель: а почему? Что вас греет?
Дети: у нас дома проходят трубы, которые нагревает котельная.
Лиана: вы на своих этих трубах и еду готовите?
М / Р: ребята, давайте расскажем, на чем готовят еду ваши мамы
Дети: у нас есть плиты! Газовые и электрические что бы готовить
Лиана: Что это за чудеса такие?
М / Р: Вот вы когда к нам в гости отправитесь, мы вам все обязательно расскажем, а сейчас давайте греться, а то холодно как то,
Воспитатель: ребята, раз вы замерзли, предлагаю поиграть вам в нашу игру
Поиграть пришла пора
Развеселая детвора
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг
Игра «Горелки»
Стоят возле печки, греются.
Воспитатель:. Как тепло, хорошо!
Видите печка и согреет, и обедом накормит! Вот сейчас мы положим в нее пряники печься, а когда они будут готовы, мы вас угостим!
Печки бывают большие и маленькие, на некоторых можно даже лежать!
М / Р: А мы тоже про печку можем кое-что рассказать! А вы скажите, правы мы или нет!
Лиана: Хорошо!
Песня «Русская печь»
Воспитатель:. Ой, какие молодцы. Какую хорошую песню про печку вы знаете!
М / Р: А вы танцевать любите?
Лиана: Конечно любим!
М / Р: А давайте танцевать!
Воспитатель:. Но как же? Ведь танцы у нас разные, ничего не выйдет!
М / Р: Как не выйдет а мы соединим, а я из нашего времени сувенир принесла, это магнитофон!
Рассматривают
М / Р: я включаю, а мы будет друг за другом повторять, и получиться у нас русский народный танец из будущего в прошлое!
Танец «Бабушкина пластинка»
М / Р: Расскажите, а какие у вас есть традиции?
Воспитатель: рассказывает
Наша главная традиция – это гостеприимство, русский народ славиться своей щедростью. Когда к нам приходят уважаемые гости их встречают хлебом и солью. Это называется хлебосол. А еще мы очень любим пить чай, травяной, ягодный с медом. У нас принято много и усердно трудиться, но всегда находим время для отдыха, у нас много праздников, которые мы отмечаем с размахом, они сопровождаются танцами песнями играми. Русь славиться своими ярмарками.
Торговцы продают свой товар, скоморохи веселят людей, народ пляшет и распевает песни. А еще мы очень ценим и уважаем свои семьи. Они всегда большие, дети когда вырастают всегда остаются в родном доме, для каждого есть место, если он не уважает труд. Ведь на Руси очень не любят людей, которые ленятся. А еще у нас есть большой праздник проводов зимы. Мы зиму прогоняем, а весну закликаем! В этот день проводится много игр и развлечений, пекутся блины, каются на лошадях. Сжигается чучело зимы. Водятся большие хороводы, ведь хоровод – символ солнца! Праздник длиться целую неделю, самые большие ярмарки проходят именно в этот день.
М / Р:
Дети, а мы ведь тоже совсем недавно провожали зиму, пекли блины, сжигали чучело, как называется этот праздник?
Дети: масленица
воспитатель а давайте мы с вами заведем хоровод!
Собирайся народ, заводи хоровод!
Хороводная песня «Во саду ли, в городе»
Лиана: вот мне нравиться игра ручеек! Хотите поиграть?
М / Р. Давайте поиграем?
Дети: да
Ксюша: Ручеек дорогу дай
Дружно игры затевай
тай тай налетай
В интересную игру Всех приглашаем и не обижаем
Проводиться игра «ручеек»
М / Р: Дети, а вы знаете, что на Руси было очень мало игрушек, дети относились к ним очень бережливо. А те игрушки, которые у них были, сделаны своими руками
Дети, как Вы думаете, были на Руси компьютеры, телефоны?
Дети: нет.
М / Р: Почему, как вы думаете?
Дети: отвечают (не было электричества, связи
Лиана: что? Телефоны? Компьютеры? На каком языке вы молвите?
Мы вас не понимаем, а игрушек у нас много, вот свистулька глиняная, а вон, матрешка, да кукла Софья.
М / Р: Вам наверно здесь очень скучно?
Лиана: Скучно? Нет! Мы знаем много игр и хороводов,потешек, прибауток да частушек присядьте, а мы Вас повеселим!
Лиана и воспитатель поют частушку вместе.
М / Р: а наши дети тоже знают частушки
Выходят дети, поют частушки по очереди.
Несколько человек продолжают.
Воспитатель: нам скучать некогда!
Смотрите ребята, а пряники то уже готовы! Раздаем пряники.
Лиана: Ой и вечер уже наступил, нужно игрушки свои уложить!
Мы им тихонечко колыбельную напоем, а вы подпевайте!
Колыбельная.
Напевают тихо, спокойно, без музыкального сопровождения.
Куклы засыпают как и Лиана с воспитателем.
Шепотом М / Р: а нам пора возвратятся
Проходят через ворота.
М / Р: Понравилось вам путешествие? Что вам больше всего понравилось?
Хотели бы вы еще раз отправиться в гости? Мы тоже будем их ждать, вдруг однажды они смогут пройти через ворота к нам, тем более мы там кое- что забыли, никто не помнит?
Дети: магнитофон.
М / Р: Правильно, магнитофон!
Дети, а как называлась наша страна раньше?
Дети: Русь
М / Р: правильно!
М / Р: что такое фольклор?
Дети: народная мудрость, традиции, творчество.
М / Р: а какие развлечения были в те времена, что дошло до нас?
Дети: перечисляют
М / Р: а как мы можем это все назвать одним словом? Кто помнит?
Дети: фольклор!
Вот мы с вами и побывали в прошлом, какой фольклор мы там увидали, услышали?
Частушки, игры и танцы. колыбельные песни,
М / Р: а какие музыкальные инструменты Вы запомнили, которые редко используют в наше время?
Дети: балалайка, гусли: гусли редко используют в наше время.
А теперь попрощайтесь с нашими гостями!