Евгения Сидихина
Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию речи «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: учитель-логопед Сидихина Евгения Васильевна
Тема: «Зима»
Задачи:
Образовательные:
-обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа множественного числа; продолжать учить детей различать понятия: «Звук», «Слово», «Предложение»; подобрать однокоренные слова; упражнять в образовании однокоренных слов, используя уменьшительно - ласкательную форму.
Развивающие:
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию речи „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, мелкую моторику и общую моторику, координацию слова в движении;
- развивать внимание.
Воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
- воспитывать культуру общения и поведения.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие.
Доброе утро, ребята! Встанем, за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся!
Ребята, сегодня к нам в сад пришла почта, но не простая, а волшебная. Принес ее не просто почтальон, а снежинки. Но налетела злая вьюга, и все письма разлетелись по группе. Я так и не узнала от кого эти письма. Но не стоит переживать, я заметила, что на каждом конверте есть цифра. Давайте мы с вами попробуем отыскать все письма и возможно узнаем от кого же они. Давайте начнем с письма с цифрой 1. Готовы? Тогда начнем. (попросить первого ребенка отыскать первое письмо).
Давайте откроем конверт и посмотрим что же в нем. (Открывают конверт) - Посмотрите, в конверте кусочек картинки и какое-то письмо с заданием. Давайте выполним это задание. Готовы? (Ответ детей)
Письмо с цифрой 1. Задание 1.
Отгадай загадки:
Шубку снежную надела,
Закружила, завертела.
Заковала речку в лед,
Встать на лыжи нас зовет. Зима
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет. Снег
Без досок, без топоров,
Через реку мост готов. Лед
Странная звездочка
С неба упала
Мне на ладошку
Легла и пропала. Снежинка
Что за нелепый человек,
Пробрался в 21 век?
Морковка-нос, в руке-метла,
Боится солнца и тепла. Снеговик
Художник- невидимка
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Всех ущипнет за нос. Мороз
- Молодцы! Все загадки отгадали. А скажите мне, о каком времени года все эти загадки? (ответы детей).
Попросить второго ребенка отыскать письмо с цифрой 2.
Задание 2. Игра «Один -много».
(Снежинка- снежинок, снеговик, мороз, ель, сугроб, сосулька, дерево, горка, холод, зима, ветер)
Письмо с цифрой 3.
Задание 3. Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На деревья, на лужок – Тихо падает … (снежок).
Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
На снегу-то, посмотри – С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
А скажите ребята, что общего во всех этих словах? (все от слова снег)
Письмо с цифрой 4.
Задание 4.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Воспитатель называет слова, передает снежок детям, дети отвечают и передают обратно
Снег — снежок
Мороз — морозец
Ветер — ветерок
Лед — ледок
Зима — зимушка
Сосулька — сосулечка
Дерево — деревце
Горка — горочка
Холод — холодок
Санки — саночки
Снежинка – снежиночка
Шапка – шапочка
Шуба – шубка
Шарф – шарфик
Свитер – свитерок
Сейчас мы немного отдохнем и разомнемся.
Физминутка «Снег»
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.
Письмо с цифрой 5. Задание 5.
Ребята, из чего зимой можно сделать крепость? (Из льда, снега) А нам с вами нужно построить крепость из слов. Но для начала давайте вспомним из чего у нас состоят слова? (из слогов) Первый ряд крепости это будут слова с тремя слогами, второй – с двумя, третий с одним. (Работа на доске).
Письмо с цифрой 6. Задание 6.
Упражнение «Дополни слово». (Совершенствование грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных.)
Воспитатель. Скажите, ребята, а какая она зима. Я начну слово, а вы заканчивайте.
– Холод, значит зима какая? Зима холодная.
– Мороз – морозная.
– Стужа – студеная.
– Вьюга – вьюжная.
– Лед – ледяная.
– Снег – снежная.
Письмо с цифрой 7. Задание 7.
Заколдованное слово. Здесь набор букв М, И, А, З. Давайте подумаем, какое слово мы можем составить из этих букв. А как вы думаете почему буквы разного цвета (синие, зеленые, красные). Давайте вспомним какие у нас бывают звуки (Гласные и согласные) каким цветом обозначается каждый звук. Выложить звуковую схему слова ЗИМА.
- Ну вот, кажется, все письма собраны, давайте попробуем собрать картинку из найденных фрагментов и узнаем от кого это письмо. (Дети собирают пазл)
Это письмо от снеговика, и он пишет нам, что его слепили дети из другого детского сада и ему очень скучно одному. Он просит вам слепить ему друга. Как вы думаете мы сможем с вами слепить друга снеговику из снега в группе? А почему нет? (Ответы детей) Но снеговик прислал нам волшебный снег, который не тает. (детям раздается заранее приготовленный искусственный снег из пены для бритья и соды) Предлагаю слепить друга нашему снеговику, а каким он будет это вы решите сами, или это будет тоже снеговик, или какой-то зверек. (Дети рассаживаются за стол и приступают к работе)
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
-О каком времени года мы говорили на занятии?
-Что вам больше всего понравилось на занятии?