Лариса Вершинина
Викторина для воспитателей «Святая память о войне: страницы истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять и систематизировать знания педагогов о событиях войны;
побуждать педагогов расширять представления детей о войне и жизни народа во время войны
Оборудование: Изображение орденов и медалей;
Аудиозаписи песен военных лет:
«Тёмная ночь» музыка Н. Богословского, слова В. Агатова
«Катюша» музыка М. Блантера, слова М. Исаковско
«В землянке» музыка К. Листова, слова а. Суркова
«В лесу прифронтовом» музыка М. Блантера, слова М. Исаковского
Карточки с заданиями о детях-героях войны
Ведущий: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, не видели разрушенных бомбами домов. Нам не приходилось голодать. О войне мы можем судить по книгам и фильмам. Для нас война – история. И мы обязаны помнить о тех, кто, не щадя себя сражался за Родину, за мир во всем мире.
Во время викторины Вы сможете оценить степень своих знаний и то, что сможете передать своим воспитанникам. Ведь все вопросы викторины – это то с чем мы знакомим детей.
Мозговой штурм. (Разминка)
1. Защитный шлем военнослужащих (каска)
2. Плоская дорожная бутылка из металла, носимая на поясе либо на ремешке через плечо. (фляжка)
3. Головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки… (пилотка)
4. Форменное суконное пальто, двубортное или однобортное, обычно со складкой на спине и хлястиком на уровне талии… (шинель)
5. Военный форменный пиджак, с воротником стойкой либо отложным воротником, часто с накладными карманами… (китель)
6. Небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком… (кисет)
7. Огнестрельное оружие, предназначенное для поражения живой силы противника в ближнем бою и способное создавать большую плотность огня… (автомат)
8. Месяц начала Великой Отечественной войны? (июнь)
9. Солдат, охраняющий рубежи Родины. (Пограничник)
10. Как назывались первые русские воины? (Дружинники)
11. Торжественный смотр войск. (Парад)
12. Ручной разрывной снаряд. (Граната)
13. Как в старину называли войско? (Рать)
14. Сколько прошло лет с окончания Великой Отечественной Войны? (80)
15. Укрытие, из которого солдаты стреляют. (Окоп)
16. Тяжелая боевая машина. (Танк)
17. Войсковая часть, расположенная в городе, крепости. (Гарнизон)
18. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер)
19. Какое подразделение солдат обозначается тем же словом, что и источник питания постоянного электрического тока? (Батарея)
Задание 1 «Страницы боевой славы»
Каждой команде поочередно задаются вопросы.
За правильный ответ на вопрос каждая команда получает фишку.
• Назовите оружейный город (Тула)
• Летчик, герой Советского Союза, совершивший воздушный таран (Н. Гастелло)
• Город-герой, крепость, принявшая первой на себя удар немецко-фашистских захватчиков. (Брест)
• Легендарный город-герой моряков (Севастополь)
• Наши земляки:
Имя легендарного разведчика, кавалера 3-х орденов Славы, воевавшего на Воронежском, Калининском, 3-м Белорусском фронтах. В 1945 году он миновав родные места, прибыл на Дальний Восток, где участвовал в разгроме империалистической Японии. Его именем названа одна из улиц нашего села. /Сурсин Николай Григорьевич/
• В каком году в нашем селе Первомайское был открыт мемориальный комплекс памяти павших в годы Великой отечественной войны /1970/.
• Город-герой, крепость, принявшая первой на себя удар немецко-фашистских захватчиков. (Брест)
• Легендарный город-герой моряков (Севастополь)
Где был подписан акт «О полной и безоговорочной капитуляции» Германии (7 мая 1945 года, подписанный в городе Реймс.)
• Высшее воинское звание в армии (Маршал)
• Мы знаем, что 13 городов получили звание город – герой,
Нужно перечислить все города – герои:
1. Санкт-Петербург (Ленинград)- с 1 мая 1945 года;
2. Волгоград (Сталинград)- с 1 мая 1945года;
3. Севастополь- с 1 мая 1945года;
4. Одесса- с 1 мая 1945года;
5. Киев- с 8 мая 1965года;
6. Москва- с 8 мая 1965года;
7. Крепость-Герой
(Брестская крепость)- с 8 мая 1965года;
8. Новороссийск- с 14 сентября 1973года;
9. Керчь- с 14 сентября 1973года;
10. Минск- с 26 ИIОНЯ 1974года;
11. Тула- с 7 декабря 1976года;
12. Мурманск- с 6 мая 1985года;
13. Смоленск- с 6 мая 1985года.
Задание 3 Дети — герои Великой Отечественной войны
Каждая команда берет по карточке и после обсуждения дает ответ.
1. Кто из детей-героев сражался с врагом в составе разведки морской пехоты? (Валерий Волков)
2. Кто из детей-героев сражался до последнего патрона, а когда у него осталась одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя? (Марат Казей)
3. Назовите имя юной партизанки, которую жестоко пытали, дважды расстреливали, но несмотря ни на что она осталась жива. (Надя Богданова)
4. Кто из детей-героев убил гитлеровца, захватив портфель, в котором находились важные документы? (Леня Голиков)
Задание 3 Ордена и медали
Зори плещут в орденских лучах, солнышками светятся медали,
Нет, нельзя, чтоб в письменных столах свет Победы на год запирали.
Не для личной славы нам страна выдала награды, не жалея:
доставайте чаще ордена, мир от них становится светлее
(Л. Сорокина)
За боевые подвиги, проявленное мужество, героизм, преданность Родине вручались ордена и медали. Отвечает каждая команда.
1. Назовите медаль, которую вручали одновременно с присвоением звания «Герой Советского Союза»
- Медаль «Золотая звезда»
Это пятиконечная золотая звезда с гладкими двугранными лучами на лицевой при помощи ушка и кольца соединена с серебряной прямоугольной колодкой. Вдоль колодки через прорези протянута шелковая муаровая лента красного цвета. Эта награда присваивается за совершение героического подвига. Золотую звезду носят на левой стороне груди над всеми орденами и медалям.
2. Как называется медаль, которой награждали и награждают в настоящее время за личное мужество и отвагу которую фронтовики ценили не меньше, чем ордена
- Медаль «За отвагу»
3. В чем отличие ордена Слава 3 степени от орденов славы 1 степени.
Орден Славы третьей степени — серебряный, знак первой степени - золотой.
ордена Славы трех степеней: этими орденами награждали рядовых сержантов за личное мужество, храбрость. Внешне орден славы имеет вид пятиконечной звезды с широкими лучами. В центре — круг, в котором изображена Спасская башня и Кремлевская стена в обрамлении лавровых ветвей. Звезды на изображении Спасской башни и лента, обвивающая лавровые ветви, покрыты красной эмалью. В верхней части ордена — ушко для крепления с помощью кольца к пятиконечной колодке, обтянутой орденской лентой оранжевого цвета с тремя черными полосками. Ордена Славы всех трех степеней внешне похожи, отличаются они материалами, из которых сделаны: орден Славы третьей степени — из серебра, на знаке второй степени центральный круг с рисунками выполнен из золота, знак первой степени золотой.
4. Известно, что орден Победы- самый красивый и большой по размеру военный орден нашей страны. Таких орденов было изготовлено всего — 20. Кто стал обладателем знака № 1?
- Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Орден Победы был учрежден одновременно с орденами Славы. Им награждались лица высшего состава красной Армии за успешное проведение боевых операций. Его звезда выполнена из платины, в лучи вставлены крупные рубины, обрамленные бриллиантами. В центре звезды — голубой эмалевый круг с изображением Спасской башни, здания Сената и мавзолея В. И. Ленина в обрамлении лавровой и дубовой ветвей. В нижней части круга красная эмалевая лента с надписью «Победа», в верхней — надпись «СССР» они выполнены белыми эмалевыми буквами. Орден крепится к одежде с помощью штифта.
Задание 4 «Кто сказал, что нету места песне на войне?
В минуты затишья солдаты отдыхали, писали письма, а ещё любили слушать и петь песни. В годы войны написано много песен, которые мы до сих пор поём. (команды поочерёдно угадывают песню, все вместе поют один куплет).
Звучат мелодии песен военных лет. Первые узнавшие мелодию начинают петь.
«Тёмная ночь» музыка Н. Богословского, слова В. Агатова
«Катюша» музыка М. Блантера, слова М. Исаковско
«В землянке» музыка К. Листова, слова а. Суркова
«В лесу прифронтовом» музыка М. Блантера, слова М. Исаковского
Задание 5 Выбери правильный ответ.
Каждой команде по очереди зачитываются вопросы и предлагаются четыре варианта ответа. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.
1. Как назывался план завоевания Советского Союза, разработанный Гитлером?
«Атака»
«Тайфун»
«Барбаросса».
«Цунами».
2. Цепь немецких укреплений на западном берегу Днепра.
Восточный вал.
Западный перевал.
Перешеек Днепра.
Неприступная крепость.
З. Генерал-фельдмаршал фашистской армии, командовавший немецкими войсками в битве под Сталинградом.
Гимлер.
Паулюс.
Миллер.
Борман.
4. Современное название бывшего Сталинграда.
Волгодонск.
Вологда.
Днепропетровск.
Волгоград.
5. Как звали девочку, которая вела дневник в страшные дни блокады Ленинграда?
Рита.
Алена.
Таня.
Оля.
6. Где находится Могила Неизвестного Солдата в Москве?
На Поклонной горе.
В Александровском саду.
На Кутузовском проспекте.
На Красной площади.
7. Кого в годы Великой Отечественной войны немцы называли «черной смертью»?
Советских танкистов.
Партизан.
Советских летчиков-истребителей.
Советских морских пехотинцев.
8. В августе 1941г. в должности Верховного Главнокомандующего был утвержден.
И. В. Сталин.
А. М. Василевский.
Г. К. Жуков.
Л. П. Берия.
9. Как расшифровывалось название советского танка КВ?
«Красное вооружение».
«Конец войне».
«Клим Ворошилов».
«Красный воин».
10. 20 ноября 1945 г. начался судебный процесс по делу совершения преступлений против мира и человечества. На скамье подсудимых оказался 21 человек — активные участники террора, грабежей и угнетений на оккупированных территориях. Этот процесс длился почти год. В каком городе проходило судебное заседание?
В Нюрнберге.
В Мюнхене.
В Берлине.
В Баварии.
Задание 6. Назови пословицу.
Во время войны появилось много пословиц и поговорок. Каждая команда получает карточки с частями поговорок и пословиц, вам необходимо найти продолжение им.
1 карточка
1. Без мастерства воевать- победы не видать
2. Дружно за мир стоять- войне не бывать
3. Кто за свое дерется, тому и сила двойная дается
3. Где герой пал- там курган встал
4. Кому мир не дорог – тот нам и ворог
5. Русский солдат – не знает преград
6. Кто храбро сражается – тот к победе приближается.
7. Закон победы – удара не ждать – а ударом врага побеждать
8. Бей до победы- как били деды.
9. Родина любимая – что мать родимая.
10. Жить – Родине служить
Карточка 2
1. Тяжело в учении – легко в бою
2. Для родной Отчизны – не жаль и жизни.
3. Смелый боец- в бою молодец
4. Сам погибай – а товарища выручай!
5. Тот герой – кто за Родину горой.
6. Где смелость – там победа.
7. Один в поле – не воин
8. Кто за правое дело стоит – тот всегда победит
9. Кто к нам с мячом придет – тот от меча и погибнет
10. Храбрость – сестра победы
Задание 7. Детям о войне
Со многими произведения о войне мы знакомим наших детей. Давайте же вспомним их.
А. Митяев «Почему Армия родная», «Дедушкин орден», «Землянка», Е. Благинина «Шинель», В. Крупин «Отцовское поле», Л. Кассиль «Твои защитники», «Памятник солдату», «Сестра», С. Баруздин «Рассказы о войне», В. Асеева «Андрейка», Б. Житков «Сын полка».
Команды по очереди называют произведения. Побеждает команда, давшая последний ответ.
Подведение итога
1. Нельзя стать патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки. История нашего государства неразрывно связана с Великой Отечественной войной – самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей. Детям дошкольного возраста достаточно трудно осознать эти события, так как каждый наступающий год все более отстраняет нас от тех страшных лет. И чтобы не терялась эта нить памяти, мы, взрослые, должны сохранить и воспитать в детях уважение и гордость за наших русских солдат, их мужество, чувство патриотизма.
2. «Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память к ним в сердца стучится.
Рассказывайте детям о войне,
Чтоб никогда войне не повториться».