Марина К.
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Играем в экономику»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 116
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ
по теме: «Играем в экономику»
Составила: воспитатель
первой квалификационной категории
Казанская Марина Владимировна
Рыбинск
2021 г.
Мастер-класс для педагогов «Играем в экономику».
Цель: формирование осознанного отношения педагогов к вопросу экономического воспитания в дошкольном возрасте.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ „Играем в экономику“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Задачи: систематизировать представления педагогов о вариативности занимательных игр и упражнений по экономическому воспитанию и формированию основ финансовой грамотности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, монеты, приз – «банка сбережений».
Ход: Слайд 1
-Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас! Сегодня мы поговорим об очень важной - экономической - составляющей нашей современной жизни.
В последнее время экономика все более обретает новое направление и именно поэтому проблема воспитания у детей бережливости и экономической культуры в целом становится одной из самых актуальных.
Сегодняшние дети завтра будут взрослыми. Чтобы воспитывать у них бережное отношение к окружающим вещам, продуктам питания, природным ресурсам, нужно начинать свою работу с того, чтобы формировать у детей умение обслуживать себя, по-хозяйски подходить к сломанной игрушке, к порванной книжке. Воспитателю нужно поощрять детей, которые по собственной инициативе изъявляют желание вести хозяйство.
У нас с вами, уважаемые взрослые, есть необходимые ресурсы, для овладения детьми дошкольного возраста азами экономики. Мы располагаем богатством русского народного творчества, а это великое множество загадок, пословиц, поговорок, сказок, большинство из которых учит нас, именно учит, самым простым экономическим правилам : как вести хозяйство, как выгодно продавать, покупать и обмениваться и т. д. На основе литературного творчества разных народов, а также опираясь на опыт своих успехов, человек придумал несметное количество игровых заданий, в том числе и экономических, которые доступны, понятны и интересны детям.
Предлагаю вам, на короткое время, представить себя дошкольниками, подумать и ответить на несколько экономических вопросов. Сможете ли вы все это повторить со своими воспитанниками?
-Итак, мы начинаем! За каждый правильный ответ, монета. В конце игры подведем итоги, победитель получит приз.
Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершенностью, образной выразительностью. Они вводят ребенка в мир эмоциональных открытий и переживаний. Пословицы раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать и бережливость. В них обобщен опыт жизненных человеческих ценностей. С их помощью можно выразить свое отношение к происходящему.
Предлагаю Вам продолжить пословицу:
Копейка - рубль….бережет.
Будешь крутиться – будут и….денежки водиться.
Кто не бережет копейки… сам рубля не стоит.
Приобрел вещь - …умей обращаться с ней.
Хороший товар… сам себя хвалит.
Уговор – …дороже денег.
Не имей сто рублей, а…имей сто друзей.
Слайды 2,3,4.
А теперь попробуйте расшифровать сложный ребус. Давайте вместе. Слайды 5,6,7,8.
Экономические загадки.
Загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса. Загадки разнообразны по своему содержанию. Чаще носят описательный характер, включающий главные качества предметов или действий. Загадки помогают формировать представления наших детей о простых жизненных ценностях, знакомят их с окружающими предметами, вещами, и миром в целом. По крайней мере, разгадывание загадок в несколько раз интереснее для каждого ребенка, нежели просто чтение учебника или слушанье мудреных советов взрослых.
Детский интерес не знает границ, поэтому коротенькие вопросы, звучащие на самую любую тематику, обязательно вызывают неподдельный интерес со стороны ребенка.
Слайд 9
Всё, что в жизни продаётся
Одинаково зовё тся:
И крупа, и самовар
Называются. товар.
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в. банке
Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? Банкомат
Расчёт зарплаты - знать пора –
Проводят в срок. бухгалтера
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой. вклад
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся. залог.
И врачу, и акробату
Выдают за труд. зарплату.
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт. кассир.
Очень вкусная витрина
Овощного. магазина.
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам. продавцы.
Эта резвая купчиха
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает
И товары предлагает:
От компьютеров до хлама.
Имя у нее. реклама.
Загадки активизируют мыслительную деятельность, развивают сообразительность и смекалку.
Эти непростые сказки.
Джанни Родари говорил: «Сказки для ребенка такое же серьезное дело, как игра». Сказка позволяет воспитать в детях трудолюбие, бережливость и расчетливость, она нужна ему, чтобы определиться, изучить себя, оценить свои возможности. Какая мама не читала своему малышу сказки на ночь? Все мамы рассказывают про репку, герои которой смогли вытянуть ее только сообща, коллективно. А использование коллективного труда для достижения большего эффекта и есть экономическое понятие! Любая сказка, народная или авторская, несет в себе необычайный смысл: назидательный, порицающий, прославляющий.
Попробуем извлечь из нее и экономический смысл!
1. Назовите сказку «Возвращалась старикова дочь с большой прибылью, отправилась и мачехина дочка, но вернулась с одними убытками» (Морозко). Слайд 10
2. Назовите сказку, в которой героиня поменяла кухонную утварь на живой товар. (Лисичка со скалочкой). Слайд 11
3. Герой этой сказки при помощи простой рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе? (Кот в сапогах). Слайд 12
4. Герой какой сказки стал жертвой неправильного вложения денег? (Приключения Буратино) Слайд 13
5. В какой сказке описывается нелегкий путь хлебобулочного изделия до потребителя? (Колобок) Слайд 14
6. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? (Репка) Слайд 15
7. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла и что это за металл? («Курочка Ряба», золото). Слайд 16
Проблемные ситуации.
Особый интерес у дошкольников вызывает решение проблемных ситуаций. С помощью героев сказок и мультфильмов их легко разрешить. При решении таких ситуаций у ребенка развивается логика, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.
Перед вами проблемная ситуация. Слайд 17
1. Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму.
Вопросы к детям: О каком доме идёт речь? Что такое сберегательный банк?
2. Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили.
Вопросы: Что придумал Карабас-Барабас? Выгодно ли продавать товар со скидкой? Слайд 18
3. Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий.
Вопросы: Какой материал самый дешёвый? Какой самый прочный?
Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге? Слайд 19
4. Семеро козлят захотели помочь своей маме управиться по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов и яблок — всё сложили в кастрюлю, добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковёр, они стали по нему бегать, прыгать и кувыркаться. Конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил ведения домашнего хозяйства.
Вопросы: Почему Коза огорчилась? Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства? Слайд 20
5. Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены.
Вопросы: Как жители королевства узнали о новом салоне? Что такое реклама? Слайд 21
6. Ослик получил от Пяточка, Винни Пуха и Кролика письмо. Они сообщают ему, что у них есть интересная работа. Пятачок печет булочки, Кролик учит детей, а Винни Пух строит дома.
Вопрос: Какие профессии у друзей Ослика? Какую профессию вы можете предложить Ослику, если он умеет хорошо рисовать? Знакомим детей с термином «профессия». Слайд 22
Вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра. А сейчас, уважаемые коллеги, посчитайте ваши денежки. Победитель получает копилку. Слайд 23
Копилка в хозяйстве всегда пригодится,
В ней разная мелочь надёжно хранится,
А если ты что-то захочешь купить,
То будет не жалко копилку разбить.
На полке стоит пусть она украшеньем
И верно хранит все твои сбереженья,
Монеты и сдачу в копилку бросай,
Пока весь запас не пойдёт через край!
Слайды 24, 25 Спасибо за внимание!