Лариса Кох
Конспект музыкального занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес».
Цель: развивать эмоционально-нравственную сферу ребенка посредством различных видов музыкальной деятельности.
Программное содержание :
Воспитательные задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- воспитывать музыкальную культуру у детей, прививать интерес к музыке и потребность в общении с ней, учить понимать музыку и рассуждать о ней.
Образовательные задачи:
- активизировать представление о различном характере музыки, продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского;
- формировать умение петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни;
- закреплять умение детей менять движения со сменой характера и частей музыки, выполнять движения согласно схематическому рисунку;
- прививать навыки игры на музыкальных инструментах;
- выразительно передавать игровые образы, развивать быстроту реакции.
Развивающие задачи :
- развивать индивидуальность, учитывая возможности, особенности развития и потребности каждого ребенка;
- развивать ассоциативное мышление, слуховое воображение, творчество;
- развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, образ и содержание которой связаны с миром сказки.
Пособия и оборудование: музыкальная видеопрезентация «Октябрь», видео к пьесе П. И. Чайковского «Баба Яга»; портрет П. И. Чайковского; слайды «Танцуем по схеме»; листочки; детские музыкальные инструменты, ноутбук, проектор, экран, фонограммы песен «Тропинка-торопинка», «Осень в лесу», «Золотой листопад», выставка музыкальны инструментов.
Ход занятия
Под музыку «Тропинка-торопинка», муз. М. Пинегина, сл. Г. Ладонщикова, дети змейкой заходят друг за другом в зал, останавливаются.
Музыкальный руководитель
- Ребята, я рада, что тропинка привела вас в музыкальный зал! Ну, а раз мы с вами встретились в музыкальном зале, давайте поздороваемся песенкой (исполняют приветствие)
Солнышко ясное, здравствуй!
Небо прекрасное, здравствуй!
Все мои подружки, все мои друзья,
Здравствуйте, ребята, как люблю вас я!
Музыкальный руководитель
- Я вижу, что настроение у всех замечательное и хочу пригласить вас в осенний лес.
Добрый лес, осенний лес,
Полон музыки, чудес.
В лес осенний мы пойдем,
Сказку, музыку найдем.
- Ребята, повернитесь друг за другом, выпрямите спинки, пойдем так, как нам подскажет музыка.
Шуршат под ногами тихонько листочки,
Идем на носочках, идем на носочках.
Но вот на тропинке пенечки большие,
Чтоб нам не споткнуться -
Шаг шире, шаг шире.
Под фонограмму песни «Осень в лесу» дети в соответствии со звучанием музыки меняют движения.
(Открывается занавес, появляются декорации осеннего леса, на экране изображение осенней природы)
Музыкальный руководитель
- Вот мы и пришли в осенний лес.
Ах, какая красота,
Блещет золотом листва.
Тьма в лесу грибов душистых,
Воздух свежий, воздух чистый!
Музыкальный руководитель
- Давайте сейчас присядем на листочки и подышим чистым лесным воздухом.
Дыхательная гимнастика
Носиком дышу свободно,
Тише, громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
(Вдохи всем телом после каждой строчки)
Музыкальный руководитель
- А теперь закройте глазки и послушайте отрывок из музыкального произведения.
(Дети закрывают глаза и слушают отрывок из пьесы П. И. Чайковского «Октябрь»)
Музыкальный руководитель
- Как вы думаете, о каком времени года нам рассказала музыка? (Об осени)
- Почему вы так решили? (Музыка звучит грустно, печально, уныло)
- Какой вам видится природа при звуках этой музыки? (Желтые листья, ветер гонит тучки, осыпаются листочки)
- А как бы вам хотелось назвать её? (Осень; листья осыпаются; осенний лес и т. д.)
- Почему? (музыка осенняя, медленная, как будто ветер уносит листья.)
- Хорошо, ребята, вы правильно заметили настроение музыки, в ней слышны и порывы ветра, и как падают листочки. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, в середине немного беспокойная, взволнованная.
А написал эту музыку композитор П. И. Чайковский и называется она «Октябрь».
Давайте еще раз послушаем эту музыку и полюбуемся красотой осенней природы.
(Музыкальная видеопрезентация «Октябрь»)
Музыкальный руководитель
Золотятся между сосен, Как украсила рябины,
Клены желтые стоят… Бросив щедрою рукой
Что за чудный им наряд Меж узорчатой листвой,
Подарила осень! Яркие рубины.
(«Дары осени», Г. Галина)
Музыкальный руководитель
- А у нас тоже есть осенние листочки, давайте с ними потанцуем, а выполнять движения вам помогут наши друзья – Пиктики.
(Танец с листьями под фонограмму песни «Золотой листопад». Движения выполняются по пиктограммам на экране, слайды 1-10)
Музыкальный руководитель
- Чудесный листопад у нас получился. Давайте присядем на пенечки и отдохнём. (Дети садятся на «пенечки» (стульчики)
Музыкальный руководитель
- Вот и встретились мы в осеннем лесу с музыкой. Ребята, скажите, как называется человек, который сочиняет музыку? (Композитор)
- Портрет, какого композитора вы сейчас видите на экране? (Русского композитора П. И. Чайковского.)
Музыкальный руководитель.
- Да, это портрет известного русского композитора П. И. Чайковского. Мы с вами уже знакомы с этим композитором, сегодня вы слушали его произведение. Вы знаете, когда композитор сочиняет музыку, он вкладывает в неё частичку себя, поэтому каждое произведение неповторимо, у каждого произведения свой характер, своё настроение и вот сегодня мы с вами встретимся со сказочным героем, который живет в этом лесу. А с кем, вам подскажет музыка.
(Звучит пьеса «Баба Яга» П. И. Чайковского)
Музыкальный руководитель.
- Как вы думаете, о каком сказочном герое эта музыка? (О Бабе Яге)
- А почему вы так решили? (Музыка звучит громко, грубо, страшно, зло.)
Музыкальный руководитель.
- Правильно. Это Баба Яга, она встречается во многих сказках. И композитор П. И. Чайковский написал про Бабу Ягу музыкальную пьесу.
- Как вы думаете, что может делать Баба Яга под эту музыку? (Летать на метле, колдовать, делать плохие дела и т. д.)
Музыкальный руководитель.
- Пьеса исполняется очень скоро. В самом начале музыка звучит злобно, как будто Баба Яга идет, прихрамывая, затевая что-то недоброе, затем появляется суетливое, движение, будто Баба Яга что-то ищет, и вот музыка звучит высоко, зловеще, становится громче. Затем слышится полёт бабы Яги, Баба Яга несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает.
Давайте её послушаем ещё раз.
(Видео «Баба Яга»)
(Из-за ширмы выходит Баба Яга)
Музыкальный руководитель
- Посмотрите, Баба Яга и к нам пожаловала. Послушаем, что она нам скажет.
Баба Яга
Я теперь хорошая
И совсем не злая.
Люблю петь и танцевать
В игры разные играть.
Музыкальный руководитель
- Если ты стала доброй, оставайся с нами.
- Ребята, давайте про Бабу Ягу расскажем стихотворение, а пальчики нам помогут.
Пальчиковая гимнастика
Кто живёт в избушечке, складывают руки домиком
На куриных ножках? раздвигают пальцы, как куриные лапки
Кто в лесу хозяюшка? сжимают и разжимают пальцы в замке
Это Бабка Ёжка делают окошечко из рук, качают головой
И совсем не страшная –. поворачивают кисти рук тыльной стороной
Костяная ножка, постукивают кулаком о кулак
А в своей избушечке складывают руки домиком
Пляшет под гармошку. кулачки разводят и сводят (играют на гармошке)
Очень рады мы тебе, машут ладонями вытянутых рук
Здравствуй, Бабка Ёжка! разводят руки в стороны
Баба Яга. Ох, как я люблю с детьми играть, а песни- то, как люблю петь!
Музыкальный руководитель
- Наши дети тоже любят петь песни. Ребята, споём для Бабы Яги?
- Но сначала скажите, какие звуки очень важны для пения? (гласные)
- Конечно, гласные звуки. И, чтобы песня звучала звонко, красиво, споем распевку о гласных звуках.
Распевка
Для пения гласные звуки важны – Как быстрые волны свободной реки,
И напевны, и нежны. Звуки гласные легки.
Летят, как птицы, в синеву – Будто бы птицы на лету
А-Э-И-О-У. А-Э-И-О-У.
Крикливо и громко не надо их петь –
Горло может заболеть.
Ушки держите начеку –
А-Э-И-О-У.
(После распевки дети исполняют песню «Осень пришла», муз. В. Герчика, сл. Е. Авдиенко.)
Баба Яга
- Как вы звонко, красиво спели песню, так и хотелось вам подыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте, да вот беда – нет у меня музыкальных инструментов.
Музыкальный руководитель
- Не огорчайся, Баба Яга, наши ребята вместе со своими родителями изготовили музыкальные инструменты своими руками, оформили выставку и сейчас с удовольствием тебе её покажут.
(Дети знакомят Бабу Ягу с инструментами на выставке, рассказывают о них.)
Музыкальный руководитель
- Ребята, может быть сделаем Бабе Яге подарок от всей группы?
- Как вы думаете, что можно подарить, чтобы при шелесте листочков, шуме ветерка, пении птиц Баба Яга сразу вспоминала о нас? (Песню, музыку)
Музыкальный руководитель
- Я тоже так думаю, наш музыкальный оркестр будет замечательным подарком для Бабы Яги.
(Игра на д. м. и. «Удивление», муз. Ф. Шуберта»)
Баба Яга.
- Спасибо вам, ребята, здорово у вас получается! Вы и пели, и плясали, и на музыкальных инструментах играли, а со мной поиграть хотите?
(Проводится русская народная игра «Бабка Ёжка»)
(Дети идут по кругу и поют песню, баба Яга находится в центре круга.
С окончанием песни Баба Яга догоняет детей, дети прячутся в домики-обручи)
Дети
Бабка Ёжка, костяная ножка
С печки упала, ногу сломала.
Побежала в огород напугала весь народ,
А пошла на улицу,
Испугала курицу.
Баба Яга.
Раз, два. Раз, два,
Вот и кончилась игра, Мне домой лететь пора.
(Прощаются с Бабой Ягой)
Рефлексия.
Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня в осеннем лесу мы повстречались и с музыкой, и со сказкой.
- Какой композитор помог нам в этом? (П. И. Чайковский)
- Каким было по характеру первое музыкальное произведение? (Грустное, спокойное, осеннее.)
- А как музыка отражала характер сказочного персонажа? (Звучала громко, грубо, зло, страшно.)
Музыкальный руководитель
- Молодцы, ребята, вы были все дружны, внимательны, красиво пели и танцевали, очень здорово играли, а теперь нам пора возвращаться из сказочного леса в группу. Вставайте все друг за другом, под музыку пойдём обратно.
(Под фонограмму песни «Осень в лесу» дети выходят из зала)
Методическая литература, используемая для проведения занятия.
1 Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», Волгоград, изд. «Учитель», 2012г.
2 Арсенина Е. Н. «Музыкальные занятия. Старшая группа.», Волгоград, изд. «Учитель», 2014г.
3. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». Москва, изд. «Гном и Д», 2002г.
4. Абелян И. «Как Рыжик научился петь», Москва, 1985г.
5. Радынова О. П. «Природа и музыка», Москва, «ТЦ Сфера», 2014г.
6. Поддубная Е. А. «Музыкальные пальчиковые игры».
Интернет ресурсы, используемые при подготовке занятия.
https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2014/10/pesnya-osen-v-lesu-plyus https://yandex.ru/images/search https://pesnu.ru/detskie_pesni/vremena-goda/ listopad.html https://audiovk4.ru/?mp3 https://yandex.ru/video/preview