Елена Черепанова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Обогащение экспрессивной речи прилагательными, обозначающими моральные качества. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций). Совершенствование навыка пересказа. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в рассказе.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания и восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и тонкой моторики, памяти и мышления.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные задачи. Воспитание на занятии навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к природе.
Оборудование. Презентация по сказке «Как сорока клеста судила», запись звуков зимнего леса, карточки-птицы, карточки с наложенными контурными изображениями клеста, снегиря и дятла, контейнеры с карандашами, резиновый мяч среднего размера.
Предварительная работа. Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Зимнее утро», разучивание музыкального подвижного упражнения «На лыжах» на музыкальном занятии. Разучивание подвижной игры «Клесты».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Сообщение темы занятия. Создание эмоционального положительного фона. Координация движений с музыкальным сопровождением. Развитие общей моторики. ]
Логопед приглашает детей в музыкальный зал, где звучит пьеса П. Чайковского «Зимнее утро».
Логопед. Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в зимний лес. Давайте представим, что мы оделись, встали на лыжи и вот теперь выходим на лыжню.
Под музыкальное сопровождение дети двигаются по кругу, изображая бег на лыжах.
Логопед. Вот мы и в лесу. Снимайте лыжи, проходите на полянку и садитесь на пенечки.
Дети изображают, что снимают лыжи, а потом садятся на стульчики, стоящие полукругом перед экраном.
2. Чтение логопедом сказки «Как сорока клеста судила» (Развитие речевого слуха. Чтение сказки сопровождается показом презентации.)
Логопед. Тишина в лесу. Спит лес под теплым снежным покрывалом. Склонили головы березы в белых шапках, согнулись под тяжестью снега елки.
Логопед. Вдруг — шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест:
— Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!
— Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.
Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец снегирь и уселся на ветку рябины.
— Что за шум? За что клеста судить? — спросил он.
— Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
— И холодов не боишься?
— Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.
Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.
— А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? — по-интересовался он.
— Нет! Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
— А как же она питается? — спросила синица, которая уже давно качалась на ветке березы и слушала разговор.
— Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы,— сказал клест.
— Молодцы клесты! Не страшатся морозов, — включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. — Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное — так же любят еловые семена, как и я.
Из дупла вылезла тетушка сова и сказала:
— Я хоть и плохо вижу днем, зато хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?
— Не права ты, сорока! — сказал снегирь.
— Трещишь без толку! — поддержала его синица.
— Не за что клеста судить, — поставил точку дятел.
Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула крылом и улетела.
3. Подвижная игра «Клесты». [Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности. ]
Логопед предлагает детям пройти на ковер и выполнить знакомое упражнение.
Вот на ветке, посмотри, Опущенными руками хлопают себя по бокам.
В красных маячках клесты. Показывают грудку руками.
Распушили перышки, Мелко потряхивают кистями опущенных рук.
Греются на солнышке.
Головой вертят, Повороты головой влево-вправо.
Улететь хотят. Бегут по кругу, взмахивая руками
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
4. Беседа по сказке. [Развитие диалогической речи. Уточнение представлений о жизни зимующих птиц. Обогащение экспрессивной речи прилагательными, обозначающими моральные качества.)
Логопед вновь приглашает детей на стульчики и организует беседу с детьми.
Логопед. Как называется сказка, в которой мы оказались?
Дети. Сказка называется «Как сорока клеста судила».
Логопед. За что сорока собиралась судить клеста?
Дети. Сорока решила судить клеста за то, что он выводит птенцов зимой, нарушает лесные порядки.
Логопед. Поддержали ли птицы сороку?
Дети. Птицы не поддержали сороку.
Логопед. А какие птицы принимали участие в споре?
Дети. С сорокой спорили снегирь, свиристель, синица, дятел, сова.
Логопед. Что вы узнали о жизни клестов из этой сказки
1-й ребенок. Клесты выводят птенцов зимой.
2-й ребенок. Они устраивают гнездо из тонких веточек, утепляют его шерстью, прячут среди веток.
3-й ребенок. Клестиха сидит на яйцах полмесяца, чтобы они не замерзли.
4-й ребенок. Клест носит клестихе семена из еловых шишек и березовые почки.
5-й ребенок. К весне клестята подрастают и уже умеют летать.
Логопед. Каким словами можно охарактеризовать сороку из сказки? Какая она?
Дети. Сорока глупая, злая, завистливая.
Логопед. А теперь охарактеризуйте клестов. Какие они?
Дети. Клесты дружные, смелые.
Логопед. А что вы можете обо всех остальных птицах — героях сказки сказать?
Дети. Лесные птицы — справедливые.
5. Игра «Какая птица подаёт голос?» [Развитие звукового восприятия. ]
Логопед предлагает детям прослушать звукозапись с голосами птиц и определить, какая птица подает голос.
6. Упражнение «Кормушка»
(Совершенствование навыков слогового анализа слов).
Логопед предлагает детям надеть шапочки с изображением птиц.
Логопед. Зимой птицам в лесу сложно найти корм, давайте покормим птиц. Птицы в названии которых 1 слог, летят к первой кормушке, птицы в названии которых 2 слога, ко второй, птицы в названии которых 3 слога, к третьей.
7. Игра с мячом «Будь внимательным!» [Развитие фонематиче-ского восприятия. ]
Логопед вновь предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч.
Логопед. Я хочу проверить, помните ли вы сказку, в которой мы сегодня побывали. Вспомните названия птиц, начинающиеся со звука [с].
Логопед бросает мяч одному из детей.
1-й ребенок. Сорока, снегирь, свиристель, сова.
Ребенок бросает мяч логопеду.
Логопед. Вспомните название птицы, название которой заканчивается звуком [т].
Логопед бросает мяч одному из детей.
2-й ребенок. Клест.
Ребенок бросает мяч логопеду.
Логопед. Вспомните название птицы, в середине которого есть звук [в].
Логопед бросает мяч одному из детей.
3-й ребенок. Сова.
Ребенок бросает мяч логопеду. Ит. д., пока не ответит по одному разу каждый из детей. Затем логопед убирает мяч.
8. Упражнение «Перепутанные птицы!» [Развитие тонкой мото-рики, зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи. ]
Логопед приглашает детей за столы, раздает им карточки с наложенными контурными изображениями клеста, снегиря и дятла, ставит на столы контейнеры с карандашами.
Логопед. Изображения каких птиц вы видите на карточках?
Дети. Это клест, снегирь и дятел.
Логопед. Обведите по контуру клеста, затем заштрихуйте рисунок горизонтальными линиями, а потом правильно раскрасьте.
Логопед помещает на наборное полотно картинку с изображением клеста. Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Педагог предлагает детям высказать свои впечатления о занятии, а затем оценивают их работу.