Журавлева Вера
Конспект мероприятия «Волшебный сундук»
▼ Скачать
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад «Малышок»
Конспект
ННОД по познавательному развитию для детей среднего
дошкольного возраста
Тема: «Волшебный сундук»
Выполнила: воспитатель
Журавлева Вера Владимировна
р. п. Чик
2020 год
Цель: формирование знаний об устном народном творчестве.
Задачи:
Обучающие:
- учить понимать значение поговорок;
- повторить с детьми знакомые им считалки;
- заучить текст народной игры: «Игра с колокольчиком»;
Публикация «Конспект мероприятия „Волшебный сундук“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
- упражнять в загадывании и отгадывании загадок.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, память, внимание, мышление;
- развивать связную речь;
- активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Предварительная работа:
Разучивание поговорок, считалок. Слушание музыкальных произведений русского народного творчества. Чтение русских народных сказок.
Оборудование:
Сундучок, платок, картинки, солнышко, колокольчик, игрушка – петрушка, обруч с лентами.
Методы и приемы
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные (объяснения, пояснения, вопросы, беседа);
- наглядные (показ иллюстраций, игровые персонажи, аудио-записи, сюрпризный момент).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: игровые ситуации (хоровод, пальчиковые и дыхательные гимнастики, игра «Игра с колокольчиком»); поощрения; использование занимательных ситуаций (появление Петрушки – игрушки, открытие сундука).
Методы контроля и самоконтроля: самооценка.
Ход ННОД.
I. Организационный момент
Дети стоят в полукруге.
Под русскую народную музыку выходит воспитатель в русском народном костюме (под столом спрятан сундук, в котором лежит платок с узелками)
Вступительное слово:
«Ребята, подходите, на меня все посмотрите,
я сегодня не проста, а загадочно ярка!
Превратилась я в бабушку-загадушку!
К вам сегодня я пришла, что то я вам принесла…»
II. Основная часть
1. Беседа по фольклору
(воспитатель достает сундук, который спрятан под столом)
Воспитатель: Ребята, что это такое?
Дети: Сундук.
Воспитатель:
«Сундучок то не простой, а волшебный, расписной.
Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем…»
(дети садятся на стулья)
Воспитатель: Как вы думаете, что в нем?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Чтобы узнать, что в нем, нужно отгадать загадку.
Загадка: Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет –
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек –
Повяжи себе …
Дети: Платочек.
(Воспитатель заглядывает в сундучок и достает русский народный платок)
Воспитатель:
«Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.
Вот платочек расписной, да загадочный какой,
Узелки на нем висят, что то нам сказать хотят.
Узелок я развяжу вам задание скажу…»
Воспитатель: Русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички, а кто их сочинил?
Дети: Народ.
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, люди передавали друг другу сказки, прибаутки, колыбельные песни, хороводы, дразнилки.
Поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество, или фольклор.
Фольклор - слово новое, необычное, давайте вместе его произнесем. ФОЛЬКЛОР, да ещё раз, проговорим – ФОЛЬКЛОР.
А Саша сможет его повторить, Костя, Миша, Даша?
Спасибо, молодцы.
2. Отгадывание загадок (приметы осени)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Осень
(под музыку воспитатель показывает иллюстрацию осени)
Воспитатель: Давайте, вспомним приметы осени, отгадав загадки.
(по каждой загадке воспитатель показывает иллюстрации)
Загадки:
1. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает,
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
Дети: дождь
Воспитатель: Ребята, давайте проведем пальчиковую гимнастику «Дождик»
Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)
Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)
Хватит землю поливать, (грозить указательным пальцем, знак отрицания)
Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)
2. Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
Дети: ветер
Воспитатель: Проведем дыхательную гимнастику «Ветер». Давайте наберем воздуха, сделаем губы трубочкой и выдохнем как можно сильнее.
3. Лист, оторванный от ветки,
Весь во власти силы ветра
Листья вверх и вниз летят,
Это время …
Дети: листопад
Воспитатель: Давайте встанем со своих стульчиков и покружимся как листочки.
Какие приметы осени мы с вами вспомнили?
Дети: ветер, дождь, листопад
(воспитатель показывает иллюстрацию – осень)
3. Повторение поговорок
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое поговорка?
Дети: поговорка – это предложение, которую используют, чтобы придать красоту высказыванию.
Воспитатель: Есть такая осенняя поговорка: «Весна красна цветами, а осень пирогами»
Как вы думаете, что это значит «Весна красна цветами»?
Дети: Что весной тает снег, птицы прилетают, и появляется трава и цветы. Наступает весна
Воспитатель: Что означает «Осень красна пирогами»?
Дети: Осень это сезон урожая, осень тоже играет красками, как и весна. Осенью собирают и грибы, и ягоды, и другой урожай
(воспитатель показывает иллюстрацию к поговорке)
Давайте, проговорим нашу поговорку вместе.
(Воспитатель несколько раз с детьми повторяет поговорку)
Воспитатель: Молодцы. Какие вы знаете поговорки?
Дети: В ноябре зима с осенью борются.
(воспитатель показывает иллюстрацию к поговорке)
О каком месяце говорится в поговорке? (ноябрь)
Воспитатель: Какая погода в ноябре?
Дети: снег идет, дождь идет, с деревьев падают листья
Воспитатель: Подумайте, и скажите, что может означать эта поговорка?
Дети: Ноябрь - последний осенний месяц. То снег идет, как зимой, то дождь, как осенью. Но зимних морозов еще нет и сугробов пока не намело. Налетит снег ночью, а утром растает. Поэтому и говорят «Зима с осенью борются».
(воспитатель показывает иллюстрацию к поговорке)
4. Повторение считалок
(воспитатель заглядывает в сундучок)
Воспитатель: Кто это еще здесь лежит?
Для того чтобы узнать, нам нужно отгадать загадку.
Загадка: Наряд мой пёстрый, колпак мой острый
Мои шутки и смех, веселят всех.
Вот так игрушка, и зовут её – (Петрушка).
(воспитатель достает из сундука игрушку – Петрушку. Петрушка здоровается со всеми детьми за руку)
Воспитатель: Ребята, петрушка хочет с нами поиграть. Но забыл все считалки, чтобы нам игру начать, надо посчитать. Кто будет водить?
Давайте ребята вспомним считалки.
Дети: «1 2 3 4 5 - Данила будет начинать?»
Петрушка: Здорово! И я вспомнил:
1 2 3 4 5 – мы собрались поиграть, к нам сорока прилетела, и тебе водить велела…
(дети встают в круг)
Петрушка: Ребята, хотите поиграть в игру, которая называется «Игра с колокольчиком»?
Дети: Да.
(Петрушка со стола берет колокольчик и объясняет правила игры)
Петрушка: Водящий, который будет выбран считалочкой, берет в руки колокольчик и ходит по кругу с такими словами:
«С колокольчиком хожу, на ребяток я гляжу, колокольчик золотой, кто плясать пойдет со мной?»
После слов ведущий останавливается, берет другого ребенка за руку, выводит в круг, и вместе пляшут под русскую народную музыку, выбранный ребенок становится ведущим.
(игра повторяется несколько раз)
Петрушка: Какие молодцы!
Воспитатель: Спасибо петрушка – дружочек. Теперь ты отдохни, и немножко посиди, на ребяток погляди.
(дети идут по кругу и садятся на стульчики)
5. Отгадывание русских народных сказок
Воспитатель: Ребята, мы еще не все узелки развязали.
Вы любите русские народные сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему сказки называют русские народные, кто их написал?
Дети: Народ.
Воспитатель: Я ведь бабушка – загадушка. Загадаю вам загадку, а вы должны узнать и отгадать сказку…
Для того чтобы услышать загадки, нам для начала нужно развязать узел.
(воспитатель развязывает узел)
Воспитатель: Получилось.
(воспитатель загадывает загадки и показывает книги к отгадке)
Загадки: «Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке,
там три стула и три кружки, три кровати, три подушки,
угадайте, что за сказка? (Три медведя)
«А дорога – далека, а корзина нелегка,
сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (Маша и медведь)
«На сметане мешон на окошке стужён,
круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок)
«Звери жили в доме том, но медведь сломал их дом,
он залезть в него не смог, это сказка. (Теремок)
Воспитатель: Молодцы ребята. Много сказок знаете.
6. Хоровод «Карусель»
Воспитатель: У нас остался еще один узелок.
(Воспитатель развязывает последний узелок – игра «Хоровод»)
Ведущий: Девчонки! Мальчишки! Становитесь в хоровод «Карусель» играть зовёт!
(дети встают со своих стульчиков и делают хоровод, воспитатель выносит палку с лентами)
Ведущий: Ребята, каждый из вас должен взяться за ленточку.
(дети берутся за ленту и идут по кругу)
«Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом.
Все бегом, бегом бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите
Раз и два, раз и два,
Вот и кончалась игра!»
(дети встают в полукруг)
III. Итог
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами вспомнили?
Дети: Поговорки, считалки, загадки, сказки, игры, хороводы.
Воспитатель: Как, одним словом можно назвать устное народное творчество?
Дети: Фольклор.
Воспитатель: Теперь скажите, почему все они называются народными?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Сундучок наш непростой и платочек расписной, узелки все развязали, и про всё про всё узнали.
IV. Рефлексия
(на столах лежат листы А3, гуашь (желтого и оранжевого цвета, губки, формы дерева: береза и дуб)
(дети подходят к столам, делятся на две группы, воспитатель стоит в центре)
Воспитатель: Ребята, вы любите рисовать?
Дети: Да
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили об осени. Мы вместе нарисуем картины осени, но необычным способом, а губками.
Что вы видите на столах?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Что не хватает в этих рисунках?
Дети: Деревьев.
Воспитатель: Каким цветом деревья осенью?
Дети: Оранжевые, желтые.
Воспитатель: Правильно. Деревья мы нарисуем необычным способом, губками. Нам нужно взять форму дерева, обмокнуть в краску и приложить на картину и у нас останется отпечаток дерева на рисунке. Попробуем.
(на одном примере воспитатель показывает последовательность выполнения)
(Дети выполняют работу. По окончанию показ рисунков и фото на память).