Лучший педагог года

Конспект музейно-педагогического занятия «История ложки»

Надежда Повалихина
Конспект музейно-педагогического занятия «История ложки»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что у детей слабо развит интерес к истории ложки, но однажды в группе появилась ложка необычной формы (ребенок с родителями был на экскурсии в другом городе и привезли сувенирную ложку). Дети заинтересовались и дальнейшие размышления натолкнули их на вопросы:

- Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек?

- Откуда появилась ложка?

Публикация «Конспект музейно-педагогического занятия „История ложки“» размещена в разделах

Идея: Поддержать спонтанно возникший интерес к обычному предмету – ложке.

Если привлечь внимание детей к повседневному, знакомому им предмету-ложке и показать историю её появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, традиций русского народа, то у дошкольников проявится познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отражать полученные знания в своей творческой деятельности.

Цель: Формирование интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

1. Помочь исследовать предмет-ложку.

2. Познакомить детей с историей ложки, с процессом ее преобразования человеком.

3. Дать возможность получить опыт превращения ложки в предмет-заместитель.

Адресная группа. Дети 5-6 лет, т. к. детей в группе много проводится по подгруппам 12-14 человек.

Предварительная работа:

Создание презентации для детей «Путешествие в прошлое ложки» поможет донести до детей элементарные представления об истории человечества через знакомство с изготовлением и использованием ложки.

Создание мультимедийной игры «Найди ложке хозяина», поможет детям, опираясь на полученные знания, воображение, логику составить пары.

Собрать коллекцию ложек, чтобы помочь детям разобраться в разнообразии ложек (по форме, размеру, материалу, применению)

Экспериментальная деятельность с детьми (опыты с разными материалами – деревом, пластмассой, металлом, в дальнейшем детям будет легче определить материал из которого изготовлены ложки, т. к. «скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я смогу запомнить, позволь мне это сделать самому – и это станет моим навсегда».

Чтение рус. нар. сказки «Жихарка», дети учились выделять из общего текста описание разных ложек и любимую ложечку Жихарки, попытка раскрыть детям внешнюю красоту ложки.

Рассказывание детьми по иллюстрациям сказки «Три медведя», дети, рассказывая сказку и опираясь на иллюстрации к сказке, отвечая на вопросы исследуют на рисунке ложки медведей (рисунок, форма, цвет, величина).

Дидактическая игра «Для чего и почему?», с помощью игры дети закрепляют умение применять разные виды ложек (чайная, десертная, столовая и др., их названия.

Оборудование и материалы:

проектор, интерактивная доска;

«волшебный мешочек» с ложками;

для игры – картошка, 2 деревянных ложки, 2 корзинки;

ложка, запеленатая в лоскуток ткани;

театр «Ложек»;

ложки, с изображенными на них эмоциями.

пластиковые ложки, гофрированная бумага, ткань, ленты, шерстяные нитки, пластилин, двухсторонний скотч.

Музейно-педагогическое занятие проходит в 2 этапа :

1-й этап – поисково-исследовательский, включает исследование предмета-ложки, знакомство с историей ложки (презентация, мультимедийная игра «Найди ложке хозяина»

2-й этап – творческо-художественный: необычные «профессии» ложки :

-ложка-игрушка (завернута в лоскуток, как малыш в пеленку, ложка в игре «Пронеси-не урони»; театр Ложек).

-ложка- музыкальный инструмент;

- изготовление поделки «Куколки из пластиковых ложек»

Ход реализации практики.

I Мотивация

Педагог приносит в группу «волшебный мешочек», в котором находятся ложки и просит детей подумать, как узнать, что в нем лежит.

Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу, что мешочек надо пощупать. Один из детей тщательного прощупывает и делает вывод, что в мешочке ложки.

Ребенку задаются вопросы:

-Почему ты так решил?

-Что ты почувствовал?

II Исследование ложки

Педагог предлагает троим детям вынуть по ложке из из мешочка (у разных детей разные ложки – деревянная, пластмассовая, металлическая) и вместе с остальными рассмотреть их.

Каждому ребенку нужно рассказать о своей ложке.

- Какого она размера?

- Какого цвета?

- Из какого материала она сделана?

- Из каких частей состоит?

- Для чего она предназначена?

Вопросы ко всем детям:

- Чем похожи эти ложки?

- Чем отличаются?

- Какая из них понравилась больше? Почему?

Педагог предлагает детям пройти к столу, где размещена коллекция разных ложек, рассмотреть их, потрогать, попробовать согнуть ложечки, опустить в воду и т. д. Взаимодействуя с ложками и опираясь на свой личный опыт, дети выясняют какие ложки хрупкие, какие прочные, тяжелые или легкие, холодные или теплые, обосновывают свой ответ.

Педагог обобщает ответы детей и помогает им сделать следующий вывод:

- Ложки бывают самых разных размеров (большие и маленькие) и разных форм (глубокие и плоские, овальные и круглые, тупые и остроносые, расписные и резные. Они изготовлены из разного материала, красиво оформлены. Всякая ложка имеет свое название и назначение. Ложка – очень важный предмет в нашей жизни, и без нее невозможно обойтись. За завтраком, за обедом вы берете в руку ложку и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была раньше? А вы, хотите это узнать?

Проходите, рассаживайтесь, слушайте и смотрите. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в далекое прошлое.

III Знакомство с историей ложки

Педагог с помощью мультимедийной техники демонстрирует на большом экране презентацию «Путешествие в прошлое ложки».

По мере просмотра рассказывает об интересных фактах из истории ложки.

Затем проводится обсуждение по следующим вопросам:

- Что человек использовал, когда научился жарить мясо?

- Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек?

- Из какого материала сделали первую ложку

- Какие ложки использовались на Руси?

- Какую ложку легко сломать?

- Какую ложку называют одноразовой? Почему?

- Чем хороша металлическая ложка?

- Деревянная ложка удобная? Чем?

- Чем хороша пластмассовая ложка?

- Что в ней плохого?

- Кто придумал и сделал ложки?

IV Рефлексия.

Для закрепления материала педагог организует мультимедийную игру «Найди ложке хозяина», в процессе которой каждый из детей составляет пару герой-ложка и обосновывает свой выбор.

Второй этап

I Мотивация

Педагог демонстрирует ложку, которая завернута в лоскуток, как малыш в пеленку:

- Вы меня узнаете? Совсем недавно мы с вами встречались. Кто я?

- Какие ложки вы знаете?

- Из какого материала могут быть изготовлены ложки?

- Для чего ложки нужны людям?

- А зачем нужна такая ложка? Как вы думаете?

II Необычные «профессии» ложки.

Педагог принимает все ответы детей, обобщает и помогает детям сделать вывод, что люди использовали ложки не только для еды, так дети в старину использовали ложки для игры : заворачивали ложку в лоскуток ткани, и она становилась ребеночком, ее качали и пели колыбельные. Игральная ложка делалась на скорую руку и в любой момент могла вернуться на стол.

Дети постарше тоже играли с ложками. Хотите, и мы с вами поиграем!

Проводится игра «Пронеси – не урони», суть которой заключается в том, что две команды детей на скорость переносят картошку ложкой из одной корзины в другую, если уронят картофелину подбирают не руками, а ложкой).

Педагог предлагает детям вспомнить и найти, где в группе живут ложки с необычными «профессиями».

В ходе поиска дети оказываются в музыкальном уголке и находят деревянные ложки, которые используются как музыкальный инструмент.

Педагог подтверждает, что ложки действительно можно использовать как превосходный музыкальный инструмент, при соприкосновении они издают удивительно красивый, чистый звук. А музыкантов, играющих на ложках, называют «ложечники», «ложкари», предлагает превратиться в веселых ложечников! Разбирайте ложки – поиграем и повеселимся.

Звучит народная музыка, дети играют на ложках.

Дети продолжают поиск и на полках с разными видами театра, находят ложки.

Педагог интересуется для чего здесь нужны ложки, дети предполагают, что ложки – театральные куклы.

Педагог предлагает смастерить еще куколок в театр ложек.

III Продуктивная деятельность

Дети по желанию выбирают материалы. Педагог знакомит детей с технологией изготовления куклы, используя в работе пластиковые ложки. Организуется процесс изготовления куколок. С готовыми куклами дети разыгрывают сценки из сказок.

IV Рефлексия.

Педагог демонстрирует еще одни необычные ложки. Проводится игра «Ложка эмоций», суть которой заключается в том что ложки, с изображенными на них эмоциями раскладываются по группе, педагог просит детей подумать какая эмоция была у каждого из них во время нашей работы сегодня и встать возле нее.

Задаются вопросы:

- Есть ли у вас любимая ложечка, из чего она сделана?

- Для чего человеку может пригодиться ложка?

- О чем вы расскажете сегодня родителям?

Выводы.

В результате нашей работы дети могут сделать вывод, что ложка существовала всегда.

Мы в обычной ложке увидели необычное - её многоликость. Ложка может менять своё лицо из-за своего назначения, то есть смотря как мы её будем использовать. Задумались над вопросом: Можем ли мы сейчас обойтись без ложки! Пришли к выводу, что вряд ли. Она хороша и на столе, и в играх, и в музыкальном звучании. И, в общем, нам надо научиться замечать в обиходе прекрасное.

Приложение 1

Презентация для детей «Путешествие в прошлое ложки».

Приложение 2

Игра «Найди ложке хозяина»

Игра 1 https://learningapps.org/display?v=pajs01mbt20

Игра 2 https://learningapps.org/display?v=p1fdpb3bt20

Публикации по теме:

Конспект занятия для старших дошкольников «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников «История часов» «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников. Цель:Познакомить детей с историей возникновения часов. Задачи:Образовательные:.

Конспект занятия «История глиняной посуды» «История глиняной посуды» Цель: Рассказать детям об истории глиняной посуды, (керамике, учить их обследуя вещи из керамики, выделять её.

Конспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект музейно-образовательного занятия "Домовой Яша ищет новый дом". Оно.

Фотоочерк «Музейно-выставочный комплекс «Россия — моя история»Фотоочерк «Музейно-выставочный комплекс «Россия — моя история» Предлагаю вашему вниманию экскурсию в музейно-выставочный комплекс «Россия - моя история»,который мы всей семьей посетили в городе Ставрополе.

Фотоотчет занятия «Чудо-ложки»Фотоотчет занятия «Чудо-ложки» Уважаемые коллеги, ну вот и пришло время отчитаться мне о проведении НОД "Чудо-ложки", конспект которого я выложила 7 февраля. Само занятие.

Конспект занятия «История дня рождения Аэрофлота»Конспект занятия «История дня рождения Аэрофлота» Доброе время суток друзья и гости моей странички. Многие из нас не раз пользовались услугами аэрофлота. Но мало кто из нас знает что в России.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект открытого занятия «Рождественская история» (подготовительная группа)Конспект открытого занятия «Рождественская история» (подготовительная группа) Конспект открытого занятия: "Рождественская история". Подготовительная группа "А" Воспитатель: Наниева А. А. Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края»Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края» В нашем детском саду проводится курс занятий по краеведению «История Пензенского края». Данный курс ведет сотрудник краеведческого музея.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музейно-педагогического занятия «История ложки»
Опубликовано: 23 декабря 2020 в 18:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект музейно-педагогического занятия «История ложки»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Повалихина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД