Римма Хафизова
Конспект музыкального занятия «В мире классической музыки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия для детей
«В мире классической музыки»
Задачи:
1. Закреплять знания о творчестве русских композиторов-классиков : П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского.
2. Развитие понятийного аппарата: расширение словарного запаса и специальных музыкальных терминов (композитор, дирижёр, симфонический оркестр, группы инструментов; плавный - резкий, мелодичный, певучий - скачкообразный и др.);
Публикация «Конспект музыкального занятия „В мире классической музыки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
3. Развитие импровизационного творчества игры на детских музыкальных инструментах;
4. Развитие эмоциональности через художественное и зрительное восприятие музыкального образа;
5. Развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельного вывода.
Музыкальный материал занятия :
П. И. Чайковский «Детский альбом» : «Мама», «Марш деревянных солдатиков»; Н. А. Римский –Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» : фрагмент «Полёт шмеля»; М. П. Мусоргский цикл музыкальных пьес для фортепиано «Картинки с выставки. Избушка на курьих ножках».
Атрибуты: демонстрационный материал (презентации на мультимедиа, фрагменты из мультипликационных фильмов, аудиозаписи, портреты русских композиторов, картины); картинки с различными предметами (радуга, тучка, цветок, сердечко и др.); «азбука эмоций» - «смайлики»; ДМИ (деревянные палочки, бумажные коробочки, колокольчики, бубенчики).
Предварительная работа:
П. И. Чайковский «Детский альбом» (знакомство с творчество композитора, слушание, рассматривание картин и презентаций, просмотр фрагментов мультфильма, подбор ДМИ для импровизационного творчества); балеты: «Щелкунчик», «Спящая красавица» (просмотр фрагментов балетов).
Н. А. Римский-Корсаков оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» (знакомство с творчеством композитора, слушание музыкальных произведений фрагментарно, просмотр презентаций, просмотр фрагментов мультипликационных фильмов).
М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» (знакомство с творчеством композитора и историей создания фортепианного цикла, просмотр презентаций, слушание фрагментарно, просмотр мультфильма, сравнительный анализ произведений).
Ход занятия
В зал заходят дети подготовительной группы. Рассаживаются по местам. Фоном звучит музыкальное произведение «Мама» в исполнении струнного квартета (фонограмма).
На большом экране две картины: «Мама», «Деревянные солдатики».
Музыкальный руководитель : Ребята, вы узнали музыкальное произведение? (Ответы детей). Правильно, произведение называется «Мама». Из какого большого музыкального сочинения это произведение? А кто написал «Детский альбом»? (Ответы детей). Давайте посмотрим, правильно ли вы назвали имя композитора. (На мультимедиа появляется портрет П. И. Чайковского). А кем ещё был П. И. Чайковский? (Ответы детей). Кто такой дирижёр? (Ответы детей). Давайте ещё раз послушаем музыкальное произведение и подберём к нему разноцветные кружочки, которые, как вам кажется, подходят к этому музыкальному образу.
Дети слушают музыкальное произведение «Мама» и выбирают любую карточку с изображение предмета: радугу, цветочек, сердечко, солнышко и др.
Музыкальный руководитель : Вы очень внимательно слушали музыкальное произведение. А теперь давайте покажем и расскажем нашим гостям, какие цвета вы выбрали и почему. Помните, что каждый ответ должен начинаться так: «Я выбрал (а) эту картинку, потому что…».
Дети поворачиваются лицом к гостя, показывают цветной кружочек и объясняют этот выбор в соответствии со своим художественным и эмоциональным ощущением.
Музыкальный руководитель хвалит. Звучит и предлагает им послушать ещё одно музыкальное произведение П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» (фонограмма). Дети узнают и называют. Музыкальный руководитель беседует на тему музыкального сочинения : характер, темп, количество частей и т. д. Предлагает детям подобрать музыкальные инструменты в соответствии с характером музыкального произведения (должны объяснить свой выбор). Проводится музыкально-дидактическая игра на музыкально-оркестровую импровизацию «Маленький оркестр». Дирижёр – воспитатель группы.
Музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение на фортепиано, дети импровизируют на ДМИ.
По окончании игры дети убирают музыкальные инструменты и садятся на места.
Музыкальный руководитель : Какие музыкальные произведения из «Детского альбома» П. И. Чайковского вы ещё можете назвать? (Ответы детей).
Звучит фонограмма музыкального произведения Н. А. Римского- Корсакова «Полёт шмеля» из оперы-сказки «Сказка о царе Салтане». Дети должны назвать произведение и композитора. Смотрят правильность ответа на экране.
Музыкальный руководитель : Как называют Н. А. Римского-Корсакова? ( Ответ: композитор-сказочник, потому что любил сочинять музыкальные сказки («Снегурочка», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане»). Можно дополнить ответ: А. С. Пушкин). Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали? ( Ответ: скрипка. Рассматривают скрипку на большом экране). Почему именно выразительное звучание скрипок использовал композитор для передачи образа? (Ответы детей : скрипки хорошо передают «жужжание»). К какой группе инструментов симфонического оркестра относится скрипка? ( Ответ: струнно-смычковая группа). Почему? ( Ответ: звук появляется при движении смычка по струнам). Какие музыкальные фрагменты вы ещё можете назвать? ( Ответ: «Три чуда». Перечисление: «Белка. 33 богатыря. Царевна-лебедь).
Музыкальный руководитель предлагает прочесть отрывки стихотворного текста из сказки А. С. Пушкина.
Музыкальный руководитель : У меня для вас есть ещё один музыкальный сюрприз. Я принесла вам вот такие картинки с мордочками-«смайликами». Посмотрите: они все разные. Радость, грусть, злость, страх. Вы сейчас разделитесь на три команды и тихонько сядете на коврик. (Воспитатель помогает детям разделиться на три команды. Дети садятся на ковёр в три кружочка. Музыкальный руководитель раскладывает в кружочках одинаковые «смайлики»). Посмотрите, у каждой команды одинаковые «смайлики». Для чего же они? Мы сейчас послушаем музыкальное произведение. После этого вы командой выберете подходящие по характеру «смайлики» и объясните, почему именно этот или эти «смайлики» вы выбрали.
Дети слушают музыкальное произведение М. П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки».
По окончании прослушивания дети показывают смайлики и объясняют их выбор. Музыкальный руководитель спрашивает: узнали дети композитора и произведение? Дети отвечают: М. П. Мусоргский «Картинки с выставки, Избушка на курьих ножках».
Музыкальный руководитель : Давайте посмотрим, правильно вы ответили или нет.
На экране появляется портрет М. П. Мусоргского и картинка с изображением избушки Бабы-Яги.
Музыкальный руководитель : Вы такие молодцы, столько интересного сегодня рассказали нашим гостям. Теперь обещанный сюрприз.
Дети смотрят фрагмент мультфильма «Картинки с выставки». По окончании мультфильма музыкальный руководитель прощается с детьми. Дети под музыку выходят из зала (звучит фонограмма любого музыкального произведения композиторов).