Юлия Веслополова
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Изобразительная студия «Чудесный пластилин»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности изобразительная студия «Чудесный пластилин» детского сада № 50 «Нордик» - филиала АН ДОО «Алмазик» для детей 3 - 4 лет (далее - Программа) разработана на основе методической литературы: Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 3 - 4 лет»; И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» (планирование, конспекты, методические рекомендации); Ж. В. Сорокина «Пластилиновые картинки для детей от 3-х лет».
Темочки:
- Лепка. Методические разработки
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Новизной и отличительной особенностью программы - является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Данная деятельность создаёт условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, а также устранению речевых и неречевых психических функций у дошкольников. В процессе создания работ из пластилина у ребёнка постепенно образуется система специальных навыков и умений, которые оказывают большое влияние на его умственное развитие, на развитие его познавательных процессов. Работа с пластилином, природным и бросовым материалами, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность. В ходе творческой работы дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Одним из разделов деятельности с пластилином является пластилинография. Пластилинография - сравнительно недавно появившийся новый жанр (вид) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Несмотря на то, что пластилинография – это новый вид декоративно-прикладного искусства, он успел стать неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в ДОУ.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Программа способствует успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях современного коллектива, стабилизирует эмоциональную сферу, снижает тревожность, неуверенность в себе, агрессивность. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Начало обучения – сентябрь 2022 г., окончание обучения – май 2023 г. Содержание программы выходит за рамки содержания ООП детского сада в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Занятия проводятся во второй половине дня, форма организации групповая, два раза в неделю продолжительностью 20 минут.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель Создать условия для формирования у ребенка интереса к лепке (пластилинографии) и его самореализации в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, развить творческие способности детей средствами лепки.
Развитие художественно - творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. А также развитие мелкой моторики рук, творческого воображения и мышления.
Задачи: Обучающие:
Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
Учить основным приемам пластилинографии: прилепливание, размазывание, разглаживание, раскатывание (формирование длинной тонкой полоски, сплющивание, вытягивание, прищипка, придавливание, вытягивание, скатывание, царапанье, придавливание
Учить сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
Учить работать на заданном пространстве.
Учить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;
Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы;
Развивать познавательную активность детей.
Развивающие:
Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
Развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход. Развивать эстетическое восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, художественный, эстетический вкус.
Воспитывать у детей желание творить добро вокруг себя.
Развивать эстетическое мировосприятие;
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям;
Воспитывать зрительскую культуру.
1.3. Принципы построения программы
Программа составлена с учетом следующих принципов:
1) принцип развивающего воспитания, целью которого является развитие ребенка;
2) принцип интеграции: отражает взаимодействие разнообразных видов детской деятельности и образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
3) принцип индивидуальной направленности носит индивидуальный характер общения с ребенком;
4) принцип развивающего обучения («от простого – к сложному», одна тема подается с возрастанием степени сложности).
1.4. Значимые характеристики
Ребенок 3- 4 лет:
- имеет собственные эстетические вкусы, видит красоту изобразительного искусства;
- воплощает свой замысел (в лепке, планирует работу по его достижению;
- верное и аккуратное использование инструментов: пользоваться стеком, пластмассовыми ножичками, разной конфигурации и размера, различными зубчатыми колесиками, многогранниками, пользоваться салфеткой;
- развивается способность к цветоразличению (различает основной цветовой спектр);
- создание изображения на бумаге разной формы (квадрат, круг, предметной основе;
- знакомство с возможностями использования неизобразительных материалов;
- знаком со свойствами пластилина;
- знакомство с последовательностью изображения из пластилина;
- осваивает создание изображений знакомых предметов из различных декоративных материалов с использованием различных изобразительных средств;
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Владеют способами работы с пластилином при создании изображения (картины):
прилепливанием, размазыванием, разглаживанием, раскатыванием (формирование длинной тонкой полоски, сплющиванием, вытягиванием, прищипка, придавливанием, вытягиванием, скатыванием, царапаньем.
Наносят пластилин в границах нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картон.
Знакомы с использованием инструментов, используемых в пластилинографии (набор стеков, пластмассовые ножички, зубчатые колесики и др.)
Соблюдают технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Умеют правильно организовать свое рабочее место.
Создают плоскостную сюжетную композицию.
Способы оценивания уровня достижений воспитанников.
Способами оценивания уровня достижений воспитанников, степени усвоения учебной программы является оформление дневника педагогических наблюдений; папок достижений, аттестация воспитанников в форме анкетирования и контрольной практической работы, а также мониторинг участия детей в конкурсах различного уровня.
Формы подведения итогов.
Формами фиксации результатов обучения по программе являются итоговые выставки готовых работ, отзывы родителей и детей, данные мониторинга.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Планирование деятельности по программе
№ занятия Дата Тема Задачи
1. «У нас в гостях пластилин» Вспомнить свойства пластилина. Ознакомить с техникой безопасности работы с пластилином и особенностями используемых инструментов в лепке. Знакомство с техникой лепки - пластилинография. Развивать интерес к творческой деятельности
2. «Воздушные шары» Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы
3. «Неваляшка» Вспомнить свойства пластилина. Учить детей лепить игрушки, состоящие из частей одной формы, но разного размера.
Закреплять умение делить брусок пластилина на части с помощью стеки. Формировать умение планировать свою работу. Продолжать развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать любознательность, самостоятельность.
4. «Бусы для Люси» Упражнять в умении лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.
Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
5. «Улитка» Продолжать учить раскатывать из шарика столбик и сворачивать его в спираль, оттягивать и закруглять концы. Упражнять детей в громком и четком произнесении слов песенки. Развивать мелкую моторику пальцев.
6. «Пятнашки для жирафа» Показать, как прикреплять пластилиновый шарик на ограниченную поверхность и размазывать её в разные стороны для создания пятнышка. Развивать согласованность в работе обеих рук. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажем желание помогать им.
7. «Пуговицы для маминого платья» Вызвать желание у детей самостоятельно выбрать цвет платья, использовать пластилин для пуговиц под цвет платья. Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу-вверх, у линии. Закрепить прием – надавливание. Развивать чувства ритма, согласованности в работе обеих рук. Воспитывать желание работать самостоятельно
8. «Матрешка»
Продолжать учить детей лепить игрушки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Продолжать закреплять умения делить брусок пластилина на части с помощью стеки. Продолжать развивать чувство формы и пропорций.
9. «Овощи для засолки» Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять умение расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагая их по поверхности.
10. «Снегирек» Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплить технику «растирание» пластилина по поверхности. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Развивать моторику, творческую активность и самостоятельность.
11. «Варежки» Продолжать учить наносить пластилин на готовую форму, самостоятельно украшать дополнительным бросовым материалом. Воспитывать эстетический вкус, чувство композиции.
12. «Колодец» Упражнять в раскатывании колбасок, делать из колбасок кольца и ставить их друг на друга, чтобы получился колодец. Развивать образное мышление.
13. «Снеговик»
Продолжать упражнять в лепке предметов, состоящих из двух шариков разного размера. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительных деталей. Развивать речь, мышление.
14. «Елочный шарик» Закреплять умение отделять кусочек пластилина от целого куска, путем отщипывания, раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями, украшать объемное изделие мелкими пластилиновыми шариками. Развивать мелкую моторику рук.
15. «Новогодняя елочка» Продолжать знакомить с техникой трафаретного рисунка и приемами декорирования. Развивать творческое воображение, мышление при украшении новогодней елочки.
16. «Снежинка» Учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.
17. «Зимний лес»
(коллективное) Показать детям прием - размазывания из столбика. Закрепить прием прямого раскатывания колбаски. Развивать точность и координацию движений в работе обеих рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца.
18. «Цветик-семицветик» Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки. Воспитывать интерес и любовь к художественному творчеству.
19. «Черепашка» Учить сочетать природный материал и лепку из пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Побуждать детей изображать слова стихотворения при помощи движений. Развивать точность и координацию движений.
20. «Узоры на окне» Вызвать желание у детей создавать узоры на окнах, используя различные приспособления: стеки, печатки. Закреплять приём - размазывание. Развивать у детей способность замечать вокруг себя в зимний период что - то красивое, оригинальное, завораживающее. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
21. «Лесенка для бельчонка» Закреплять умение раскатывать колбаски и прикреплять их концами к вертикальным столбикам, создавая образ лесенки. Формировать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
22. «Вырастала ёлка на горе» Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки. Развивать умение наносить стекой царапины (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.
23. «Шубка для зайчика» Закреплять умение способом размазывания, видоизменять выразительный образ зайчика - летнюю шубку менять на зимнюю. Использовать стеку для создания пушистости шубки зайца. Развивать согласованность в работе рук. Воспитывать отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.
24. «Кудряшки для овечки»
Учить детей для создания «кудряшек» у овечки пользоваться вспомогательным приспособлением – круглой стекой. Закреплять умение детей прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.
25. «Мячики для Тани»
Закреплять умение способом размазывания, закрашивать мячик, использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Развивать точность и координацию движений рук. Воспитывать интерес и любовь к художественному творчеству.
26. «Бабка и дед» Продолжать учить наносить пластилин на заданную поверхность, доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала-ниток. Закреплять знания о частях лица и тела. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
27. «Машинка» Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких деталей, последовательно соединять детали, добиваясь нужного образца. Закрепить виды транспорта. Воспитывать усидчивость, творческую фантазию.
28. «Быстрокрылые самолеты»
(коллективное) Показать, как создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваясь точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками). Развивать согласованности в работе обеих рук. Воспитывать желание работать самостоятельно.
29. «Галстук для папы» Закрепить известные приемы лепки. Побуждать детей к изготовлению подарков для близких-украшению галстука для папы. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.
30. «Тили - бом, тили - бом загорелся Кошкин дом» Заинтересовать детей создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков, с аппликационным дополнением крыши-треугольника.
Продолжать учить детей работать на заданном пространстве, использовать - стеку.
Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.
31. «Ромашки для мамы» Помочь создать композицию на основе готовых элементов-лепестков ромашек, вдавливая их вокруг середки цветка. Закреплять прием – вдавливания, растягивания. Развивать силу пальцев. Воспитывать отзывчивость, доброту.
32. «Веточка мимозы» Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
33. «Кукла-неваляшка»
Закрепить прием - размазывание пластилина по всей фигуре, не выходя за контур. Учить прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы. Развитие мелкой моторике рук. Воспитывать желание доводить работу до конца. доводить работу до конца.
34. «Гусеница на листочке» Закрепить прием лепки - раскатывание маленького колобка, соединение готовых деталей в определенной последовательности. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином
35. «Облака»
(коллективное) Учить передавать ощущения подвижности и легкости облаков приемами заглаживания и размазывания пластилина стекой.
36. «Красивая салфетка» Продолжать учить детей располагать кусочки пластилина на ограниченном пространстве;
развивать композиционные умения у детей, эстетические чувства. Развивать воображение, фантазию.
37. «Колечки для клоуна» Продолжать упражнять в раскатывании столбика, соединять концы столбика в виде кольца. Закреплять умение прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов.
38. «Цыпленок» Учить создавать нужный образ из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Продолжать побуждать детей изображать при помощи движений текст стихотворения. Развивать точность и
координацию движений.
39. «Петушок, петушок золотой гребешок» Закрепить прием прямого раскатывания, упражнять в выкладывании «столбиков» из пластилина дугообразно из одной точки. Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.
40. «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» Передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Закреплять прием сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы, доводить работу до нужного образца.
41. «Поросенок» Учить создавать нужный образ из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Побуждать детей соотносить слова и движения рук, пальцев. Воспитывать усидчивость.
42. «Кактус в горшочке» Закрепить известные приемы лепки, умение доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала. Вызвать интерес у детей к комнатным растениям, желание за ними ухаживать. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
43. «Котенок» Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура. Побуждать детей изображать слова стихотворения при помощи движений. Развивать точность и координацию движений.
44. «Клубочки для котёнка» Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски (пластилиновых «шнурков») по спирали. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Развивать точность и координацию движений. Воспитывать усидчивость.
45. «Удав» Закреплять умения раскатывать из пластилина длинную колбаску, зауженную книзу. Учить украшать изделие барельефом. Развивать творческую фантазию, воспитывать усидчивость.
46. «Красивая птичка» Продолжать упражнять в лепке предмета, состоящего из нескольких частей. Закреплять прием прищипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик, умение прочно скреплять части, плотно прижимая к друг другу. Воспитывать интерес к народной игрушке.
47. «Цыплята гуляют по травке»
(коллективное) Продолжать упражнять в лепке предмета, состоящего из двух частей знакомой формы, передавая форму и величину частей. Отображать детали (клюв) приемом прищипывания.
Включать детей в создание коллективной композиции. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
48. «Бабочка на цветке» Продолжать учить наносить пластилин на поверхность готовой основы тонким слоем, составлять сюжетную композицию из дополнительного материала-ракушек. Развивать творческую фантазию. Воспитывать интерес к пластилинографии.
49. «По железной дороге едет поезд»
(коллективное) Продолжать учить раскатывать столбики и составлять из них задуманный предмет. Закреплять умение соединять части, прижимая их друг к другу, обрезать стекой лишние части столбиков. Развивать мелкую моторику пальцев.
50.
51. «Аквариум с рыбками» Учить сочетать в поделке природный материал с пластилином и оформлять изделие согласно собственному замыслу. Развивать умение детей отгадывать загадки. Воспитывать чувство товарищества.
52. «Качающиеся водоросли» Совершенствовать навыки рельефной лепки; закрепить знакомые приемы лепки: раскатывание, расплющивание, скручивание и деление жгута на части. Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.
53. «Цветные зонтики» Закрепить умение детей лепить шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие барельефом. Развивать мелкую моторику пальцев.
54. «Божья коровка» Продолжать учить скатывать шар и сплющивать его между ладоней. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие барельефом., доводить изделение до нужного образца. Учить обыгрывать изделие.
55. «Теремок, терм, теремок» (коллективное) Закреплять умение работать с пластилином, использовать знакомые способы изображения в пластилинографии; лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона).
Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков. Развивать умение согласованно выполнять общую работу, работать коллективно. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Литература:
1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» - М. : ТЦ Сфера, 2009г.
2. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» 1-2 – М. ; Издательство «Скрипторий» 2003г., 2006г.
3. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет. -М. : Мозаика – Синтез, 2009 г.
4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» – М. : Творческий центр «СФЕРА», 2007г.
5. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» – М. : ОЛМА Медиа Групп,2007г.
6. Сорокина Ж. В. «Пластилиновые картинки для детей от 3-х лет» – Издательский дом «Литера» Санк-Питербург, 2013г.
7. Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д. : Феникс, 2008.