Аминат Батдыева
Конспект мастер — класса для воспитателей «Использование технологии «Музейная педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в
работе с воспитанниками и их родителями.
Задачи:
- Показать педагогам практическую значимость использования «музейной
педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-
исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ
взаимодействия с родителями;
Публикация «Конспект мастер — класса для воспитателей „Использование технологии „Музейная педагогика“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме
организации развивающей предметно-пространственной среды;
- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея
(на основе личного опыта).
Материал: видеопрезентация; сундучок с заданиями : загадки, пословицы;
цветок (серединка с надписью Музей, лепестки) ; шаблоны с изображением
национального женского платья,орнаменты из цветного картона, клей –
карандаш, фигурка голубя, комплект национального женского костюма,
музыкальное сопровождение.
“Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землей, заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения,
так и учитель должен заботиться о воспитании у
своих детей чувства безграничной любви к Родине,
“Уважения к прошлому”. Воспитание этих
качеств начинается с того времени, когда ребенок
начинает видеть, познавать, оценивать
окружающий мир”.
(В. А. Сухомлинский)
В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. В условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров у детей и которые заданы Основной образовательной программой в части, формируемой участниками образовательных отношений парциальной программой «Мой край родной -Карачаево-Черкесия»
Сущность опыта состоит в реализации направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
На базе нашего детского сада создан этнографический мини -музей «Мой край родной Карачаево-Черкесия».
В его создание и развитие большой вклад внесли воспитатели. Под их руководством был организован сбор информации и экспонатов, разработана модель музея, проведена разъяснительная работа среди родителей воспитанников. В создании музея самое активное участие приняли родители: вместе с детьми они с гордостью представляли «семейные экспонаты», материал собирали по крупицам в архивах и библиотеках, по домам- у кого что есть».
Понимание педагогами ДОУ важности проблемы, знание обычаев и быта народов Карачаево - Черкесии, их культуры, литературы, фольклора, владение родным языком стали необходимыми в реализации музейной педагогики.
При использовании музейной педагогики в системе формирования дошкольников мы учитывали следующие принципы:
-Наглядность
-Доступность
-Динамичность
-Содержательность.
В процессе создания мини – музея нашу работу разделили на три этапа:
Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».
Второй этап, практический — «Создание мини-музея».
Третий этап, деятельностный — «Функционирование мини-музея».
Задачи мини-музея
- формировать представления о культуре и быте народов, проживающих на территории Карачаево - Черкесии;
- формировать интерес к прошлому и настоящему края, страны;
- воспитывать ребенка как личность, осознающую свои корни и национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
- развивать эмоционально - ценностное отношение к родному краю, стране.
- воспитывать патриотические чувства
Особое место в мини-музее занимает экспозиция под названием «Символика». Экспонатами музея являются предметы домашнего быта : домашняя утварь, орудия труда, одежда, самотканые скатерти, литература и многое другое. В музее дети являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными «почемучками». Ценность музея заключается в том, что все предметы доступны не только для зрительного, но и для тактильного восприятия. Ребенок может взять в руки любой предмет, рассмотреть его не спеша, поупражняться с ним в действии. Например, покрутить прялку, подцепить ухватом чугунок и поставить его в печь. Дети от этого получают истинное удовольствие.
Формы организации деятельности в мини -музее:
Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями
- ООД в форме занятий - экскурсий;
- мастер-классы для детей по изготовлению продуктов детской деятельности;
- познавательно-исследовательская деятельность в форме бесед, игр-путешествий, исследования и экспериментирования, проведение квестов. - исследовательская деятельность, сбор сведений, информации о предмете, объекте;
- изобразительная деятельность по теме бесед, представленных экспозиций или по замыслу ребенка. - экскурсии для родителей;
- рекомендации родителям по посещению действующих в музее выставок;
- участие в тематических мастер-классах;
- поиск и предоставление экспонатов для оформления экспозиций;
“Тот, кто не знает прошлого – не видит будущего”! Этот лозунг как никогда актуален. В ходе работы мы пришли к выводу: чем раньше ребенок почувствует свои корни, “корни памяти”, тем охотнее он будет обращаться к опыту и знаниям людей, живущих в далекие времена, научиться чтить память своих предков. К сожалению ни книга, ни мультфильм, ни кинофильм, какими бы яркими, красочными они не были, не дают ребенку возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине. А музей по прежнему остается уникальным незаменимым проводником в мир истории и культуры.
Практическая часть.
-Уважаемые коллеги, далее я хотела бы перейти к практической части нашего
сегодняшнего опыта. Для этого предлагаю сыграть в квест-игру «Хайырлы
кюбюрчюк» - «Полезный сундучок». Хочу отметить, что это фрагмент игры.
Приглашаются четыре участника для игры.
Выносится сундучок с заданиями.
Задание №1
-Итак, первое задание. В каждом конверте находятся загадки и пословицы. Ваша
задача - прочитать пословицу и разгадать загадку.
Пословицы:
1.«Кесим деген – емюр джашар! Халкъым деген – емюрлюк джашар!»
«Говорящий «я» проживет век, а говорящий «мой народ» проживет вечность!»
2. «Мурат умутдан, умут эсебден, эсеб болумдан!»
«Мечты от надежды, надежды от плана, план от возможности»
3. «Къартдан сез – джашдан ез!»
«От старца слово – от молодого дело!»
4. «Сый бермеген – сый алмаз!»
«Не чтящий не бывает почтен!»
Загадки:
1. Арымайын, терлемейын урунама, не къадар кеб бурулсам,
ол къадар семиреме. (Урчукъ)
Без устали тружусь, однако не потею
Чем более верчусь, тем более потею. (Веретено)
2. Бир джибде - минг джылкъы! (Мынчакъла)
На одном аркане тысяча лошадей. (Бусы)
3. Кюмюш терекде – кюмюш къуршоу. (Кямар)
На серебряном дереве – серебряный обод. (Женский пояс)
4. Джангур джаумаса - юйден чыкъмаз!
Джангур джауса - юйге кирмез! (Джамчы)
Когда нет дождя – не выйдет на улицу!
А когда дождь – в дом не зайдет! (Бурка)
- Молодцы! Справились с заданием на отлично!
-Переходим к следующему заданию.
ЗАДАНИЕ №2
Перед педагогами раскладывается цветок. В центре цветка написано слово
МУЗЕЙ, педагогам предлагается написать, какую ценность оказывает музей на
воспитание детей.
Каждый педагог пишет на лепестках ответ, лепестки соединяются с центром,
получается большой цветок.
Ответы:
- приобщение к историческому, культурному, природному наследию;
-способствует воспитанию толерантности;
-формирует уважения к другим культурам
- способствует познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
- способствует воспитанию чувства патриотизма и духовности.
-позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и
сопереживанию,
-помогает самостоятельно осваивать окружающий мир. Молодцы, все справились!
Задание №3
-Для того, чтобы перейти к следующему заданию, я проведу небольшой экскурс
в историю карачаевского женского платья.
Национальный костюм- часть материальной культуры карачаевского народа.
Колорит, красота и женственность и сейчас заставляют нас
восхищаться.
Комплект женского костюма включал в себя нательную рубаху (кёлек, поверх которой
надевались женские штаны (тиширыу кёнчек) и платье (чепкен).
Нижняя рубаха имела туникообразный покрой с разрезом на груди и
застежкой у ворота. Поверх нижней рубахи надевали платье. Девичье платье
отличалось от платьев пожилых и замужних женщин выбором материала,
цветовой гаммой и особенно нарядной вышивкой. У праздничного платья
имелись нарукавные лопасти- «дженг учла». Они отличались особой красотой,
богато украшались декором из орнаментов.
Орнаменты карачаевцев подразделяются на следующие основные виды:
геометрический (ромб, треугольник, растительный (лепесток, дерево жизни,
животный (бараний и оленьи рога) и космологический (солярные знаки).
Платье девушек отличалось от платья замужних и пожилых женщин
декором, колером, материалом, обилием украшений, галунов, золотого и
серебряного шитья. Поверх платья надевали кафтанчик со стоячим
воротничком и «тюйме», женское нагрудное украшение.
Девушки подпоясывались поясом – «кямар», особо нарядный наборный пояс,
состоявший из серебряных пластинок с чернением, позолотой, филигранью. У
пожилых женщин пояс был из ткани, нередко с пряжкой из металла.
Каждый из таких поясов и нагрудников был настоящим произведением
ювелирного искусства. Обычно их изготавливали из золота и серебра.
Верхняя одежда горянок была представлена шубой, пледом (палтон джаулукъ,
стеганым ватным кафтаном.
Известны женские головные уборы различных типов. Это праздничные шапочки
(окъа бёрк) цилиндрической, конусообразной, круглой формы, украшенные
галунами, бахромой (чачакъ) с серебряным навершием (токъмакъ). Поверх
шапочки надевался платок, концы которого опускались на грудь или
наматывались вокруг шеи. В буднее время женщины носили платок (при выходе
замуж косы прятали под платок).
На сегодняшний день среди карачаевской молодежи появилась тенденция
выбирать в качестве свадебного наряда национальное платье, что, безусловно,
радует. Ведь только сохраняя традиции, культуру, обычаи народа, можно
сохранить историю.
- И мы переходим к следующему заданию. Каждый участник квест - игры
получает шаблон национального карачаевского платья и орнаменты. Ваша задача
– украсить платье. Пока участники работают, предлагаю вниманию зрительного
зала старинный девичий танец «У ручья» !
- Молодцы! Получилось очень красиво! На этом наша игра заканчивается!
Благодарю всех участников!
В завершение хочу продемонстрировать вам деревянную фигурку, выполненную
народными умельцами. Это голубь, символизирующий мир, что особенно
актуально сейчас. Я всем желаю мирного неба над головой! Спасибо за внимание!