Нила Николаевна Супрунова
«Путешествие в страну Речи». Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: познакомить с историей возникновения речи, ее разновидностями - устной и письменной речью, их значением в жизни человека.
Ребята, к нам прилетел веселый житель самой большой планеты солнечной системы – планеты Юпитер. Зовут нашего гостя Юпик. Он хочет познакомиться с планетой Земля, с нашей страной.
Беда в том, что он не понимает нашу речь.
Наша Россия - многонациональная страна – около 200 национальностей. Люди разговаривают на татарском, башкирском, чувашском, чеченском и на многих других языках.
Но есть самый главный государственный язык – русский. Мы с вами на нем разговариваем.
А вот Юпик умеет разговаривать только на своем юпитерском языке.
Как же быть? Как познакомить нашего гостя с Россией? Он прилетел один. Переводчиков у него нет. Поможем Юпику?.
Предлагаю начать знакомство Юпика с путешествия в страну нашей речи. Да и вы в этом путешествии узнаете много интересного о речи…
Давайте с Юпиком отправимся туда,
Где мы узнаем тайны нашей речи.
Красиво будем говорить всегда,
Мы будем очень рады этой встрече!
Сегодня вы узнаете что такое Речь, какие выды речи существуют…
Речь нужна для общения людей друг с другом. Именно при помощи речи мы каждый день имеем возможность делиться своими впечатлениями, объяснять свои желания, высказывать свое мнение.
Общение помогает нам лучше понимать окружающих нас людей.
При помощи речи мы можем делиться с людьми своими эмоциями, чувствами и переживаниями.
В этом нам помогают: рот, глаза, уши, нос…
Рот помогает говорить – это понятно… А уши для чего?
А глаза? А нос? Кто же поможет все это узнать и понять?
(Предложить ребятам прослушать человеческую речь, закрыв глаза, закрыв уши. После этого делают умозаключение)
Юпик предлагает всем нам поиграть с язычком.
С язычком играем – упражнения выполняем… (дети подходят к индивидуальным зеркалам и выполняют артикуляционные упражнения под музыку)
Юпику очень понравилась эта игра. Он обязательно в своей стране научит своих друзей так выполнять упражнения.
Юика заинтересовала вот эта фотография.
Ребята, Вы видите первобытных людей. Они не могли разговаривать. Общались древние люди с помощью жестов и звуков. Но потребность в общении росла. Им приходилось придумывать язык общения. Да - да, именно придумывать, потому что его не было вовсе. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.
Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. И тогда человек придумал особые знаки. Ими он пользуется и сейчас. В книгах кроме картинок есть очень много знаков, которые называются буквами. Этими знаками написаны интересные рассказы, стихи, сказки. Это письменная речь.
Вот мы и узнали, что речь бывает устная и письменная.
Устная речь – все то, что люди говорят, рассказывают и слышат от других людей. Это умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта, слушать при помощи ушей. Поэтому и название «Устная речь» произошло от слова уста – губы
Устная речь – это речь, которую мы слышим и произносим…
Письменная речь – все то, что читают и записывают значками – буквами. Письменную речь мы читаем и пишем…
Вот мы и узнали что такое РЕЧЬ. А теперь попробуем, пользуясь речью, рассказать Юпику из каких сказок эти герои…
Как называется первая сказка? Кто вам в этой сказке понравился и почему?. Как называется вторая сказка? Какой была Маша? Почему случилась беда с козлятами и Красной Шапочкой в сказках? Как называется последняя сказка? Благодаря какому братцу удалось поросятам спастись от волка?. Молодцы, ребята. Юпику все понравилось.
Ребята, наш Юпик не знает на чем писали раньше, чем писали…А вы знаете?. Тогда я предлагаю всем нам в следующий раз отправиться в прошлое и все это узнать вместе с Юпиком. А сейчас наше путешествие заканчивается. Предлагаю дома при помощи письменной речи нарисовать рисунки, которые расскажут родителям о нашем путешествии.