Елена Хмаренко
Конспект логопедического занятия «Предзимье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Предзимье».
Цель: Продолжать уточнять и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой.
Коррекционно – образовательные задачи:
- расширять и углублять представления детей о подготовке диких лесных животных
к зиме;
- учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их
обитания, устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать умение обобщать, делать выводы, вести диалог;
- развивать кругозор, сообразительность, любознательность.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Предзимье“» размещена в разделах
Коррекционно – развивающие задачи:
- упражнять в употребление существительных множественного числа родительного
падежа;
- упражнять в подборе прилагательных – определений и согласовании их с
существительными;
- учить образовывать притяжательные прилагательные (лисий, зайчий и др.)
- развивать связную речь.
-продолжать называть детёнышей диких животных
Коррекционно – воспитательные задачи:
- воспитывать познавательный интерес детей к жизни природы; - вызвать интерес к жизни животных, воспитывать бережное отношение к животным; - формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Материалы и оборудование: картинки с изображением диких животных и их детенышей, зеркала для индивидуальной работы, раскраски «Дикие животные»
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед : Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок.
(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)
- Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются)
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся,
Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!
2. Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке»
Наш язычок проснулся, открыл рот-окошко и выглянул, чтобы узнать, какая сегодня погода. Посмотрел вправо, влево (рот слегка приоткрыт, губы в улыбке. Кончиком языка поочередно дотрагиваться до правого и левого уголка рта. Упражнение выполнить 4 -5 раз, посмотрел вверх - чтобы узнать, нет ли туч, не идет ли дождик и вниз – нет ли луж (рот широко открыт, язык поочередно поднимать вверх, коснувшись верхней губы и опускать вниз, дотрагиваясь кончиком языка до нижней губы. Упражнение выполнить 4 -5 раз). Увидел В. Я. что погода хорошая и побежал умываться. Сначала он включил холодную воду (губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами, на выдохе длительно произнести звук с-с-с-с…. Проверить температуру воздушной струи подставленной ко рту ладошкой). В. Я. стало холодно и он решил включить теплую воду (губы бубликом, широкий кончик языка поднять за верхние зубы, на выдохе длительно произнести звук ш-ш-ш-ш… Проверить температуру воздушной струи подставленной ко рту ладошкой). Умылся В. Я. и стал «чистить зубы» (кончиком языка «чистим» сначала верхние, затем нижние зубы с внутренней и с внешней стороны). Не забыл он и «прополоскать» рот (надувать поочередно то одну, то другую щеку, «перекатывая» воздух во рту). Затем В. Я. стал готовить себе завтрак: замесил тесто для блинов (упражнение «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть рот, положить широкий расслабленный кончик языка на нижнюю губу и, слегка похлопывая язык губами, на выдохе произносить пя-пя-пя-пя…., и стал жарить «блинчики» (слегка приоткрыть рот, положить широкий расслабленный кончик языка на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10). Нажарил блинчиков и стал кушать их с «вкусным вареньем» (слегка приоткрыв рот, широким кончиком языка «слизать варенье» с верхней губы движением сверхувниз).
Логопед :
-Ребята, как вы думаете, что происходит в лесу у животных в это время года?
- А когда животные начинают готовиться к зиме?
Дети: ОСЕНЬЮ.
Логопед :
-А что осенью делают звери? (готовятся к зиме) Правильно!
Я расскажу вам, чем заняты звери в лесу и как они готовятся к зиме.
3. Дидактическая игра «Кого в лесу много?»
Логопед : - Я начну, а вы продолжите…
В лесу много зайцев, белок, ежей, волков, лосей, медведей, лис.
(показ картинок животных)
4. Беседа «Как дикие звери к зиме готовятся»
Летом зверям в лесу хорошо – тепло, еды всякой много, бегай, прыгай вволю, и шубка летняя - легкая и нежаркая – красота! Но лето пролетает очень быстро, не успеешь оглянуться, а уже зима на носу. У животных леса - это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму спать в своих домиках.
5. Пальчиковая гимнастика
Ёж, барсук, медведь, енот (загибают пальцы на правой руке)
Спят зимою каждый год (сжимают- разжимают кулак)
Волка,зайца,рысь,лису (загибают пальцы на левой руке)
И зимой найдешь в лесу (сжимают –разжимают кулак)
6. Игра «Чей малыш»(с помощью картинок и магнитной доски, детям предлагается найти детеныша и назвать его)
7. Логопед (загадывает загадку)
- Может быть, вы не поверите мне, но видела я грибы на сосне. Разве грибы на деревьях растут? Что-то совсем непонятное тут. Надеты на ветки маслята, опята. Кто их на зиму сушит ребята? Дети: Белка Выставляется картина «Белки осенью». Логопед : Ребята, как готовится к зиме белка? Дети: Осенью белка линяет, рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая – теплая и серая, чтобы её было трудно заметить на деревьях зимой. Так она спасается от хищников. На зиму белка делает запасы – складывает в дупла, гнезда, прячет под корой и среди корней: шишки, орехи, желуди, развешивает на сучках грибы, недалеко от своего домика. Логопед : Как называется домик белки? Дети. Дом белки – это дупло, в которое она приносит сухие листья, мох, перья, чтобы было теплее. А в сильные морозы белку спасает пушистый хвост, в который она заворачивается, как в одеяло, вот так и зимует.
4. Физкульминутка Раз – прыжок, а два – присядка - это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть, рыжим хвостиком вильнуть.
А бельчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То двумя, то всеми вместе, долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - начинайте все сначала!
5. Дидактическое упражнение "Подбери определения"
Логопед :
-Ребята так много рассказывали о животных, что у меня в голове все перепуталось, ну-ка,
я уточню:
Заяц (какой) – маленький, трусливый, пугливый, длинноухий, короткохвостый
Белка (какая) – маленькая, шустрая, ловкая, быстрая, острозубая.
Ёж (какой) – колючий, маленький, всеядный,
Лиса (какая) – рыжая, пушистая, изящная, хитрая, осторожная;
Волк (какой) – серый, зубастый, страшный, злой, голодный;
Медведь (какой) – большой, бурый, косолапый, неуклюжий;
6. Дидактическое упражнение "Чей, чья, чьё?"
Логопед : - Про всех зверей рассказали, а они все за елку спрятались, только хвосты, лапы и уши торчат:
Хвост чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Ухо чьё?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Лапа чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.
7. Итог НОД. Что нового вы узнали? Что больше всего запомнилось?