Ольга Петрова
Конспект многосюжетной ролевой игры «Путешествие в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема игры : «Путешествие в Африку»
Цель руководства игрой: обогащение и наращивание игрового опыта при переходе от одного сюжетного события к другому связанного с ним по смыслу.
Задачи:
1. Совершенствовать умение создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
2. Расширять игровые замыслы, умения и кругозор детей.
3. Формировать умения самостоятельно договариваться и согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия.
Публикация «Конспект многосюжетной ролевой игры „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
4. Закреплять умения распределять роли и развивать новые сюжетные линии, усложнять игру в соответствии с сюжетом.
Прогнозируемый результат: 1. Дети разворачивают содержание игры в зависимости от количества играющих детей.
2. Повышение уровня развития коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог).
3. Формирование умения объединять разные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Предварительная работа: - Беседы: «Путешествия», «Правила поведения в транспорте», «Виды транспорта», «Профессии».
- дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»;
- рассматривание иллюстраций на тему «Разные страны»
- создание альбома «Животные и растения Африки»; отгадывание загадок; «Разрезные картинки»
- дидактическая игра: «Кто чем питается»; «Чей хвост? Голова?».
- конструирование из строительных модулей «Корабль»;
- рисование открытки «Туристическая страна»;
- изготовление бумажных денег для игр;
- рассматривание иллюстраций на тему «Магазин игрушек-сувениров»;
- словарная работа: касса, чек, витрина, ценник, штурман, кок, официант, турист, туристическое агентство;
- с-р игра «Магазин», «Корабль», Мед пункт, «Кофе», «Экспедиция в Африку»
Куст ролей :
капитан штурман матросы
экскурсовод туристы
Дополнительные роли:
гости официант
врач пострадавший
продавец кассир покупатели
Сюжеты: подготовка к путешествию, путешествие детей на корабле, обед в кафе спасение человека, прогулка по Африке, посещение магазина игрушек - сувениров,
Атрибуты: строительные модули, тельняшки, морские воротники, бескозырки, бинокль, капитанская фуражка, компас, штурвал, медицинский халат и пилотка с крестиком, чемодан с медикаментами, спасательный круг, якорь, деньги, кошельки, туристические путевки, карта, флешка с записью, муляжи фруктов и продуктов, одежда для официанта, оформление игровых зон: «Мед пункт», «Кафе», «Магазин игрушек-сувениров», кассовый аппарат, игровая зона «Туристическое агентство».
Игровые действия: находят пригласительную открытку от туристического агентства, отправляются в путешествие на корабле, спасают человека, оказывают медицинскую помощь, посещают кафе и магазин игрушек-сувениров.
Речевые обороты: проговариваются детьми в ходе проведения предварительной работы:
- капитан - «Уважаемые пассажиры, вас приветствует капитан корабля, прошу занять свои места, через 5 минут мы отплываем. Приятного вам путешествия!», «Поднять якорь» «Полный вперед!», «Уважаемые пассажиры у нас на корабле есть «Кафе», там вас угостят чаем, фруктами и другими продуктами, желающие могут посетить его» «Стоп машины, спустить якорь»;
- экскурсовод - «Уважаемые туристы, сегодня мы с вами совершим путешествие в замечательную страну Африку, познакомимся с ее природой и животным миром»;
- штурман – «Человек за бортом, приготовить спасательный круг», «Прямо по курсу земля. Мы подплываем к берегам Африки», «Спустить трап»;
- продавец - «Здравствуйте, какой сувенир вы желаете приобрести? Проходите, пожалуйста, на кассу»;
- покупатели: - «Здравствуйте, покажите, пожалуйста, мне вот этот сувенир»;
- кассир - «Здравствуйте, с вас …рублей»;
Игровые действия к каждой роли:
дети - находят пригласительную открытку от туристического агентства, рассматривают, читают;
туристы – отправляются в путешествие на корабле;
капитан – управляет кораблем, приглашает пассажиров пройти на палубу, подает сигнал отплытия корабля, дает распоряжение остановить корабль и спустить якорь;
штурман – сообщает, что обнаружен человек за бортом, дает распоряжение о спасении человека, сообщает, что они подплываем к берегам Африки»;
матросы – бросают спасательный круг и спасают человека за бортом;
продавец – обслуживает покупателей и предлагает им тот или иной товар;
кассир – берет деньги за товар и обслуживает покупателей на кассе;
покупатели – выбирают и покупают товары-сувениры
Примерный ход игры (проектирование взрослого)
Мотивация детей к деятельности.
Дети с воспитателем заходят в групповую комнату и находят красочно оформленную пригласительную открытку от туристического агентства.
(идет обсуждение о ее назначении)
-Ребята, а что же это такое? как вы думаете? (открытка)
-А как вы догадались? (варианты ответов)
- А давайте прочтем ее, и узнаем что там написано? (дети соглашаются)
( дети с помощью воспитателя читают приглашение: «Дорогие ребята! В нашем тур - агентстве, проходил конкурс - рисуем открытку «Туристическая страна». По итогам отборочного тура ваши рисунки заняли призовое место. И вот, в качестве приза наше агентство приглашает вас в путешествие с экскурсоводом. Наше путешествие начинается в 10 часов, просим не опаздывать. С уважением работники тур - агентства».
- А вы были в путешествии? (нет). А хотите туда отправиться? (да)
- Что же делать? (варианты детей)
- Все согласны отправиться в путешествие? А как мы отправимся в путешествие, если у нас нет билетов?
(воспитатель выясняет с детьми, что нужно приобрести билеты)
Постановка детьми цели предстоящей деятельности.
- Нам надо с вами решить, на чем же мы отправимся в путешествие? (дети предлагают сначала посетить тур - агентство и приобрести билеты)
- На чем мы отправимся в путешествие, ведь нас много? (на автобусе, самолете, корабле)
Совместная работа детей по нахождению способов деятельности.
Какой вид транспорта вы выбираете для путешествия? (дети предлагают корабль, (воспитатель вместе с детьми строит корабль из мягких модулей, у кормы корабля отгораживают радио рубку, устанавливают штурвал – место для капитана и штурмана)
Распределение ролей.
- Кто на корабле самый главный? (капитан)
- Кто желает? Все согласны? Чем он занимается? (управляет кораблем, отдает приказы)
- Кто же помощник у капитана, его так сказать правая рука? (штурман)
- Кто согласен быть штурманом? Чем он будет заниматься? (прокладывает курс для корабля, следит за компасом, помогает капитану управлять судном)
- Кто еще есть на корабле? (матросы)
- Кто желает? Чем они занимаются? (выполняют указания капитана и штурмана, следят за чистотой)
- А если пассажир заболел, кто окажет ему помощь? (врач)
- Кто возьмет на себя роль врача? Согласны? Чем он занимается? (оказывает медицинскую помощь заболевшим, пострадавшим, лечит их)
-Дети подбирают и назначают роли, раздаются атрибуты для ролей : капитану - капитанскую фуражку, бинокль, штурвал;
штурману – компас, фуражку морской воротник,
матросам - тельняшки, бескозырки, спасательный круг;
врачу - медицинский халат, пилотка с крестиком, чемодан с медикаментами;
кошельки с деньгами для пассажиров.
- Итак, все роли распределены, атрибуты получены, а мы с вами кто, как нас можно назвать? (пассажирами, туристами)
Чем могут заниматься пассажиры во время поездки? (отдыхать, вести беседу)
- На чем же лучше отправиться в путешествие, чтобы нам всем хватило места (на корабле)
- Тогда предлагаю всем вместе построить корабль, что нам для этого понадобится?
Построение корабля
Игровое действие «Подготовка к путешествию»
«Путешествие»
Звучит запись: Уважаемые пассажиры и гости, корабль «Мечта» готов отравиться в путешествие. Можно приобрести туристические путевки в тур – агентстве и пройти на корабль.
Дети перемещаются в игровую зону «Туристическое агентство» где приобретают путевки, выбирают, где бы хотели они побывать (тур – оператор предлагает рассмотреть карту, где показывает ближайшие страны, называет моря и океаны, через которые будет лежать их путь) далее входят на палубу и занимают свои места.
- капитан: - «Уважаемые пассажиры, вас приветствует капитан корабля, прошу занять свои места, через 5 минут мы отплываем. Приятного вам путешествия!».
Пассажиры занимают свои места. Раздаётся звук гудка (сообщающий об отплытии корабля). Полный вперед!
- экскурсовод: - «Уважаемые туристы, сегодня мы с вами совершим путешествие в замечательную страну Африку, познакомимся с ее природой и животным миром» (экскурсовод показывает карту Африки, рассказывает, почему на ней очень много желтого цвета, раздает для просмотра открытки, фотографии, показывает слайды, знакомит туристов с царством самого жаркого в мире солнца и горячего песка.)
- капитан: - «Уважаемые пассажиры у нас на корабле есть «Кафе», там вас угостят чаем, фруктами и другими продуктами, желающие могут посетить его».
- Ну что, ребята, есть желающие посетить кафе? Дети отправляются в кофе (в игровой зоне оформлен стенд «Кафе» в центре стоит стол со стульями, на столе салфетки и столовые приборы, звучит музыка).
- Как называют повара, который готовит еду на корабле? (кок, (ребята проходят и садятся за столики).
- А кто нам принесет меню?- Можно я принесу меню и буду официантом? – предложила Соня, (все дети согласились, (официант приносит меню с картинками продуктов, посетители делают заказы, официант разносит горячий обед, напитки, на десерт фрукты, гости кушают, благодарят за вкусный обед и отправляются на палубу).
- штурман: – «Человек за бортом, приготовить спасательный круг» (матросы готовят спасательный круг и выбрасывают его за борт корабля, для спасения человека).
- капитан: - «Стоп машины, спустить якорь» (корабль останавливают, матросы прыгают в воду для спасения человека и помогают ему подняться на корабль).
- В чем дело, почему человек оказался за бортом? (предполагаемые варианты ответов)
- Как мы можем ему оказать помощь? (его нужно срочно доставить в мед пункт, (В игровой зоне оформлена имитация мед пункта; чемодан с медикаментами, стол для врача и кровать для больного/пострадавшего).
- Ребята, но в мед пункте никого нет? (дети быстро назначают роль врача). Что врач должен делать с пострадавшим? (делает искусственное дыхание, осматривает, меряет температуру, давление обрабатывает раны, накладывает гипс на сломанную руку, лечит до полнейшего выздоровления).
- капитан: - «Поднять якорь»! «Полный вперед»! (путешествие продолжается).
- штурман: – «Прямо по курсу земля. Мы подплываем к берегам Африки», «Спустить трап» (туристы вместе с экскурсоводом выходят на берег и совершают прогулку по Африке, знакомятся с растительностью, рассматривают высокие пальмы, наблюдают за животными).
- экскурсовод: - на этом наше путешествие заканчивается (предлагаю вам посетить магазин и приобрести игрушку-сувенир на память о путешествии в Африку).
Дети отправляются в магазин.
(В группе оформлена игровая зона «Магазин», на полках стоят игрушки-сувениры, кассовый аппарат).
- А кого в магазине не хватает? ( дети называют: продавец, кассир, покупатель и назначают роли).
- продавец: - «Здравствуйте, какой сувенир вы желаете приобрести?
- покупатели: - «Здравствуйте, покажите, пожалуйста, мне вот этот сувенир» (продавец показывает, покупатель рассматривает и делает покупку).
- продавец: - Проходите, пожалуйста, на кассу»;
- кассир: - «Здравствуйте, с вас 10 рублей, (покупатель достает деньги и расплачивается);
- Ребята, нам уже пора возвращаться на корабль, нас, наверное, там уже ждут.
(Дети возвращаются на корабль и оправляются в обратный путь).
- капитан: - (подает сигнал к отплытию). «Поднять якорь. Полный вперед»
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось?
Давайте поблагодарим сотрудников туристического агентства и нарисуем для них рисунки про Африку.