Корнеева Ольга
Конспект мероприятия «Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход ПРАЗДНИКА
Ведущий. - Здравствуйте, гости дорогие!
Веселья Вам, да радости.
- Давным-давно мы ждём вас поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
-Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:
кому- сказку, кому-правду, кому-песенку.
- Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Ведущий. (слайд 1) - Мы живём в огромной стране. Это наша большая Родина. Как у человека, у страны тоже есть имя — Россия. А мы, живущие в России, — россияне. Наша страна — это красота, это широкие степные просторы, это огромные леса, это полноводные реки.
Ученик 1.
- У каждого листочка,
Публикация «Конспект мероприятия „Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
У каждого ручья
Есть главное на свете
Есть родина своя.
Ученик 2.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
- Есть ветки у листочка,
овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя.
Ученик 3.
А там, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные …
Мы Родиной зовем.
Ведущий:- Ребята! Сегодняшняя встреча посвящена устному творчеству нашего народа (слайд 2). Если все готовы – отправляемся в путешествие по стране «Устного народного творчества»
Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Это мудрость нашего народа, которая сохранилась в сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, скороговорках, загадках, присказках, частушках, прибаутках, песнях. И всё это относится к устному народному творчеству.
- Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете? ( Ответы детей: ковер- самолет, Сапоги- скороходы, ступа и метла)
- На чем ездил Емеля?
-Да, правильно, на печи. (слайд 3)
- Кто помнит заклинание, чтоб добраться до первой станции? (хором (По щучьему велению, по моему хотению).
(Проговаривание заклинания. Сопровождение презентацией).
1 станция «ПОСЛОВИЦЫ»(слайд 4)
Ученик 1.
-Пословицы недаром молвятся
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Ученик 2.
- Порой они нас наставляют
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Ученик 3.
- Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе не беда,
И наша речь красна пословицей.
Давайте вспомним их, друзья!
Ведущий. - Пословица – это жанр устного народного поэтического творчества. - Да, благодаря пословицам наша речь становится красивее, и слушать её очень интересно. Пословицы учат нас правильным поступкам. Пословицы бывают о труде, о дружбе, об учении, о школе и т. д.
- Ребята, сейчас мы с вами прочитаем пословицы по очереди. Прочитайте пословицы. (слайд 5)
Пословицы о дружбе.
(нет друга – ищи, а нашел береги.
Все за одного, один за всех.
Старый друг лучше новых двух.)
Пословицы о труде.
(делу время – потехе час.
Терпенье и труд все перетрут.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)
Ведущий. (слайд 6).-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру: «Продолжи пословицу».
-Делаешь наспех –делаешь… (насмех).
-Лес рубят –щепки (летят)
-Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).
-Мороз невелик, а стоять (не велит).
-Под лежачий камень и вода (не течет).
-Лесом шел, а дров (не видел)
- Отправляемся на следующую станцию. Скажем дружно заклинание.
2 станция «Считалки»(слайд 7).
Считалки были частью игры. Считалка в простейшей форме – счет. Счетом решали – кому водить. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен.
-Ребята, а вы знаете считалки. (ответы детей).
– А какие считалки знаете, мы сейчас проверим. (дети по очереди рассказывают считалки)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.
За морями, за горами,
За высокими лесами
На полянке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком сходи
И замочек отопри.
Раз, и два, и три, и десять,
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет.
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет.
-Отправляемся на следующую станцию: «По щучьему …»
3 станция «ИГРЫ»(слайд 8)
Русская народная хороводная игра «Каравай»(слайд 9).
Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:
Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)
Испекли мы Каравай.
Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)
Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)
Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)
Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)
Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)
Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,
Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)
Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».
Русская народная хороводная игра «Пузырь».(слайд 10)
Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:
Надувайся, пузырь,
Надувайся велик!
Раздувайся, держись,
Да не рвись!
Игра «Ушки».(слайд 11).
Двое играющих становятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены прямо к ладоням другого. Ударяют в ладоши и приговаривают:
Мама била, била, била
И все папе доложила.
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил.
Баба била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И все братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили,
А в кадушке две лягушки.
Закрывай скорее ушки!
При последних словах играющие должны очень быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает в этой забаве тот, кто первым сделает это движение.
4 станция «ПОТЕШКИ»(слайд 12)
Ведущий. Потешки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребёнка.
-А сейчас, дорогие гости посмотрите мини-сценки.
МИНИ-СЦЕНКИ:
– Здорова, кума!
– Да на рынке была.
– Никак глуха?
– Купила петуха.
– Прощай, кума!
– Пять рублей дала.
-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг.
-Зашить можно.
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался!
-Фома, что из леса нейдёшь?
–Медведя поймал.
–Так веди сюда!
–Да он не идёт.
-Так сам иди.
-Да он не пускает!
5 станция «ЗАГАДКИ»(слайд 14)
Ведущий: -Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар и мал в какой-нибудь избе. Хранит доброе тепло русская печка, горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стенам. А на улице долгий-долгий зимний вечер.
Дремлют голые деревья, спят подо льдом рыбы, звери забились в норы. Вот и становились такие вечера зимой вечерами загадок. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава. Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Отгадывайте загадки, тренируйте свою смекалку!
Не дерево, а с листьями,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешками,
Не человек, а с разумом. (книга)
Два братца
Пошли по воду купаться (ведра)
Черненька собачка
Свернувшись лежит,
Не лает,
Не кусает,
А в дом не пускает.
(замок)
У матери двадцать деток,
Все детки – однолетки.
(наседка с цыплятами)
Сидит баба на грядках
Вся в заплатках.
Кто не взглянет,
Тот заплачет.
(луковица)
Сидит девица
В темной темнице,
А коса на улице.
(морковь)
Конь бежит –
Земля дрожит.
(гром)
6 станция «СКАЗКИ»
Ведущий. -Ребята, ну вот мы и дошли до последней станции. Поговорим о сказках. Поднимите руки, кто любит сказки? Все, но конечно они вызывают восторг, пробуждают воображение. Они полны чудес; учат быть твердыми, советуют бороться со злом. Скажите, пожалуйста, вы много прочитали сказок? (ответы детей).
Ведущий. -Сейчас я проверю сколько вы знаете сказок. И поиграю с вами в игру: «Угадай сказку».
1. Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке. (слайд 16)
(Колобок.)
2. По тропе Шагая бодро,
Сами воду тащат ведра (слайд 17)
(Емеля.)
3. Красна девица грустна :
Ей не нравиться весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка (слайд 18)
(Девочка Снегурочка.)
4. А дорога далека,
А корзина - не легка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (слайд 19)
(Маша и медведь.)
5. Ах ты, Петя - простота.
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко. (слайд20)
(Петух и кот.)
6. Отворили дверь козлята -
И пропали все куда-то. (слайд 21)
(Волк и семеро козлят).
7. Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом. (слайд 22)
(Лиса и журавль.)
8. Опустил он в прорубь хвост -
Ну а хвост ко льду прирос. (слайд 23)
(Битый небитого везет.)
9. В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите сказку. (Три медведя.)
10. Где спрятался седьмой козленок? (В печи.)
11. Кто может позвать словами Ивана Сивку-Бурку? (“Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!”)
12. Чем играл братец Иванушка из сказки”Гуси-лебеди” у бабы Яги? (Золотыми яблочками.)
13. Как в сказках лиса обычно называла волка? (Кум, куманек.)
14. Из какой сказки выражение”Как аукнулось, так и откликнулось”? (Лиса и журавль.)
15. Из чего солдат варил кашу? (Из топора.)
16. Кто выручил из беды Петушка в сказке “Кот, Петух и лиса”? (Кот.)
17. Чем ловил волк рыбу в сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”? (Хвостом.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Ведущий. - В какую страну мы сегодня путешествовали (ответы детей).
-Да, правильно, мы с вами путешествовали в страну устного народного творчества.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Ребята, обратите внимание на нашу выставку книг.
-Мы с вами живём в России. Нам досталось в наследство от наших предков очень многое, в том числе и устное творчество, о котором мы сегодня говорили. Давайте будем любить, ценить и беречь то, что нам досталось.
Ученик 1.
- Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Ученик 2.
- Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее, чтоб вечно ей быть
Ученик 3.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Ведущий: -Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за внимание. Вы все молодцы! Спасибо вам! И, как принято на Руси, для дорогих гостей обязательно припасено угощение (ПИРОГИ). Кушайте, угощайтесь!