Папки-передвижки

Конспект мероприятия «Устное народное творчество»

Корнеева Ольга
Конспект мероприятия «Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы

Ход ПРАЗДНИКА

Ведущий. - Здравствуйте, гости дорогие!

Веселья Вам, да радости.

- Давным-давно мы ждём вас поджидаем,

Праздник без вас не начинаем.

-Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:

кому- сказку, кому-правду, кому-песенку.

- Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Ведущий. (слайд 1) - Мы живём в огромной стране. Это наша большая Родина. Как у человека, у страны тоже есть имя — Россия. А мы, живущие в России, — россияне. Наша страна — это красота, это широкие степные просторы, это огромные леса, это полноводные реки.

Ученик 1.

- У каждого листочка,

Публикация «Конспект мероприятия „Устное народное творчество“» размещена в разделах

У каждого ручья

Есть главное на свете

Есть родина своя.

Ученик 2.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

- Есть ветки у листочка,

овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть родина своя.

Ученик 3.

А там, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные …

Мы Родиной зовем.

Ведущий:- Ребята! Сегодняшняя встреча посвящена устному творчеству нашего народа (слайд 2). Если все готовы – отправляемся в путешествие по стране «Устного народного творчества»

Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Это мудрость нашего народа, которая сохранилась в сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, скороговорках, загадках, присказках, частушках, прибаутках, песнях. И всё это относится к устному народному творчеству.

- Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете? ( Ответы детей: ковер- самолет, Сапоги- скороходы, ступа и метла)

- На чем ездил Емеля?

-Да, правильно, на печи. (слайд 3)

- Кто помнит заклинание, чтоб добраться до первой станции? (хором (По щучьему велению, по моему хотению).

(Проговаривание заклинания. Сопровождение презентацией).

1 станция «ПОСЛОВИЦЫ»(слайд 4)

Ученик 1.

-Пословицы недаром молвятся

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Ученик 2.

- Порой они нас наставляют

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Ученик 3.

- Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе не беда,

И наша речь красна пословицей.

Давайте вспомним их, друзья!

Ведущий. - Пословица – это жанр устного народного поэтического творчества. - Да, благодаря пословицам наша речь становится красивее, и слушать её очень интересно. Пословицы учат нас правильным поступкам. Пословицы бывают о труде, о дружбе, об учении, о школе и т. д.

- Ребята, сейчас мы с вами прочитаем пословицы по очереди. Прочитайте пословицы. (слайд 5)

Пословицы о дружбе.

(нет друга – ищи, а нашел береги.

Все за одного, один за всех.

Старый друг лучше новых двух.)

Пословицы о труде.

(делу время – потехе час.

Терпенье и труд все перетрут.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

Ведущий. (слайд 6).-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру: «Продолжи пословицу».

-Делаешь наспех –делаешь… (насмех).

-Лес рубят –щепки (летят)

-Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).

-Мороз невелик, а стоять (не велит).

-Под лежачий камень и вода (не течет).

-Лесом шел, а дров (не видел)

- Отправляемся на следующую станцию. Скажем дружно заклинание.

2 станция «Считалки»(слайд 7).

Считалки были частью игры. Считалка в простейшей форме – счет. Счетом решали – кому водить. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен.

-Ребята, а вы знаете считалки. (ответы детей).

– А какие считалки знаете, мы сейчас проверим. (дети по очереди рассказывают считалки)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока подлетела

И тебе водить велела.

За морями, за горами,

За высокими лесами

На полянке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком сходи

И замочек отопри.

Раз, и два, и три, и десять,

Выплывает белый месяц.

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет.

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет.

-Отправляемся на следующую станцию: «По щучьему …»

3 станция «ИГРЫ»(слайд 8)

Русская народная хороводная игра «Каравай»(слайд 9).

Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

Русская народная хороводная игра «Пузырь».(слайд 10)

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не рвись!

Игра «Ушки».(слайд 11).

Двое играющих становятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены прямо к ладоням другого. Ударяют в ладоши и приговаривают:

Мама била, била, била

И все папе доложила.

Папа бил, бил, бил

И все бабе доложил.

Баба била, била, била

И все деду доложила.

Дед бил, бил, бил

И все сестрам доложил.

Сестры били, били, били

И все братьям доложили.

Братья били, били, били

И в кадушку закатили,

А в кадушке две лягушки.

Закрывай скорее ушки!

При последних словах играющие должны очень быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает в этой забаве тот, кто первым сделает это движение.

4 станция «ПОТЕШКИ»(слайд 12)

Ведущий. Потешки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребёнка.

-А сейчас, дорогие гости посмотрите мини-сценки.

МИНИ-СЦЕНКИ:

– Здорова, кума!

– Да на рынке была.

– Никак глуха?

– Купила петуха.

– Прощай, кума!

– Пять рублей дала.

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг.

-Зашить можно.

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался!

-Фома, что из леса нейдёшь?

–Медведя поймал.

–Так веди сюда!

–Да он не идёт.

-Так сам иди.

-Да он не пускает!

5 станция «ЗАГАДКИ»(слайд 14)

Ведущий: -Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар и мал в какой-нибудь избе. Хранит доброе тепло русская печка, горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стенам. А на улице долгий-долгий зимний вечер.

Дремлют голые деревья, спят подо льдом рыбы, звери забились в норы. Вот и становились такие вечера зимой вечерами загадок. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава. Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Отгадывайте загадки, тренируйте свою смекалку!

Не дерево, а с листьями,

Не рубашка, а сшита,

Не растение, а с корешками,

Не человек, а с разумом. (книга)

Два братца

Пошли по воду купаться (ведра)

Черненька собачка

Свернувшись лежит,

Не лает,

Не кусает,

А в дом не пускает.

(замок)

У матери двадцать деток,

Все детки – однолетки.

(наседка с цыплятами)

Сидит баба на грядках

Вся в заплатках.

Кто не взглянет,

Тот заплачет.

(луковица)

Сидит девица

В темной темнице,

А коса на улице.

(морковь)

Конь бежит –

Земля дрожит.

(гром)

6 станция «СКАЗКИ»

Ведущий. -Ребята, ну вот мы и дошли до последней станции. Поговорим о сказках. Поднимите руки, кто любит сказки? Все, но конечно они вызывают восторг, пробуждают воображение. Они полны чудес; учат быть твердыми, советуют бороться со злом. Скажите, пожалуйста, вы много прочитали сказок? (ответы детей).

Ведущий. -Сейчас я проверю сколько вы знаете сказок. И поиграю с вами в игру: «Угадай сказку».

1. Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке. (слайд 16)

(Колобок.)

2. По тропе Шагая бодро,

Сами воду тащат ведра (слайд 17)

(Емеля.)

3. Красна девица грустна :

Ей не нравиться весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка (слайд 18)

(Девочка Снегурочка.)

4. А дорога далека,

А корзина - не легка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. (слайд 19)

(Маша и медведь.)

5. Ах ты, Петя - простота.

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко. (слайд20)

(Петух и кот.)

6. Отворили дверь козлята -

И пропали все куда-то. (слайд 21)

(Волк и семеро козлят).

7. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом. (слайд 22)

(Лиса и журавль.)

8. Опустил он в прорубь хвост -

Ну а хвост ко льду прирос. (слайд 23)

(Битый небитого везет.)

9. В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите сказку. (Три медведя.)

10. Где спрятался седьмой козленок? (В печи.)

11. Кто может позвать словами Ивана Сивку-Бурку? (“Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!”)

12. Чем играл братец Иванушка из сказки”Гуси-лебеди” у бабы Яги? (Золотыми яблочками.)

13. Как в сказках лиса обычно называла волка? (Кум, куманек.)

14. Из какой сказки выражение”Как аукнулось, так и откликнулось”? (Лиса и журавль.)

15. Из чего солдат варил кашу? (Из топора.)

16. Кто выручил из беды Петушка в сказке “Кот, Петух и лиса”? (Кот.)

17. Чем ловил волк рыбу в сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”? (Хвостом.)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Ведущий. - В какую страну мы сегодня путешествовали (ответы детей).

-Да, правильно, мы с вами путешествовали в страну устного народного творчества.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Ребята, обратите внимание на нашу выставку книг.

-Мы с вами живём в России. Нам досталось в наследство от наших предков очень многое, в том числе и устное творчество, о котором мы сегодня говорили. Давайте будем любить, ценить и беречь то, что нам досталось.

Ученик 1.

- Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Ученик 2.

- Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее, чтоб вечно ей быть

Ученик 3.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию-

Нет России другой.

Ведущий: -Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за внимание. Вы все молодцы! Спасибо вам! И, как принято на Руси, для дорогих гостей обязательно припасено угощение (ПИРОГИ). Кушайте, угощайтесь!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мероприятия «Устное народное творчество»
Опубликовано: 19 ноября 2022 в 19:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мероприятия «Устное народное творчество»» (включая файлы) размещена пользователем Корнеева Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД