Елена Абросимова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [ы], буква ы»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
Тема: Звук [ы] и буква ы
Цель: Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы».
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы».
- Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях.
- Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Звук [ы], буква ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Упражнять в составлении предложений.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать фонематический слух.
- Развивать зрительную память, устойчивое внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.
Ход занятия
Организационный момент.
- Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок (Слайд 2). Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.
- сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.
Сообщение новой темы.
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.
Отгадайте загадки: (Слайд 3)
- Маленький рост,
длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышь)
- Кольцо в носу, глаза налиты кровью.
Оберегает он семью коровью.
Всегда на страже собственного стада,
Дразнить его совсем не надо.
Он к разным шуткам не привык,
Не понимает их, он -… (бык)
- Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный …
(Рысь)
- Творожку я брат,
Сметанке - сват,
Маслу - племянник,
А молоко - моя мать. (Сыр)
- Вьется, взвивается,
В небо устремляется. (дым)
-Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)
- Какой это звук? (гласный)
3. Поиграем в игру «Помоги мышке достать сыр» (Слайд 4)
- Произнесём звук [ы-ы-ы] пока мышь не достанет сыр.
4. Поиграем в игру «Слушай-показывай»
- Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.
Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.
5. Знакомство с буквой
Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (показ буквы)
Выложим букву «Ы» из пальцев:
Указательный с большим
Мы в «кольцо» соединим,
Остальные пальцы прямо
Вверх направятся упрямо.
Правую ладонь ребром
Направим также вверх, увы!
Но как же здорово, друзья,
Сейчас прочтём мы букву «Ы». (Слайд 5)
- А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква. (Слайд 6)
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква «Ы»-
Все мы знать её должны.
А бедняжка буква «Ы»
Бродит с палочкой, увы.
-Ты - худой, а я - толстяк.
- Ешь поменьше натощак!
Физкультминутка
- Сейчас мы с Мышонком поиграем
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше – выше.
Игра «Найди место звука» со звуковыми домиками.
- Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах (в начале слова, в середине, в конце).
Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.
Составление предложения по картинке (Слайд 7)
Мышь несёт сыр.
- Сколько слов в предложении? (3) Выложите схему.
Игра «Один – много» (с мячом).
В кругу. Уч. логопед бросает мяч и говорит слово, а ребёнок образует множественное число.
Конфета – конфеты,
Лента – ленты,
Тыква – тыквы,
Липа – липы,
Стол – столы,
Дуб – дубы,
Сад – сады,
Ягода – ягоды,
Лимон – лимоны,
Ус – усы.
Итог занятия
- С каким звуком познакомились? Кто приходил к нам в гости? Какие игры понравились?
- Как называется буква?
- Придумайте слова со звуком [ы].
Если дети затрудняются открыть последний Слайд 8 презентации с картинками, в названии которых есть звук [ы].