Наталья Денисова
Конспект логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие на весеннюю полянку»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие на весеннюю полянку»
(подготовительная группа)
Цели:
Коррекционно-образовательные:
• Закрепление знаний детей по лексической теме «Весна»;
• Совершенствование лексико-грамматического строя речи;
• Закрепление знаний о произношении звуков: Л,Р,Ш,Ж,З,С, и их артикуляции;
• Закрепление умения давать характеристику звукам и правильно произносить эти звуки изолированно, в словах, чистоговорках, связной речи;
• Закрепление умения проводить звуко-слоговой анализа слов: определять место звука
в слове и количества слогов;
Публикация «Конспект логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий „Путешествие на весеннюю полянку“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
• Обучение детей приемам сохранения здоровья.
Коррекционно-развивающие:
• Развитие фонематического слуха, слухового и зрительного внимания, зрительно-
пространственного восприятия и зрительно-двигательных функций;
• Развитие дыхания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с
движением, тактильной чувствительности;
• Развитие умения изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции и
движения, делать самомасссаж лица и рук с помощью шариков Су-Джок.
• Развитие памяти и мышления при установлении логических закономерностей.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитание навыков сотрудничества в игре и организованной образовательной
деятельности,
• Воспитание самостоятельности, инициативности, доброжелательности,
ответственности.
Оборудование: магнитная доска; колючие шарики по числу детей; ящик с камешками; мелкие предметы; изображение большого солнца с лучами; маленькие солнышки для каждого ребёнка; прищепки; картинки с приметами времён года; «солнечные зайчики» с изображением ручейка, ласточки, шмеля, жука, ёжика, зонта, сосулек; индивидуальные зеркала; подушечки для каждого ребёнка; музыкальный центр; диск с записью «Звуки весны».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Какой сегодня чудесный день!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! - солнцу и птицам.
- Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
- Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
- Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.
- Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и
ласковы. Мы веселы и здоровы.
2. Дыхательная гимнастика.
- Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого
дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза)
3. Введение в тему:
- Ребята, сегодня мы поговорим о. Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас сами обо всем догадаетесь. Послушайте стихотворение:
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
(М. Пляцковский)
- Ребята, вы догадались, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне). (На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы
весны и несколько картинок других времён года)
- Весеннее яркое солнце радостно светит нам, а вокруг него приметы различных времён
года. Давайте внимательно посмотрим и уберем те картинки, которые не подходят к
весне. Вокруг солнышка мы оставили только весенние приметы, давайте назовем их
(Дети называют приметы весны).
4. Психогимнастика.
- Ребята, а вам нравится весна?
• Выразите радость людей от встречи с весной.
• Покажите как вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.
• Представьте себя доброй и ласковой Весной.
• Пригрело солнышко, снег растаял, и вода попала медведю в берлогу. Покажите, как
медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла
весна.
- Мы сегодня с вами отправимся на весеннюю звуковую поляну, где нас ждёт встреча с
трудными звуками. Поэтому мы должны хорошо подготовиться.
5. Самомассаж лица и шеи.
«Не циркач и не артист, сам себе я массажист»
Ручки растираем (потирание ладоней)
и разогреваем. (хлопки)
И лицо теплом мы умываем. (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли, (граблеобразные движения пальцами от
середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. (растирание ушных раковин по краю снизу
вверх и сверху вниз)
Тянем вниз за мочки, (оттягивание вниз за мочки ушей)
А потом уходим пальцами на щёчки. (пальцы перебегают на щёки)
Щёчки разминаем, (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки
круговыми движениями)
А потом от носа мы к губам стекам. (спиралевидные движения средних пальцев рук от
крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)
Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и
наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так,
чтобы губы удерживали воздух)
И губами вправо-влево потанцуем. (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
Тянем подбородок и его щипаем, (разминание подбородка с оттягиванием его вниз:
пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
А потом по шейке ручками стекаем. (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти
к ключицам; середина шеи проходит между большим
и остальными пальцами)
6. Артикуляционная гимнастика «Сказка о язычке». - (Детям раздаются зеркала)
- Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей
постельке, покажите, как он это делал («Постелька»).
А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы
(«Кружок»).
После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее
солнышко! («Змейка»).
Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю
(«Качели»).
Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней («Лошадка»).
После этого Язычок показывает, как дует весенний ветерок (дыхательное упражнение
«Ветер»).
- А теперь становитесь друг за другом, отправимся на весеннюю полянку.
7. Динамическое упражнение «Дорожка».
По извилистой дорожке
На полянку мы пойдём. (идут друг за другом, ступая по дорожке, выложенной из
дощечек)
Постарайтесь так пройти,
Чтоб с дорожки не сойти. (ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы)
Как лисички мы пойдём,
Аккуратненько пройдём. (останавливаются на ковре)
8. Игра «Солнечные зайчики».
- На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков. (Если день солнечный на жёлтые пятнышки на ковре направить зеркальцем)
- Ребята, эти «солнечные зайчики» уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят
вернуться к солнышку. Давайте им поможем.
• Первый «солнечный зайчик» (на нём нарисована ласточка)
(Один из детей берёт «солнечного зайчика», затем дети присаживаются прямо на ковёр, а логопед на «пенёчек»)
- Что нарисовано на этом солнечном зайчике? (ласточка)
- Какой 1 звук в слове «ласточка»? Как правильно нужно произносить звук Л?
(Если дети затрудняются: губы тянуться вперёд или улыбаются…зубки открыты или закрыты…язычок вверху, или внизу)
Тонкий кончик язычка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
И получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…
Перевернув солнечного зайчика, дети узнают задание:
9. «Доскажите словечко в стихах-загадках».
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке…(лапу)
Михаил играл в футбол,
И забил в ворота…(гол).
А возле этой ёлки
Бродили злые…(волки)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось…(мыло)
(Солнечный зайчик «возвращается» на один из лучиков солнышка)
• Второй «солнечный зайчик» (на нём изображение ручейка)
(Один из детей приносит «солнечного зайчика»)
- Что нарисовано на этом «солнечном зайчике»?
- Какой 1-й звук в слове «ручеёк»?
- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р? (Если дети затрудняются,
предлагать вопросы: он гласный или согласный… твёрдый или мягкий…звонкий или глухой)
- А теперь попробуем «порычать» (Дети «рычат» по взмаху руки логопеда):
РРР!- ракета рвётся ввысь!
РРР!- рычит сердито рысь!
РРР! – раскатистый и громкий
РРР! - рокочущий и звонкий!
- Солнечный зайчик просит вас повторить чистоговорки со звуком «Р».
Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА,
и - тихо, если увидите ЮЛУ.
Ра, ра, ра – начинается игра,
Ро, ро, ро – новое перо,
Ру, ру,ру- скачет кенгуру,
Ры, ры, ры– летят комары.
(Второй солнечный зайчик «возвращается» на лучик солнышка)
• Третий «солнечный зайчик» (на нём изображен шмель)
(Следующий ребёнок приносит следующего «солнечного зайчика»)
- Какой первый звук в слове «шмель»?
- В каких ещё словах встречается этот звук? (Дети называют слова со звуком Ш).
- Этот солнечный зайчик тоже знает слова, в которых есть звук Ш, но он хочет вам
предложить выполнить интересное задание.
Вы должны найти предметы, которые зарыты в этом ящике в мелких камешках.
Постарайтесь на ощупь определить эти предметы и назвать их, выделяя голосом звук Ш.
Слова: шарик, машина, мышка, лошадка, карандаш, лягушка.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием, а теперь давайте с вами проведем
зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика
Всё проснулось ото сна, (потягивание)
Значит, к нам пришла весна.
Солнце греет всё теплей,
На прогулку все скорей! (выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны)
Справа - первые цветочки (отведение правой руки в сторону с фиксацией)
Появились на лужочке. (направления взором, то же влево)
Слева - быстрый ручеёк
С бугорка к реке потёк.
Мы кораблик смастерили, (соединить ладони перед грудью)
В ручеёк пустить решили. (удаление сложенных ладоней вперёд от себя)
Уплывай, кораблик мой (машем ладонями, прощаясь с корабликом)
Прямо к речке голубой.
Вот как весело играть (подпрыгивание на месте)
И в весенний день гулять!
Дышит свежестью земля, (релаксационные упражнения, потягивание)
Подышу «весной» и я.
(Третий «солнечный зайчик» возвращается на лучик солнышка)
• Четвёртый «солнечный зайчик» (на нём изображен жук)
- Какой первый звук в слове жук?
- Что вы знаете о звуке «ж»? (согласный, твёрдый, звонкий).
- Давайте с вами вспомним стихотворение о жуке. (Дети выполняют соответствующие движения)
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке,
Жу,жу,жу – я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
- Жук – это кто? (Насекомое) А какие еще насекомые просыпаются весной? Весной
просыпаются не только насекомые, но и дикие животные. Назовите их.
10. Массаж пальцев рук с помощью колючего мячика «Ёжик». (под песенку Е. Железновой)
- Ребята, посмотрите, кто это здесь?
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда-сюда, мне щекотно: да, да, да. (движения по пальцам)
Уходи колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
(Четвёртый «солнечный зайчик «возвращается к солнышку)
• Пятый «солнечный зайчик» (на нём изображен зонтик).
Этот солнечный зайчик тоже предлагает вам выполнить задание.
11. Игра «Подбери зонтик».
Дети выполняют задание. (Пятый «солнечный зайчик» возвращается к солнышку)
12. Вот и остался на полянке последний «солнечный зайчик» и на нём … сосулька.
- Какой 1-ый звук в слове «сосулька»?
- А как правильно произносить этот звук?
Язык горочкой пошире
Вниз, в зубы упирается.
Посередине языка
Воздух пробирается.
Струйку воздуха пусти.
Улыбнись и посвисти: ССС!
- А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)
(Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко
лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки, прищепки)
- Возьмите 10 скрепок-лучиков (прищепки) и сделайте своё СССолнышко таким же
лучиСССтым как у меня.
- Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое,
весеннее, тёплое, ласковое, красивое)
13. Игра-упражнение «Солнышко». - на развитие общей моторики, проводится под музыку)
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках, (дети показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка. (показывают руками большое солнце)
Маленькое солнышко
Я беру руками, (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками. (поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит, (показывает руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в стороны)
(Последний «солнечный зайчик» возвращается к солнышку)
- Посмотрите все солнечные зайчики собрались вокруг солнышка, а картинки на них опять
напомнили нам, что наступила какое время года? …ВЕСНА.
14. Итог.
- Ребята, мы с вами замечательно погуляли, встретились с солнечными зайчиками и
выполнили все их задания. Я заметила, что вы были сегодня внимательными и очень старались. Вы меня сегодня порадовали, и думаю, что не только меня, но и наших
гостей. Спасибо вам большое! И на память о нашем путешествии я хочу подарить вам
солнечных зайчиков.