Казарина Алеанна
Конспект логопедического занятия «Звуки [ш]-[ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Тема: Дифференциация звуков «Ш» и «Ж»
Цель: Формировать умение дифференцировать звуки «Ш» и «Ж» в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
-закреплять умение удерживать правильную артикуляционную позу при произношении звуков Ш-Ж;
- закреплять умение правильного произношения звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, фразах.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звуки [ш]-[ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
- формировать умение сравнивать, различать в правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, фразах;
- закреплять навык словообразования при помощи суффиксов (существительные)
Оборудование: презентация «Звуки Ш-Ж», мячики Су Джок.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед : - Назовите первый звук в словах : шапка, жираф.
2. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
«Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)
Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
«Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.
«Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя», приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.
«Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).
Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
3. Дыхательная гимнастика
«Забей мяч в ворота» (дуют на ватный шарик)
4. Пальчковая гимнастика с использованием мячиков Су Джок.
5. Работа с презентацией.
(2-й слайд)
-Пошипим как гусь (Ш)
(3-й слайд)
-Пожужжим как жук (Ж)
(4-й слайд)
- Расскажем всё о звуке «Ш».
(5-й слайд)
- Расскажем о звуке «Ж»
(6- слайд)
Игра «Заменялки»
- Замените «Ш» на «Ж».
(7-й слайд)
- Назовите картинки, какой звук встретился в каждом слове?
(8,9-й слайд)
- Послушайте и отгадайте загадки.
- Назовите звук, который слышится в каждой отгадке.
- Составьте предложение с каждым словом- отгадкой.
6. Дифференциация звуков в слогах.
Игра «Договори слово».
Логопед : - Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ШИ или ЖИ.
Слова: камы-ши, у-жи, мы-ши, гру-ши, е-жи, каранда-ши, но-жи, шала-ши, лы-жи, детёны-ши, эта-жи, ланды-ши, гара-жи, клави-ши, кра-жи, черте-жи.
7. Дифференциация звуков в словах.
Игра «Назови ласково».
Логопед : - Надо изменить слово так, чтобы в новом слове появился звук [ш] или [ж].
Слова: со звуком [ж] : сапог – сапожок, пирог, друг, круг, берег, творог, утюг, флаг.
со звуком [ш] : перо – пёрышко, зерно, крыльцо, солнце, ведро, пятно, поле, трус, воробей, заяц.
12. Итог занятия.
Логопед : Что понравилось на занятии? Что узнали нового?