Александра Лукина
«Весна». Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весна»
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: активизация и систематизация знаний детей о весне, развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи по теме.
Задачи:
• Коррекционно-образовательные:
1. Расширение и активизация словарного запаса по теме «Весна».
2. Закрепление умения образовывать множественное число существительных.
3. Совершенствование навыков согласования числительных с существительными.
4. Развитие умения составлять простые и распространенные предложения по теме.
5. Развитие умения составлять описательные рассказы о весне.
• Коррекционно-развивающие:
1. Развитие фонематического слуха и восприятия.
2. Развитие внимания, памяти, мышления.
3. Развитие артикуляционной моторики.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Развитие связной речи.
• Воспитательные:
1. Воспитание любви к природе.
2. Формирование умения слушать и понимать друг друга.
Оборудование: Картинки с изображением весенних явлений (солнце, облака, ручьи, подснежники, набухшие почки, перелётные птицы). Предметные картинки с изображением весенних объектов (подснежник, скворечник, ручей, солнце, облако). Сюжетные картинки с изображением весны. Мяч. Карточки с цифрами от 1 до 5. Карточки-схемы для составления рассказа о весне (картинки-символы: солнце, капель, ручей, почки, птицы). Тетради, карандаши.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Приветствие детей. Создание положительного эмоционального настроя.
Логопед: «Ребята, какое сейчас время года? (Весна) Правильно! Весна — это замечательное время года, когда природа просыпается после зимней спячки. Сегодня мы с вами будем говорить о весне, играть в интересные игры и составлять красивые рассказы».
II. Актуализация знаний
Беседа:
Логопед: «Ребята, назовите признаки весны. Что происходит весной в природе?» (Солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы, прилетают птицы, набухают почки на деревьях).
Игра «Весенние слова»: логопед предлагает детям назвать слова, связанные с весной. Логопед: «Весна — это какое время года?» (Веселое, теплое, долгожданное). «Что делает солнце весной?» (Светит, греет, пригревает). «Что делают птицы весной?» (Прилетают, поют, строят гнёзда).
III. Основная часть
1. Игра «Один — много»
Логопед называет предмет в единственном числе, дети — во множественном.
Логопед: «Ручей – ручьи», подснежник, скворец и т. д.
2. Игра «Сосчитай до 5».
Логопед показывает карточку с цифрой, а дети считают предметы на весеннюю тематику.
Логопед: «У меня цифра 1. Что бывает весной в количестве 1?» (Одно солнце, одно небо.)
Логопед: «Правильно. А теперь посчитаем ручейки». (карточка с цифрой 2). (Два ручейка, три ручейка, четыре ручейка, пять ручейков).
3. Игра «Чего не бывает?»
Логопед предлагает детям ответить на вопрос, чего не бывает весной.
Логопед: «Весной не бывает… чего?» (Весной не бывает морозов, снегопадов, ледяного дождя)
4. Физкультминутка
«Весенняя разминка»
Солнце глянуло в окошко, (Потягивания – руки вверх)
Все захлопали в ладоши. (Хлопки в ладоши)
Побежали по дорожке (Бег на месте)
И потопали немножко. (Топаем ногами)
Вот так, вот так, (ритмично наклоняются в стороны)
Потопали немножко.
5. Составление предложений по картинке:
Логопед показывает картинку с изображением весеннего явления, дети составляют предложение.
Пример: картинка «Солнце». (Солнце светит ярко. Весной солнце греет землю. После зимы выглянуло весеннее солнце.
6. Составление рассказа «Весна» по опорным картинкам-символам:
Логопед предлагает детям составить рассказ о весне, используя карточки-подсказки:
1. Солнце (что происходит с солнцем весной)
2. Капель (что такое капель и почему она происходит)
3. Ручьи (что происходит с ручьями весной)
4. Почки (что происходит с деревьями и кустарниками весной)
5. Птицы (что делают птицы весной)
Примерный рассказ: Наступила весна. Солнце светит ярче и согревает землю. С крыш домов капает вода. Бегут веселые ручьи. На деревьях набухают почки и распускаются первые листочки. Прилетают перелетные птицы и начинают вить гнезда.
IV. Закрепление материала
Вопросы на закрепление:
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Какие приметы весны вы запомнили?
- Какие весенние месяцы вы знаете?
V. Итог занятия. Рефлексия.