Лусс Алена
Спортивно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
на тему
«Спортивно - патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста средствами физической культуры»
Выполнила:
Инструктор по
физической культуре
Лусс А. А.
Руководитель:
Старший воспитатель
Огурцова О. В.
п. Листвянский 2025
Содержание
Содержание.
Введение.
Роль физической культуры в патриотическом воспитании.
Методы спортивно - патриотического воспитания.
Спортивные праздники как форма воспитания.
Подвижные игры как средство формирования дружбы.
Примеры успешных мероприятий.
Роль родителей в спортивно - патриотическом воспитании.
Будущее спортивно – патриотического воспитания.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Спортивно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой важную и актуальную область педагогической практики, которая находит свое отражение в современных образовательных стандартах и программах. В условиях глобализации и стремительных изменений в обществе, формирование патриотических чувств у подрастающего поколения становится одной из ключевых задач, стоящих перед системой образования. Дошкольный возраст, как период активного формирования личности, является особенно значимым для внедрения основ патриотического воспитания, поскольку именно в это время закладываются базовые ценности, убеждения и эмоциональные привязанности, которые будут сопровождать ребенка на протяжении всей жизни.
Актуальность данной работы обусловлена отсутствием системного подхода к спортивно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. В условиях современного мира, где дети сталкиваются с множеством различных культурных влияний, важно не только развивать физические навыки, но и формировать у них любовь к своей стране, уважение к её традициям и ценностям. Недостаток патриотического воспитания может привести к формированию у подрастающего поколения
неуверенности в своей идентичности и недостаточному уровню патриотизма, что в свою очередь может негативно сказаться на будущем общества.
Составной частью патриотического воспитания через физическую культуру является приобщение детей к истокам народа, их традициям, быту и образу жизни. В решении данной задачи педагоги используют игры. Они являются эффективным средством формирования патриотизма у дошкольников. Подвижная игра является средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются русские народные подвижные игры.
Русские народные подвижные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения в русской народной подвижной игре сочетается с духовным обогащением мира и познания дошкольника. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к своей семье и преданности Родине.
Физическая культура играет значимую роль в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Этот период развития характеризуется высокой восприимчивостью к эмоциональным, культурным и социальным воздействиям. Взаимодействие с физической культурой и спортом способствует не только физическому развитию, но и формированию
гражданской позиции и любви к Родине. Дети, активно занимающиеся физической культурой, часто обретают навыки командной работы, сопереживания и уважения к другим, что является основой для формирования патриотизма.
Одним из наиболее эффективных средств решения патриотического воспитания является возрождение физкультурно – спортивного комплекса ГТО, который был вновь введен по указу Президента РФ с 1 сентября 2014г.
Воспитание патриотических чувств через физическую культуру осуществляется через различные виды активности: спортивные игры, эстафеты, подготовку к спортивным праздникам и занятиям кружка «ГТОшки» позволяет мотивировать и вовлекать детей в систематические занятия физической культурой с учетом их индивидуальных, психологических и физических особенностей. Предлагаемые формы занятий физической культурой позволят дошкольникам не только выполнить нормы комплекса «ГТО», но и будут способствовать их личностному развитию и повышению уровня патриотического самосознания.
Каждое из этих направлений помогает детям не только развивать физические качества, такие как сила и выносливость, но и осваивать моральные установки, привнося чувство гордости за достижения свои и своей страны. Данные активности создают условия для формирования у детей чувства принадлежности к своему народу и понимания ценностей, которые идут из истории, культуры и традиций своей Родины.
Патриотическое воспитание в контексте физической культуры неразрывно связано с созданием общности среди детей. Спортивные занятия способствуют развитию социальных навыков, поддержке дружеских отношений и формированию командного духа. Именно эти элементы позволяют детям осознать важность единства и сотрудничества в достижении общей цели. В результате, они начинают ценить свою страну, ее историю и традиции, воспринимая себя как часть большого целого и будущего своего народа.
Методы спортивно - патриотического воспитания
Методы спортивно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста находят свое отражение в многообразии подходов и форм деятельности. В первую очередь, следует отметить активное использование специализированных программ, нацеленных на развитие
патриотического сознания среди воспитанников. Эта работа включает в себя основные компоненты физической культуры, такие как занятия спортом и организация разнообразных спортивных мероприятий.
Основным методом формирования патриотических чувств у детей служит спортивное воспитание, направленное на развитие в них морально - волевых качеств, включая стойкость, мужество и дисциплину. Эти качества необходимо воспитывать у детей с раннего возраста, так как они являются основой для формирования полноценной личности. Занятия спортом помогают детям осознать важность командной работы, что, в свою очередь, способствует развитию чувства единства и сопричастности к достижениям страны.
Другим значимым методом является образовательный аспект, который включает в себя знакомство детей с историей спорта, выдающимися спортсменами и значимыми событиями спорта. Патриотизм, пробуждающийся через осознание исторической значимости спорта, ведет к более глубокому пониманию культурных и духовных ценностей своей страны.
Важным элементом спортивно - патриотического воспитания выступает вовлечение родителей в процесс воспитания. Участие родителей в спортивных мероприятиях и комплексах не только укрепляет семейные связи, но и создает позитивный пример для детей. Родители, активно занимающиеся спортом, показывают своим детям, как важно заботиться о здоровье и достигать успеха. Эта активная позиция родителей помогает создать у детей чувство принадлежности и гордости за свою семью и страну.
Спортивные праздники для дошкольников как инструмент патриотического воспитания.
Подвижные игры как средство формирования дружбы.
Дети играют в подвижные игры на свежем воздухе Подвижные игры стоят в центре воспитательного процесса детей дошкольного возраста, играя незаменимую роль в формировании дружеских отношений. Эти игры способствуют не только развитию физической активности, но и социализации детей, созданию атмосферы доверия и взаимопонимания. Данные игры, как правило, включают элементы конкуренции и сотрудничества, что максимально способствует взаимодействию участников и формирует здоровую конкуренцию среди детей.

Каждая подвижная игра должна быть разнообразной, чтобы удерживать интерес маленьких участников. Существуют различные категории игр: игровые ситуации с предметами, ролевые игры и командные соревнования. Такие игры помогают детям понять, что работа в команде
может быть не только полезной, но и интересной. К тому же, их активное участие в процессе подготовки и реализации игр способствует обогащению опыта дружбы и здоровья, а это, в свою очередь, является основой для формирования патриотического сознания.
Играя вместе, дети сталкиваются с различными ситуациями, когда им необходимо делиться, сотрудничать и находить компромиссы. Поэтому важно, чтобы педагоги и взрослые направляли эти игровые моменты на взаимодействие, которое можно проанализировать после игры. Такой подход позволяет детям рефлексировать над переживаниями, анализировать свои обязанности и роли в команде, что в свою очередь способствует развитию социальной ответственности и понимания важности дружеских отношений.
Таким образом, внедрение подвижных игр в образовательный процесс не только обогащает физическую культуру, но и является мощным инструментом для формирования дружбы среди дошкольников. Работая в команде, дети независимо от уровня подготовки обучаются совместной деятельности, что, в конечном итоге, помогает им строить прочные и
доверительные отношения, основываясь на уважении, понимании и честности.
Примеры успешных мероприятий
Примеры успешных спортивно - патриотических мероприятий в образовательных учреждениях. Спортивно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста становится заметной частью образовательного процесса в современных детских садах.
Комплексный подход к организации патриотических и спортивных мероприятий виден в проведении праздников и соревновательных игр, в которых участвуют семьи. Это позволяет родителям не только быть в курсе спортивных успехов своих детей, но и включаться в процесс
воспитания патриотических чувств. Участие родителей укрепляет связь между домом и детским садом, создавая общую атмосферу поддержки и понимания важности целей.

Роль родителей в спортивно - патриотическом воспитании детей
Роль родителей в спортивно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Именно в семейной окружающей среде формируются у детей базовые чувства патриотизма, такие как любовь к Родине и гордость за её достижения. Семья способствует созданию атмосферы, где патриотические ценности могут нормально развиваться.
Исследования показывают, что успешность патриотического воспитания во многом зависит от активного участия родителей в этом процессе.
Активность родителей должна выражаться не только в организации совместных спортивных мероприятий, но и в том, чтобы стать для детей примерами истинных патриотов. Когда родители выражают искреннюю любовь к своему поселению, стране и её культуре, они становятся для детей ролевыми моделями, и это позволяет закладывать основы убеждений, которые остаются у ребёнка на всю жизнь.
Создание положительной домашней атмосферы и поддержка со стороны родителей станут важными условиями для гармоничного роста патриотических чувств у ребёнка. Воспитание гражданской позиции, в том числе патриотизма, должно происходить через положительный пример, который могут дать только родители, активно участвующие в жизни своих детей.
Будущее спортивно - патриотического воспитания
Спортивно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста играет важную роль в формировании личности, способной к активной гражданской позиции и патриотическому отношению к своей стране.
Сложным является момент, когда данная работа начинает осуществляться в раннем детстве. Патриотизм, как эмоциональное состояние, проявляется через физическую активность, которую дети получают в ходе занятий физической культурой и спортом. Все больше исследований подтверждают важность именно этой связи, свидетельствуя о том, что спортивные занятия формируют у детей чувство гордости за свою страну и готовность поддерживать её.
Включение элементов патриотического воспитания в программу физического развития детей дошкольного возраста предполагает использование спортивных игр, направленных на формирование и развитие таких качеств, как упорство, трудолюбие, товарищество.
За время занятий дети осознают важность этих ценностей, формируя у себя сознание о необходимости защищать и заботиться о своей стране.
Патриотическое воспитание пронизывает все аспекты физической культуры и спорта, начиная от простых подвижных игр и заканчивая более сложными спортивными соревнованиями.
Несмотря на то, что в традиционном понимании спорт рассматривается в основном как
средство для достижения физических целей, его воспитательный аспект
становится не менее значимым именно в контексте патриотического воспитания.
Например, участие в спортивных секциях таких как «ГТОшки» предоставляет детям возможность узнать о национальных традициях, героическом прошлом своей страны через спортивную деятельность.
Особое внимание следует уделить родителям, которые могут и должны поддерживать спортивные увлечения детей в отношении патриотического сознания.
Таким образом, спортивно - патриотическое воспитание становится основой для формирования целеустремленных и ответственных граждан.
Оно не только позволяет развивать физические качества, но и создает прочный фундамент для глубокого патриотического чувства. В конечном счете, именно через такой взаимосвязанный подход возможно подготовить новое поколение, готовое к активному участию в жизни своей страны, поддерживая ее ценности и интересы.
Заключение
В заключение данной работы можно подвести итоги и выделить ключевые аспекты, касающиеся спортивно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Важность физической культуры в формировании патриотических чувств у детей невозможно переоценить. Физическое воспитание не только способствует укреплению здоровья и физической подготовки, но и формирует у детей чувство принадлежности к своей стране, уважение к её культуре и традициям. В процессе занятий физической культурой дети учатся работать в команде, развивают навыки сотрудничества и взаимопомощи, что является основой для формирования патриотического сознания.
Подвижные игры, как средство формирования дружбы, также занимают важное место в спортивно - патриотическом воспитании. Они способствуют развитию социальных навыков, учат детей взаимодействовать друг с другом, находить общий язык и решать конфликты. В процессе игры дети учатся ценить дружбу и сотрудничество, что является основой для формирования патриотических чувств. Примеры успешных мероприятий, проведенных в рамках спортивно - патриотического воспитания, показывают, что такие инициативы могут быть разнообразными и интересными.
Это могут быть как традиционные спортивные соревнования, так и тематические праздники, посвященные значимым событиям в истории страны. Важно, чтобы такие мероприятия
были не только интересными, но и содержательными, чтобы дети могли не только развлекаться, но и получать новые знания о своей родине, её культуре и истории.
Список литературы
1. Патриотическое воспитание в доу средствами физической культуры
[Электронный ресурс]
2. Влияние спорта на формирование патриотизма у молодежи
[Электронный ресурс]
3. Роль физической культуры в патриотическом воспитании
[Электронный ресурс]
4. Алиев М. Н., Джандаров Д. З Значение физической культуры и спорта в
патриотическом воспитании учащейся молодежи
5. Роль физкультуры и спорта в гражданско – патриотическом воспитании
[Электронный ресурс]
6. Патриотическое воспитание спортсменов: учебное пособие
[Электронный ресурс]
7. «воспитание гражданской позиции и патриотизма подрастающего поколения.
[Электронный ресурс]
8. Методический материал на тему "Спортивно – патриотическое. "
[Электронный ресурс]
9. Сборник конспектов спортивных праздников и развлечений.
10. Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии.
[Электронный ресурс]
11. Спортивные праздники, досуги и развлечения методическое пособие, спортивные праздники, досуги и развлечения для
детей дошкольного возраста.
12. Подвижные и дидактические игры для формирования дружеских отношений.
13. Картотека подвижных и речевых игр на тему «Дружба».
14. Методическая разработка "Воспитание дружеских. " [Электронный
ресурс]
15. Подвижные коммуникативные игры и упражнения на тему.
16. Физкультурно - спортивные мероприятия как форма.
17. Спортивно - массовые мероприятия как эффективная форма.
18. Особенности патриотического воспитания юных спортсменов.
[Электронный ресурс]
19. Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольника.
[Электронный ресурс]
20. Статья «Роль семьи в воспитании патриотических чувств.»
[Электронный ресурс]
21. Джумаева Курбонбиби Турсуновна, Норова Зарина Исломовна
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ
22. Роль родителей в воспитании патриотических чувств.
[Электронный ресурс]
23. Спортивно - патриотическое воспитание | Статья.
[Электронный ресурс]
24. Патриотическое воспитание молодежи культуры и спорта в образовательных учреждениях.
[Электронный ресурс]
25. Коростелев О. В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОРТИВНО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ
[Электронный ресурс]