Наталья Яценко
Конспект методического объединения музыкальных руководителей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1. Добрый день, дорогие коллеги. Я очень рада вас видеть в нашем дошкольном учреждении. Сегодня мы собрались на 1 МО музыкальных руководителей Ярославского муниципального района. В нашем «сообществе» появились новые музыкальные руководители, и, наверное, начнем с того, что мы познакомимся… Все вы получили рассылку и ознакомились с планом работы на сегодня. Я повторять его не буду. Вы его видите на экране телевизора. Прежде чем начать работу нам необходимо выбрать секретаря, что бы вести протокол нашей встречи. Предлагаю выбрать ….Уважаемые коллеги, Нам предстоит с вами общение, обсуждение, прослушать опыт работы. А что бы это прошло плодотворно, легко, не принужденно нам нужно только хорошее настроение. Давайте его себе создадим. Мы поприветствуем друг друга необычным способом.
Публикация «Конспект методического объединения музыкальных руководителей ДОУ» размещена в разделах
• Встаньте те, кто родился зимой.
Зимой ночи темные, темные. А звезды на небе яркие, яркие.
Скажем хором: “Звездные вы наши!”
• Встаньте те, кто родился весной.
Весной все расцветает, благоухает, красота.
Скажем хором: “Прекрасные вы наши!”
• Встаньте те, кто родился летом.
Лето-это тепло, солнце, пляж.
Скажем хором: “Теплые вы наши!”
• Встаньте те, кто родился осенью.
Осень – время романтиков. Шуршат под ногами опавшие листья, золотой лес манит своей красотой. Скажем хором: “Романтичные вы наши!”
– Как тепло, звёздно, красиво и романтично стало в нашей аудитории.
Можно приступать.
Итак, «Основные направления работы методического объединения музыкальных руководителей ДОО ЯМР на 2018-2019г.»….
СЛАЙД 1 ТАБЛИЦА ГОДОВОЙ ПЛАН
ОБСУЖДЕНИЕ
2. Сегодня мы поговорим об «Организация музыкальной развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требованиям ФГОС ДО». С нами поделиться практическим опытом педагог с …стажем работы муз. рук. МДОУ № ….
3. Следующим пунктом нашего плана работы стоит «Документация музыкального руководителя в соответствии с ФГОС ДО»
СЛАЙД 2 Документация музыкального руководителя в соответствии с ФГОС ДО
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения впрофессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот документ?
Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Основное содержание образовательной области "Музыка", теперь представлено в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.
Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях.
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребёнка.
Так, например, касательно образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. В образовательной области "Речевое развитие" речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи. Образовательная область "Физическое развитие" подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребёнка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Основными документами музыкального руководителя являютcя :
- нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность музыкального руководителя, педагога (Закон об образовании, Конвенция о правах ребёнка, выписки из Конституции РФ и т. д., должностная инструкция и т. д.);
- программа;
- план воспитательно-образовательной работы, который включает в себя перспективный план на год и календарный план, перспективный план работы с родителями, с педагогами, план по самообразованию, план работы кружка (если такая работа ведётся);
- график работы (расписание занятий и циклограмма деятельности);
- аналитический отчет о проделанной работе за год.
План воспитательно-образовательной работы начинающему педагогу рекомендуется вести в форме подробного календарного плана, педагогу-мастеру (со стажем работы более 25 лет) – в форме перспективного плана.
Планирование – необходимый элемент системы педагогической работы, способствующий её целенаправленности и эффективности. Система планирования по музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС предусматривает:
1. реализацию программных целей и задач;
2. реализацию содержания образовательной деятельности в адекватных
возрасту формах взаимодействия с детьми;
3. планирование различных образовательных ситуаций в соответствии с годовым планом образовательного учреждения на основе интеграции;
4. наличие картотеки музыкального репертуара по всем видам деятельности.
Закон об образовании Российской Федерации и Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляют к планированию учебно-воспитательного процесса новые требования.
Задачи методики музыкального воспитания не могут быть решены без тщательного планирования и учёта всей работы. Планирование позволяет установить связи между всеми видами музыкальной деятельности детей и всеми формами её организации. Планирование отражает темпы музыкального развития каждого ребёнка и продвижение всего коллектива детей в каждой возрастной группе. В планировании намечается что, когда и как целесообразно применить в воспитании и обучении детей.
Планирование преследует цель распределения всего материала программы по времени. Это касается музыкального воспитания на занятиях, в самостоятельной и повседневной жизни детей, быту.
Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Поэтому при планировании можно наметить систему музыкального развития детей. Развлечения, праздники, использование музыки в быту проводятся эпизодически, но и это находит отражение в плане.
В плане можно наметить и далёкую перспективу, и конкретные задачи ближайших дней. У некоторых педагогов возникают сомнения – нужен ли перспективный план на длительный период, например на 2-3 месяца или полгода. Но имеется много доводов в пользу необходимости перспективного планирования в области музыкального воспитания. Ведь программа является лишь ориентиром, хотя и определяющим весь ход работы. Конкретные условия каждого детского сада – природное окружение, состав детей, помещение, в котором планируется занятие, - всё это и многое другое необходимо учитывать.
Планирование должно ясно представлять себе последовательность разучивания каждой песни, танца, хоровода, т. е. наметить задачи работы над ними в течение нескольких занятий и сроки их повторного использования. Музыкальное воспитание осуществляется главным образом музыкальным руководителем, но воспитатель принимает участие во всех музыкальных, воспитательно-образовательных мероприятиях, а в руководстве самостоятельной музыкальной деятельности детей является главным. Вот почему перспективный план должен составляться ими совместно, а календарный – преимущественно музыкальным руководителем.
Итак, целесообразно составление двух видов плана:
1. Перспективный, рассчитанный на 2-3 месяца.
2. Календарный (ежедневный, рассчитанный на 1-2 недели.
В перспективном плане музыкальный руководитель ставит воспитательно-образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) определяет репертуар с учетом основных форм музыкальной деятельности, содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей; содержания работы с воспитателями и родителями. На основе перспективного плана составляется и календарный (повседневный) план работы и учёт.
В календарном плане музыкальных занятий отражены воспитательные задачи, получаемые и формируемые навыки, а также репертуар и некоторые наиболее существенные методические приёмы, обозначены основные формы музыкальной деятельности : музыкальные занятия, развлечения (подготовка или проведение, музыкальные игры (дидактическая – с пением, ритмическая, театрализованная, праздники (подготовка или проведение). Календарный план составляется 1-2 недели, т. е. планируются 2 или 4 занятия. На музыкальных занятиях происходит смена материалов и видов деятельности, поэтому целесообразно отразить в плане ход занятия. Надо стремиться к тому, чтобы занятие было уплотнённым, чётким по своей организации. В календарном плане отражается:
1. последовательность разучиваемого материала;
2. программные требования, над которыми ведётся работа в связи с намеченным репертуаром;
3. некоторые методические приёмы.
Планируется совместная работа с воспитателями и родителями.
График работы (расписание занятий и циклограмма деятельности) утверждается руководителем дошкольного образовательного учреждения, составляется к началу учебного года. Он определяет содержание рабочей недели с учетом профессиональной нагрузки.
Аналитический отчет о проделанной работе за год заслушивается на итоговом педагогическом совете. Он составляется в свободной форме (текст, схемы, графики) и включает качественный анализ выполнения задач музыкального воспитания детей, накопленный опыт и выявленные проблемы, трудности, перспективные направления в работе.
4. Прошу всех встать в круг для игры «Микрофон по кругу».
Вот бежит микрофон быстро, быстро по рукам.
У кого микрофон, тот сейчас расскажет нам (ВОПРОСЫ НА ДОСКЕ)
5. Методическая копилка Хоровод «Огород»
ПРИТЧА “ЧЕТЫРЕ СВЕЧИ”
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли…
Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
“Я СПОКОЙСТВИЕ.
К сожалению, люди не умеют меня сохранить.
Думаю, мне не остается ни чего другого, как погаснуть!”
И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала:
“Я ВЕРА.
К сожалению, я никому не нужна.
Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше”.
Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
“Я ЛЮБОВЬ.
У меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают.
Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких”.
Долго не дожидаясь, и эта свеча угасла.
Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал:
“Что вы делаете? Вы должны гореть – я боюсь темноты!”
Произнеся это, он заплакал.
Взволнованная четвертая свеча сказала:
“Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи:
Я - НАДЕЖДА”.
Я Желаю ВАМ веры в хорошее, и надежды на лучшее.
А также всем нам крепчайшего здоровья, бодрости тела и духа, радости от вашего нелегкого труда. Спасибо за внимание.