Марина Потомкина
Конспект мастер-класса «Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Передача педагогического опыта работы участникам мастер-класса по осуществлению детско-родительских проектов.
Задачи:
Образовательная: создание условий для профессионального общения и самореализации педагогов.
Методическая: показать мастер-класс в режиме данной технологии.
Развивающая: расширить знания участниковмастер-класса о «методе проекта», алгоритме создания проектов с дошкольниками.
Публикация «Конспект мастер-класса „Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Проекты
- Темочки
Материально-техническое обеспечение:2 стола, ТСО (ноутбук, телевизор, вспомогательные средства обучения: восковые мелки, фломастеры, листы бумаги (формат А-4); "книга правил",карточки с ситуациями, жёлтые и красные браслетики с цветочками разного цвета (по количеству участников).
Сотрудничество с родителями:
- осуществление исследовательских, творческих и нормотворческих проектов с дошкольниками;
- помощь в оформлении «книги правил».
Ход мастер-класса
(При входе в групповое помещение всем участникам мастер-класса мастер дарит жёлтые и розовые браслетики, украшенные цветочками разного цвета).
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Современной формойтакого сотрудничества является проектная деятельность. Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что впроекте принимают участие дети, родители, педагоги. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребёнка.
Свою работу мы начали с проведения родительского собрания в форме мастер-класса на тему «Детско-родительские проекты». Предложили родителям реализовывать проекты с детьми в рамках тематической недели. Многие родители с удовольствием откликнулись на наше предложение. Так в нашей группе были реализованы следующие проекты :
• исследовательский проект «Моя родословная»
• творческий проект «Открытка для любимой мамы»
• творческий проект «Волшебный мир сказки»
• исследовательские проекты : «Хлеб - всему голова», «Мой любимый фрукт»
• нормотворческий проект «Острые, колющие и режущие предметы»
Благодаря методу проектов, нам удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность, по налаживанию взаимоотношений между детьми и родителями.
Согласно классификации Николай Евгеньевич и Александр
Николаевич Вераксы выделяют три основных вида проектной деятельности с дошкольниками: творческую, исследовательскую, нормативную.
Нормативные ситуации можно разделить на три группы:
• Запрещающие.
• Позитивно нормирующие.
• Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию
новой нормы нормотворческие.
И сегодня мы хотим подробнее остановиться на нормотворческих проектах. И вот почему? Вам знакомы такие ситуации? Дети не делятся игрушками, принесенными из дома, разрушают чужие постройки, обижают друг друга, забирают чужие игрушки. Думаем да. Разговоры, беседы, объяснения, проводимые с детьми и родителями, не давали никаких результатов и тогда мы приняли решение, а что если попробовать исправить положение посредством реализации нормотворческих проектов. Мы поделились своей идеей с родителями. Они нас поддержали. И работа закипела. Почти каждый день нам приходилось вместе с родителями проявлять свою находчивость и изобретательность в желании найти оптимальные решения той или иной воспитательной головоломки. Итогом стала реализация совместных детско-родительских проектов : «Непоседа», «Как помириться с другом», «Береги природу!», «Не обижай животных».
Понятно, что подобные проекты не разрешили раз и навсегда все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому у нас существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по нашей подсказке. Таких правил у нас не так уж много, но их фиксация позволила существенно снизить конфликтность между детьми, способствовало улучшению психологического климата в группе.
Организационный момент
Уважаемые коллеги, асейчас мы предлагаем вам побывать в роли детей и родителей. Нередко бывает, что мы часто встречаемся, даже не знаем друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю познакомиться. Для этого мы сыграем в простую, но очень важную игру «Будем знакомы».
Приглашаю всех встать в круг. Правило такое:
Имя своё назови,
Соседу руку протяни
И улыбку подари.
- У нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей, помощь, поддержка, взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями.
- Уважаемые коллеги, приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.
Деление на команды
Участники мастер-класса делятся на две подгруппы по цвету браслетов,подаренных участникам мастер-класса.
- При разработке проекта мы используем следующие этапы:
• Возникновение ситуации
• Обсуждение нежелательных последствий
• Изображение нежелательных последствий
• Рассказ о своих рисунках
• Выбор правила
• Представление всем участникам группы в виде рисунка, знака
• Включение в книгу, альбом правил.
- Пройдите, пожалуйста, за столы и ознакомьтесь с ситуациями.
(На каждом столе лежит цветок, в сердцевине которого ленточка, на которой написана ситуация).
• 1 – Глеб принёс из дома новую игрушку и играет только со своим другом Ильёй, остальные мальчики обиделись, произошел конфликт.
• 2 – Младший брат Жени воткнул дома в диван 2 иголки и сказал Жене: "Я сделал фокус - мама сядет на диван и скажет "Ой!"
-Предлагаем вам по предложенной модели составить нормотворческий проект и представить его всем участникам мастер-класса
(Обсуждение проекта в группах)
- А сейчас, уважаемые коллеги, нам хотелось узнать ваше мнение по поводу увиденной вами формы работы. Мыпросим вас высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
1. сегодня я узнала…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. теперь я могу…
5. я почувствовала, что…
6. я приобрела…
7. я попробую…
8. меня удивило…
9. мне захотелось…
10. данный мастер-класс натолкнул меня на мысль…
11. больше всего на меня произвело впечатление…
На этом наша встреча подошла к концу. Благодарим всех за сотрудничество.