Эльвира Шагиева
Конспект логопедического занятия. Тема «Город»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
учителя – логопеда на развитие лексико-грамматического строя тема «Город»
Подготовила и провела
учитель-логопед Шагиева Эльвира Наиловна
Цель организованной образовательной деятельности:
активизировать словарь по лексической теме «Город Октябрьский»
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие:
• Обогащать словарный запас детей
• Развивать умение связно высказывать свое мнение
Публикация «Конспект логопедического занятия, Тема „Город“» размещена в разделах
• Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Познание развитие:
• Формировать устойчивый интерес к родному городу;
• Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений воспитанников о родном городе;
• Развивать логическое мышление.
• Развивать мелкую моторику.
Социально-коммуникативное развитие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
• Побуждать умение включаться в совместную деятельность.
Физическое развитие:
• Совершенствовать двигательную активность, общую моторику
Коррекционные задачи:
• развивать навыки коммуникативной стороны речи;
• совершенствовать лексико-грамматический строй речи, качество произношения фонем русского языка, учить правильно образовывать однокоренные слова, называть существительные во множественном числе, активизировать словарь антонимов, развивать связную речь.
Предполагаемый результат: формирование умения грамматически правильно выражать мысли о родном городе
Образовательная область: речевое развитие.
Виды деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная,
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности
Форма организации детей: групповая
Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, показ слайдов, самоанализ воспитанников.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
• Беседы с детьми о городе Октябрьский
• Экскурсии по городу Октябрьский.
Разучивание: тематической физкультминутки «Город», пальчиковой гимнастики «Дом»
Оборудование: мультимедийное устройство для показа слайдов, презентация фотографий города Октябрьский, картинки для составления рассказа.
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Оргаизационный момент «Здравствуй»
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень.
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
2. Объявление темы
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
- Как называется республика, в которой мы живем?
Сегодня я принесла карту республики Башкортостан. Что на ней обозначают эти точки? (Ответы детей) Почему точки разные, большие и маленькие? (Ответы детей)
– Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово. В сказках и былинах город по-старинному называли град: Москва-град, Челябинск-град. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? (Ответы детей) Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».
3. Игра «Семейка слов» подбор родственных слов к слову «город».
Соберите родственную семейку слов к слову «город». Дети называют родственное слово и передают канат с узелком по кругу. После того как последний ребенок называет слово концы каната соединяются, образуется круг.
Большой город, а маленький ….(городок)
Маленький городок, а огромный ….(городище)
Произнеси слово город ласково ….(городок)
Жительница города (горожанка)
Житель города (горожанин)
Все мы жители города, мы …. (горожане)
Парк в городе, какой? …. (городской)
Дача за городом …. (загородная)
Название старинной игры … (городки)
Получившийся круг дети опускают на пол.
- Что у нас получилось?
- Круг.
-Можно сказать и по-другому ГОРОДЬБА
Когда то давно места, где селились люди, огораживали высоким забором или городьбой. Слово «город» и другие названные слова образованы от слова «городьба». Это слова родственники. Послушайте внимательно слова и назовите лишнее слово: город, грибной, городской, городничий. Поясните, почему слово грибной лишнее.
– Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? (Ответы детей)
– Как называется город, в котором мы с вами живем? (Ответы детей)
Как называют жителей нашего города? (Октябрьцы)
4. Игра «Четвертый лишний»
Какого здания нет в городе Октябрьский?
Дом молодежи, музей, аквапарк, вокзал.
Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе?
Автобус, троллейбус, такси, автомобиль
На какой улице находится наш детский сад?
Ленина, Комсомольская, О. Кошевого, Садовое кольцо
5. Игра «Узнай и назови"
Показ слайдов "Мой город" (достопримечательности города).
6. Игра «Экскурсия на самолете»
Каким бы мы увидели свой город с высоты, мы узнаем, поиграв в игру.
Дидактическая игра: "Один - много" (с мячом)
Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, дерево - деревья, окно - окна, клумба - клумбы, забор - заборы, магазин - магазины, школа - школы, театр - театры.
7. Физминутка «Наш город». Координация речи с движением.
Это город. Как высок он! (взявшись за руки поднимаем руки вверх)
Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как окна)
Город наш такой большой (руки в стороны)
Он уютный и живой (обнимаем себя)
Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)
Город улыбается (улыбаются друг другу)
Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)
8. Игра “Скажи наоборот”.
Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.
Моя улица новая, а моя улица старая.
Моя улица узкая, а моя улица широкая.
Моя улица ближняя, а моя улица дальняя
Моя улица длинная, а моя улица короткая.
Моя улица светлая, а моя улица темная.
Моя улица грязная, а моя улица чистая.
Моя улица «веселая», а моя улица «грустная».
Моя улица тихая, а моя улица шумная.
Моя улица большая, а моя улица маленькая.
9. Составление описательных рассказов о городе
– Ребята, расскажите, пожалуйста, о нашем городе. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из картинок-помощников составить схему этого рассказа.
Первая картинка будет обозначать название нашего города.
По второй красивой картине, вам нужно будет описать, как красив наш город. Третья картинка поможет вам рассказать о том, как прекрасен наш город в любое время года.
По четвертой картинке расскажите о самом любимом месте в нашем городе.
Назовите, пожалуйста, основные достопримечательности нашего города.
По пятой картине расскажите, где трудятся жители нашего города.
10. Итог занятия.
О чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?