Светлана Ахмеджанова
Конспект мастер-класса для воспитателей в подготовительной группе «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Хлеб всему голова».
Интеграция областей:
- познавательное развитие - речевое развитие - художественно - эстетическое развитие
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии изделий из пшеницы и ржи.
2. Развивать умения детей образовывать однокоренные слова.
3. Продолжать развивать мышление детей: устанавливать причинно-следственные связи.
4. Закрепить знания народных пословиц и поговорок о хлебе.
Публикация «Конспект мастер-класса для воспитателей в подготовительной группе „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
5. Активизировать в речи детей слова: каравай, борона, агроном, пекарь.
7. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.
Материал: слайдовая презентация «Хлеб – всему голова», колоски пшеницы, ржи; картинки с изображением хлебобулочных изделий; атрибуты к игре «Да – нет-ка»; солёное тесто, дощечки, влажные салфетки, лист для готовых работ; картинки с изображением весёлых и грустных зёрнышек.
Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение рассказов М. Глинской "Хлеб", М. Пришвина "Лисичкин хлеб"; рассматривание иллюстраций по теме «Хлеб», экскурсия в хлебный магазин.
Ход НОД:
1. Организационный момент. Вход детей под песню «Хлеба налево, хлеба направо».
Воспитатель загадывает загадку :
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
- Какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Ответы детей) .
- Мы много говорили о хлебе; знаем из чего делают хлеб, как его выращивают, в каком магазине можно купить хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы еще раз вспомним о хлебе.
Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол.
2. Беседа о выращивании хлеба.
Вниманию детей предлагается презентация слайдов по теме «Откуда хлеб к нам пришёл».
- Что изображено на этом слайде? (Поле). (Слайд №1)
- Что мы видим на поле? (Трактор). Скажите, что делает трактор в поле? (Пашет землю). (Слайд №2)
- Для чего он это делает? (Чтобы земля была рыхлой).
- Землю вспахали, а потом что делают в поле? (Сеют). (Слайд №3)
- Что нужно для того, чтобы зерна проросли? (Тепло, вода, удобрения).
- Солнышко пригрело, дождик зерна полил. Люди удобрили землю и наши зерна превратились во что? (В колосья). (Слайд №4)
- Как называется человек, который следит за ростом зерна. (Агроном).
- Давайте посмотрим, что изображено на этом слайде?
- Как называется эта машина? (Комбайн). (Слайд №5)
- Как называется человек, который работает на комбайне? (Комбайнер).
- В комбайне бункер наполнится зерном, зерно высыпают в машины. (Слайд №6)
- Куда везут машины зерно? (На элеватор) (Слайд №7). Для чего везут зерно на элеватор? (Для хранения.)
- А чтобы получить муку из зерен, куда везут зерно? (На мельницу). (Слайд №8)
- Какие бывают мельницы?
3. Физкультминутка
Ветерок спросил, пролетая: (поднимаются на носочках и бегут на месте)
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят: (руки вверх, наклоны в разные стороны)
- Золотые руки растят! (два наклона к носочкам)
4. Наблюдение «Как из зерен получается мука?»
- Ребята, я сегодня принесла вам колосья, которые собрала с хлебного поля. У меня есть собранные в поле колоски. Давайте мы рассмотрим их.
(Рассматривание колосков пшеницы и ржи).
- Какого цвета колос, когда он спелый? (Желтого). Можно сказать, что они золотые.
Возьмите в руки колос. Что вы можете сказать о нем? (Ответы детей). Много ли зерен в колосе? А тяжелое ли одно зернышко? А если зерен много? Тяжелый ли колос? Высыпаются ли зерна из колоса?
- Попробуем получить из пшеничного колоска - зерно, а потом из него муку. (Дети растирают ладошкой колосок, чтобы в ней осталось зерно, а потом с помощью кофемолки (мини-мельницы) получают муку.)
- Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь? (Рассыпчатая, чуть клейкая, белого цвета).
- А теперь, ребята, давайте вернёмся на свои места и продолжим смотреть слайды.
(Дети возвращаются к просмотру слайдов).
- Что дальше делают с колосьями (Обмолачивают).
- Зачем колосья обмолачивают? (Делают муку).
- Что делают из муки? (Тесто, пекут хлеб).
5. Словесная игра «Слова – родственники»
- А сейчас мы немного поиграем.
-Назови хлеб ласково. (Хлебушек).
-Как называются крошки хлеба? (Хлебные).
- Как называется квас из хлеба? (Хлебный).
- Как называется прибор для резки хлеба? (Хлеборезка).
- Как называется посуда для хлеба? (Хлебница).
-Кто выращивает хлеб? (Хлебороб).
-Как называется завод, где выпекают хлеб (Хлебозавод).
-Кто печет хлеб? (Пекарь).
6. Пословицы о хлебе.
- Ребята, русский народ очень бережно относится к хлебу и поэтому сложил много пословиц и поговорок о нем. Давайте вспомним какие пословицы о хлебе мы знаем. Я буду пословицу начинать, а те из вас, кто может её закончить поднимут руку и расскажут пословицу до конца.
Хлеб - всему голова.
Нет хлеба - нет обеда.
Хлеб-батюшка, водица-матушка.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Без хлеба – нет обеда.
Много света – много хлеба
Хлеб всегда надо доедать.
Не трудиться – хлеба не добиться.
Хлеб да вода - крестьянская еда.
Хлебушко - калачу дедушка.
-Вы видите, ребята, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб.
7. Игра «Да – нет-ка»
- Я хочу узнать, насколько хорошо вы знаете о хлебных изделиях и предлагаю вам поиграть в игру «Да – нет –ка».
Ребенок одевает маску хлебного изделия и задает вопросы по схеме.
- Это из пшеницы? (Да или нет)
- Это сладкое изделие? (Да или нет)
- Оно круглой формы? (Да или нет)
- Оно большое? (Да или нет)
- Оно с кремом? (Да или нет)
- Это едят с чаем? (Да или нет)
Дети отвечают «да» или «нет». Если «нет», то вопросы добавляются по порядку. Например: Это из ржи? (Да).
-А что еще можно испечь из муки?
8. Лепка из соленого теста.
- Я приготовила для вас волшебное тесто, из которого будем сейчас лепить пирожки в наш игрушечный магазин. Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик. Немного его приплюсните и положите на противень.
- Вы видите, как много труда надо приложить труда, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем вы можешь съесть. Никогда не выбрасывайте хлеб, а лучше покормите птиц!
Ребенок читает стихотворение.
Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома
Хлеб -всему голова
9. Рефлексия.
- Скажите, а вам понравилось наше путешествие?
- У меня есть волшебные колосья, в которых живут зернышки. Они улыбаются и грустят.
Выберите себе то зёрнышко, которое подходит к вашему настроению. (Дети говорят, почему они выбрали именно это зёрнышко и что понравилось, а что нет).
- Мне понравилось как вы работали. На этом наше путешествие заканчивается, большое всем спасибо.
Выход детей под музыку «Хлеб – всему голова».