Ирина Бердюгина
Конспект логопедического занятия «Путешествие по русским народным сказкам»
Цель: Знакомство детей с жанром устного народного творчества – сказками.
Коррекционно-образовательные задачи. Формирование представлений о сказочных героях на основе русских народных сказок. Формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного, грамматического строя речи (употребление существительных в форме косвенных падежей, образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением).
Коррекционно-развивающие задачи. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети проходят в кабинет, становятся полукругом, здороваются с логопедом.
- Ребята, я хочу загадать вам загадку:
Разный пишет их народ,
В них героев – хоровод:
Про лису, про колобка,
И про Петю-петушка.
Отгадайте без подсказки,
Что все дети любят? Сказки
-Ребята, а вы любите слушать сказки? Да
- Я тоже очень люблю сказки. А вы знаете, где они живут? В книгах.
- Я предлагаю сходить в гости к сказкам. Хотите? Для этого нам надо встать друг за другом и пройти по волшебной дорожке.
Дети становятся друг за другом и идут за логопедом по массажной дорожке.
- По дорожке мы пойдем,
Прямо в сказку попадем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем в сказку мы играть.
На экране проектора появляется «Книга», которая приглашает в волшебный мир сказок (слайд 2)
Книга: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Предлагаю вам угадать сказку, слушайте внимательно. (слайд 3)
Игра «Угадай сказку».
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ! (Курочка ряба).
На экране сюжетная картинка из сказки «Курочка Ряба» (слайд 4)
Логопед выставляет фигурки героев настольного театра «Курочка ряба».
- Правильно! Какое яичко снесла курочка Ряба сначала? (Золотое яичко).
- Что сделали бабка и дед, как они себя повели? (Они обрадовались).
- Покажите, как они радовались?
Дети изображают радость, веселье.
- Что произошло с яичком? (Оно разбилось).
- Как отреагировали бабка и дед? (Они заплакали).
- Покажите, как они плакали.
Дети изображают огорчение, плач.
- Как успокоила их курочка? (Ответы детей). Молодцы, ребята! Давайте откроем следующее следующую страницу нашей книги.
Книга загадывает загадку (слайд 5)
Поселились в той избушке
Очень разные зверюшки.
Попросился к ним и мишка,
Только ведь медведь не мышка,
Влезть и так и сяк старался,
Сверху сел и дом сломался. Теремок. (слайд 6)
Логопед предлагает детям маски. Игра-драматизация «Теремок»
- Молодцы! Кто нашел теремок первым? Мышка – Норушка.
- Покажите мышку: как она пришла, каким голоском спрашивала. (Дети изображают движениями и голосом Мышку-норушку).
- Кого пустила в теремок мышка? Лягушку-квакушку, Зайку-побегайку, лисичку-сестричку.
- Кто пришел после лисички-сестрички? Волчок-серый бочок.
- Кто пришел последним? Медведь.
- Давайте изобразим медведя (Дети изображают движения медведя)
- Что произошло, когда пришел медведь? Он сломал теремок.
- Чем закончилась сказка? (Ответы детей)
- Чему учит эта сказка? (Нужно жить мирно под одной крышей)
Книга загадывает следующую загадку (слайд 7)
Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело –
Быстро "Ам" его и съела
- Как называется эта сказка? Колобок. (слайд 8)
Логопед достает игрушку колобка и предлагает детям пройти за столы, сесть перед зеркалами.
Артикуляционная гимнастика «Колобок» (Слайд 9)
- Посмотрите на этого веселого колобка. Он предлагает вам поиграть.
Замесила как - то бабка тесто
И руками его мяла и раскатывала (Пожевать язык)
И ложкой месила.
Стало тесто подниматься и пузыриться (Катушка - широкий кончик языка)
Бабка скатала красивый колобок, (упирается в бугорки)
Испекла его в печи (за нижними зубами, спинка языка выгнута)
И оставила его на подоконнике остужаться. (Лопатка).
Лежит колобок, отдыхает.
Решил колобок посмотреть, (Язык перешагивает через зубы)
Что же на улице происходит.
Открыл ставни и свесил ножки на улицу. (Лопатка).
Вдруг откуда не возьмись, волк бежит (Оскал)
Принюхался волк, поводил носом
Вправо-влево-вкусно пахнет (Хоботок)
Попытался языком (Иголка к носу)
До колобка дотянуться
Длинный язык у Волка
Вот, вот дотянется
А колобок проворный
Оказался, ножки убрал, окошко - хлоп и закрылось. (Оскал)
Так Волку язык и прищемило. (Прикусить язык)
Завыл Волк дурным голосом и бросился бежать, куда глаза глядят.
Колобок тем временем опять на подоконник влез,
Ножки свесил, лежит и
Посмеивается, на дорожку поглядывает. (Часики).
Молодцы, ребята! Давайте послушаем, что говорит Книга (слайд 10)
Чашки три и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь, в самом деле
Проживает ровно три
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить опасно.
- Как называется эта сказка? Три медведя. (слайд 11)
- Кто герои сказки? Девочка и медведи.
- Как зовут медведей? (Индивидуальные ответы детей). Кто самый большой? Кто самый маленький? Какая мебель у медведя? Какая мебель у медвежонка? Предлагаю Вам поиграть в игру «Большой - маленький». Выходите на ковер, становитесь в круг.
Игра малой подвижности с мячом «Большой – маленький».
Стол – столик, кровать – кроватка, стул –стульчик, чашка – чашечка, тарелка – тарелочка, ложка – ложечка, подушка – подушечка, рубашка – рубашечка.
Логопед: Молодцы!
Дети с логопедом возвращаются к книге. (слайд 12)
- А для вас очередная загадка. Слушайте внимательно.
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали
Корнеплоды собирали?
- Как называется эта сказка? Репка. (слайд 13)
Логопед приглашает детей на ковери вместе с ними делает упражнение
Координация речи с движением «Репка»
В огород мы пойдем. Дети идут по кругу и изображают,
Овощей наберем. как будут набирать овощи.
В огороде нашем
Нет нашей репки краше! Поглаживают руками лицо.
Круглый бок, Повороты в стороны.
Желтый бок Наклоны в стороны.
Сидит на грядке колобок Дети приседают.
Врос он в землю крепко
Потянем его детки! Наклоны вперед.
Тянем - потянем
Вот и вытащили репку! Руки поднимают вверх.
А она сочна, кругла, Руки в стороны.
Одним словом удалась –
Желтым солнышком зажглась! Дети закрывают глаза, жмурятся
Руки поднимают вверх.
Молодцы! А книга предлагает нам угадать, какая спряталась сказка.
Дыхательное упражнение «Посмотри картинку».
Дети стоят в кругу, держа в руках картинки закрытые бахромой из жатой бумаги. Логопед напоминает, что надо стать прямо, картинки держать перед ртом, сделать носом глубокий вдох, а ртом – длительный выдох, не надувая щек. После выполнения упражнения, дети называют сказки, которые «спрятались» на картинках.
Итог занятия.
Логопед собирает детей в круг. На столе разложены картинки с изображением пройденных сказок.
- Ребята, какое увлекательное путешествие у нас сегодня получилось. Скажите, пожалуйста, в каких сказках мы сегодня побывали? (Ответы детей). А теперь возьмите колобок (смайлик) и положите его на ту сказку, которая вам больше всего понравилась. (Дети раскладывают смайлики).
- Вы справились со всеми заданиями. Я надеюсь, вам понравилось путешествие по сказкам и вы еще не раз придете ко мне в гости. Очень жаль, но вам пора возвращаться в детский сад. (слайд 14)
Дети становятся друг за другом и идут за логопедом.
По дорожке мы пойдем,
Сразу в садик попадем.