Леонова Галина Геннадьевна
Конспект логопедического занятия «Дикие птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ПТИЦЫ»
(старшая группа)
Учитель-логопед Леонова Галина Геннадьевна
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по данной теме, образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, практическое употребление простого распространенного предложения и предложно-падежных конструкций с предлогами, развитие внимания, зрительной памяти.
Задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дикие птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
коррекционно-образовательные:
расширение представлений детей о диких птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;
коррекционно-развивающие:
развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование мн. ч. им. существительных в им. пад., практическое употребление предлогов «в», «на», «с», «к», «от», «за», «из» в речи, образование названий детенышей птиц с помощью суффикса –онок-, развитие внимания, памяти, мелкой моторики, координация слова и движения;
коррекционно-воспитательные:
воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.
Оборудование: предметные картинки по теме, аудиозапись альбома «Голоса птиц в лесу», игрушка птичка, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Запомнить и повторить названия 3-х птиц (с опорой на картинки)
2. Введение в тему.
- Ребята, как вы думаете, каких птиц мы называем дикими?
Тех, которые живут сами и сами добывают себе еду.
- Давайте перечислим их.
Ворона, воробей, синица, журавль, сова, лебедь, ласточка, дятел, сорока, кукушка, голубь, соловей. (с опорой на картинки)
3. Прослушивание голосов птиц.
- Послушайте внимательно, как поют птицы. Постарайтесь отгадать, кто это.
(Звучит аудиозапись альбома «Голоса птиц в лесу»).
4. Пальчиковая гимнастика.
Птички
Птички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).
Крыльями махали
Сели. Посидели (Кисти рук соединили в замок).
И дальше полетели. (Повторяют первое движение).
5. Знакомство с перелетными и зимующими птицами.
- Давайте вспомним, какое сейчас время года?
Весна.
- Да, сейчас весна, и весной некоторые птицы возвращаются к нам из теплых краев. Как вы думаете, почему они улетели туда осенью?
Потому что поздней осенью и зимой птицы не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма.
Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.
Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно - лягушки и водные насекомые впадают в спячку.
Зимой вода превращается в лед - до рыбешек птицам не добраться.
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Они называются перелетные.
- Давайте перечислим их.
Жаворонки, дрозды, грачи, скворцы, кукушки, лебеди, ласточки, цапли, аисты (демонстрация картинок)
- Ребята, все птицы улетают осенью?
Нет, некоторые птицы остаются.
- Как мы называем тех птиц, которые остаются с нами на зиму?
Они называются зимующие.
- Давайте перечислим их.
Воробей, дятел, снегирь, синица, голубь, ворона (с опорой на картинки).
Перед детьми на столе разложены картинки с птицами : ласточка, скворец, сорока, ворона, утка, жаворонок, дятел, журавль, лебедь, кукушка, сова, соловей, дрозд, аист, цапля. Дети по одному выходят к столу и раскладывают на две группы зимующих и перелетных птиц. Картинки с перелетными птицами логопед вывешивает на доску.
Логопед : Кого ты выбрал?
Дети: «Я выбрал ласточку» и т. д.
Игра «Улетает - не улетает». Взрослый называет птицу, а ребенок отвечает – улетает она на зиму или нет.
7. Игра «Назови части тела птицы».
Логопед : Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.
ИГРА «Добавь слово», с перекидыванием мяча.
У человека квартира, а у птицы … гнездо.
У зверей шерсть, а у птицы … перья.
У человека нос, а у птицы … клюв.
У человека руки, а у птицы … крылья.
У человека ребенок, а у птицы … птенец.
Физминутка.
Скворечник.
Скворец в скворечнике живет (Пальцы рук касаются друг друга, ладони параллельно).
И песню звонкую поет. (Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются, ребенок имитирует голоса птиц).
Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов.
У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково?
крыло – крылышко крылья – крылышки птенец – птенчик
перо – перышко голова – головка шея – шейка
ноги – ножки лапы – лапки клюв – клювик
глаз – глазик глаза – глазки, птенец – птенчик
хвост – хвостик гнездо – гнездышко кукушка – кукушечка
журавль - журавлик
9. Игра “Один- много” с перекидыванием мяча.
Дети встают в круг, логопед называет слово-название птицы в ед. ч. им. пад., ребенок называет слово во мн. ч. им пад.
Кукушка – кукушки, журавль - журавли,
скворец - скворцы, соловей - соловьи,
жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди,
утка - утки, ласточка – ласточки,
дрозд - дрозды, аист – аисты,
цапля – цапли.
11. Игра «У кого кто?»
У кукушки-кукушонок, кукушата; у грача – грачонок, грачата; у утки-утенок, утята; у вороны – вороненок, воронята и т. д.
Употребление предложно-падежных конструкций.
Логопед : Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она находится. Отвечаем полными предложениями! Работа с предлогами «в», «на», «с», «за», «к», «от», «из». Логопед перемещает скворца около скворечника, дети употребляют различные предложно-падежные конструкции.
Логопед : Куда залетел скворец?
Дети: «Скворец залетел в скворечник».
Логопед : Откуда вылетел скворец?
Дети: «Скворец вылетел из скворечника».
Логопед : Где сидит скворец?
Дети: «Скворец сидит на скворечнике».
Логопед : Откуда слетел скворец?
Дети: «Скворец слетел со скворечника».
Логопед : Куда спрятался скворец?
Дети: «Скворец спрятался за скворечник».
Логопед : От чего отлетел скворец?
Дети: «Скворец отлетел от скворечника».
Логопед : К чему подлетел скворец?
Дети: «Скворец подлетел к скворечнику».
Логопед : Ребята, давайте поможем перелетным птицам благополучно долететь в теплые края. Для этого вам нужно прохлопать название птицы по слогам
ЛАС-ТОЧ-КИ, КУ-КУШ-КИ, ГУ-СИ, ЛЕ-БЕ-ДИ, ЦАП-ЛИ, ЖУ-РАВ-ЛИ, УТ-КИ.
Логопед : Ребята, и последнее для вас задание. Вы должны будете помочь сове и сороке долететь до своих гнезд, обводя пунктирные линии.
Самостоятельная работа детей.
12. Подведение итога занятия.
Логопед : Ребята, вот мы с вами и проводили наших птичек в теплые края.
Чем на занятии мы сегодня занимались? Что нового мы с вами узнали? Какие задания вам больше всего понравились?